Урок ОРКСЭ на тему Христианская семья (модуль ОПК ) 4 класс

Тема урока «Христианская семья»

учитель начальных классов Тарасова Наталья Владимировна МБОУ «Школа № 130»

Модуль
Основы православной культуры

УМК
Просвещение

Тип урока
Урок изучения нового материала

Цель, задачи
Цель: дать понятие о христианском понимании семьи.
Задачи:
познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания;
воспитывать чувство любви к семье, уважение к семейным традициям;
развивать способности коммуникативного общения, учить работать в группе;
вызвать положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Необходимое оборудование
учебник, мультимедийный проектор, компьютер, экран, доска

Дидактическое обеспечение
словари Ожегова и Даля, буквы на магнитах, раздаточные карточки, лепестки ромашек


Планируемые результаты урока

личностные
формирование у учащихся основ семейных отношений, православных традиций семьи

предметные
формирование представлений о понятиях семья, венчание, кольцо, традиции, тактичность, хамское поведение

метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, овладение действиями сравнения, анализа
подведение под понятия, выведение следствий
умение вести диалог, работать в группах

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Собирание идеальной модели семьи в виде ромашки


Литература и Интернет-ресурсы

Основная
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012, словари С.Ожегова и В.Даля

Интернет-ресурсы
http://mults.spb.ru

ЭОРы
Звукозапись песни «Радость моя», мультфильм «Сказание о Петре и Февронии», слайды с фотографиями семей


Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
На экране слайды с разными фотографиями семей, звучит песня о семье «Радость моя»(3 мин.)
Просмотр слайдов и слушание песни,
создание своих представлений

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Подводит понимание темы урока через вопросы:
-О чем прозвучала песня?
Чему будет посвящен наш урок?
-А что для вас слово «семья»?

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока,
активизируют собственные знания по теме

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
-Для каждого понятие семьи разное. Давайте обратимся к словарям и посмотрим, как в них объясняется это слово, а потом сравним с определением в учебнике с точки зрения православия.

После работы со словарями задает вопрос:
-Что же вы хотите узнать о семье?

Находят слово «семья» в словарях Даля, Ожегова, зачитывают определения, затем находят в учебнике и сравнивают




Задают вопросы:
-Откуда начинается семья?
-Что такое брак?
Зачем в семье дети? И т.д.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Дает задание: из букв на доске составить ключевые слова, отвечающие на заданные вопросы (венчание, кольца,
любовь, дети, традиции)
Составляют из магнитных букв, расположенных на доске вразброс слова, читают их

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Разбивает на группы и дает задание:
-найти в учебнике информацию к каждому ключевому слову, прочитать и обменяться полученными знаниями
Находят информацию по своей теме, читают, рассказывают остальным группам

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
-Прочитайте в учебнике две истории:
о Ное и его сыновьях, а также о крестьянской семье (стр.87).

-Подберите синонимы к словам
« хамство» и «тактичность»
Работа в парах.
Читают, подбирают и записывают
близкие по значению слова (один к слову «хамство»,другой к «тактичность»

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Раздает карточки с заданиями.
Выбери, что символизируют:

1)брачные венцы:
Царство
Мученичество
Награда
Вечность
Богатство
2)обручальные кольца:
Бесконечность
Верность
Богатство
Единство
Любовь

Выполняют задание, самопроверка (на экране появляются правильные ответы)

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
На доске желтый кружок с надписью «Семья», у детей белые лепестки из бумаги.
- Ромашка считается символом семьи, любви и верности.
Давайте составим «модель» счастливой семьи. Напишите на лепестках слова-добродетели, на которых должна строиться семья и прикрепите к серединке.

Дети пишут слова (верность, любовь, забота, понимание и т.д.), прикрепляют к серединке цветка на доске, находят повторяющиеся слова, делают вывод, почему получились повторы (совпадение мнений)

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
- Вы наверное слышали, что в России 8 июля отмечают праздник-День семьи, а еще он называется Днем Петра и Февронии Муромских. Свет их любви и верности доходит до нас и поныне. Святые супруги прошли свой земной путь, никогда не разлучаясь, кротостью, терпением и мудростью преодолевая все трудные испытания, выпавшие на их долю. И в жизни вечной их души соединились для небесного пути. С тех давних пор они стали покровителями брака на Святой Руси. В конце урока я хочу показать вам мультфильм «Сказание о Петре и Февронии». Возможно этот праздник станет традицией вашей семьи.

Домашнее задание:
Придумать и нарисовать свой символ семьи
( цветок) и сочинить историю о том, как он принес счастье вашей семье

Смотрят мультфильм, делятся впечатлениями, уточняют и записывают задание.


'ђ Заголовок 515