Внеклассное мероприятие Маленькие герои большой войны

Внеклассное мероприятие
«Маленькие герои большой войны»


Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны. Сегодня мы познакомимся с нашими сверстниками, только сверстниками из прошлого.
Дети войны. В этот солнечный воскресный день 22 июня 1941 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!» У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери-от голода и бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, в худшем концлагерь. Детям своим расскажите. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Песня «А закаты алые»
Перед боем тихие, теплые вечера
И покрыт тревожною сон тишиной
У вчерашних мальчиков гимнастерки новые
И письмо от мамы с собой

Здесь всю ночь горела звезда одинокая
И туман прозрачный лежит у реки
Здесь березы белые, травы высокие
Враг не должен дальше пройти

Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...

Полыхнули взрывы и небо обрушилось
Солнца не видать - прячет дыма стена
Спят березы белые, травы высокие
Забрала вас, мальчики, война

Отстояли Родину в годы суровые
Нет следов далеких, дорог боевых
Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили
Имена героев своих...

Припев:

Ведущий: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством в обычном мирном смысле этого слова.
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детски кроватки Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, видеть, запомнить дети?
Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их. Вслушайтесь в воспоминания детей войны.
1. «Об отце». Свет, затемнение. Читает девочка в черном:
Из счастливого детства я шагнула в смертьНачалась война. Отец остался на оккупированной территории по заданию партии, но дома он не жил его у нас в местечке знали все. Если мы ночью слышали стук в дверь – не тот осторожный, о котором условились с отцом, а другой, у меня начинало дрожать в сердце: это фашисты или полицейские, опять будут допытываться об отце. Я забиралась в самый темный угол на нашей большой печке, обнимала бабушку, боялась уснуть. Как-то поздно ночью пришел отец. Первой его услышала я и позвала бабушку. Отец был холодный, а я пылала жаром, у меня была тифозная горячка. Был он уставший, постаревший, но такой свой, такой родной. Он сидит возле меня и не может уйти. Через несколько часов, как он пришел в дверь постучали. Отец даже кожух не успел накинуть, в дом вломись каратели. Вытолкнули его на улицу. Он протянул ко мне руки, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним до самой речки и кричала: «Папочка, папочка!..» Дома причитала бабушка: «А где же бог, куда он прячется?» Бабушка не смогла пережить такое горе. Плакала все тише и тише и через две недели умерла ночью на печке, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме никого больше не осталось».

Ведущий. Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не могли идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.
Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):
Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.
А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.
Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.
Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.
Конечно, я и на фронт ещё сбегу.
Ведущий: Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет.
Ведущий. Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля.
Ваня: Дяденька! Разрешите обратиться.
Енакиев: Ну что ж, обратись.
В: Дяденька, Вы начальник?
Е: Да, командир. А что?
В: А над капитанами Вы тоже командир?
Е: Над капитанами я не командир. А для чего тебе?
В: Если Вы над капитанами не командир, то и толковать нечего. Мне, дяденька, надо такого командира, чтобы он мог всем капитанам приказывать.
Е: А что надо капитанам приказывать? Это интересно.
В: Всем не надо приказывать. Одному только капитану Енакиеву. Он, дяденька, над разведчиками командует. Ух, дяденька, и сердитый же капитан. Прямо беда!
Е: А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?
В: То-то и беда, что не видел. И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл отвести и коменданту сдать.
Е: Постой. Звать-то тебя как?
В: Ваня Солнцев.
Е: А скажи-ка мне, любезный друг, каким манером ты здесь очутился, если капитан Енакиев приказал отвести тебя в тыл?
В: А я убежал. А потом я мальчика-кавалериста встретил. Его кавалеристы за своего сына приняли: я у них теперь, говорит, сын полка. Потому что я своим, говорит, показался. А ты своим, говорит, не показался. Только он врет, дяденька. Я-то своим показался. Верно, говорю. Они меня жалели. Да только они ничего поделать не могли против капитана Енакиева.
Е: Что ж, выходит дело, что ты всем «показался», а только одному Енакиеву «не показался»?
В: Да, дяденька? А он меня даже ни разу и не видел. Разве можно судить человека, не видавши.
Е: Ну, ладно. Что с тобой делать? Ночью с ребятами ездил?
В: Как не ездил? Ездил, дяденька.
Е: На лошади удержишься? Только теперь не убегай, от меня не убежишь!
В: А я и сам не хочу.
Е: Поживешь пока с артиллеристами. А там увидим. Учиться тебе надо, а не воевать.

Песня «Дети войны»
Дети герои войны
1 Ночами, из леса, во вражеский тыл, с заданием ребята ходили. Крадучись и прячась, чтоб враг не раскрыл, за силами немца следили. Взрывали дороги, мосты, поезда, не дав шанс врагу для покоя. Чтоб наши солдаты сразившись смогли, живыми вернуться из боя. ПР.: Это - Дети Войны, нет страшнее беды. Жизнь начав, погибать от снарядов. Сны, лишь в час тишины, снятся Детям Войны. В партизанских землянках отрядов. Много дней впереди до победной весны,
Когда свадебным белым нарядом Станут вишни цвести в память Детям Войны, Тех, кого с нами нет больше рядом. 2 И подвиг геройский Ваш, Дети Войны, не будет забыт молодыми. Ведь дети, погибшие в годы войны, в сердцах вечно будут живыми. Хоть короток век тех, кого не вернуть, Вам память людская награда. И вклад Ваш в победу он также велик, как подвиг простого солдата! ПР.: Это - Дети Войны, нет страшнее беды. Жизнь начав, погибать от снарядов. Сны, лишь в час тишины, снятся Детям Войны. В партизанских землянках отрядов. Много дней впереди до победной весны, Когда свадебным белым нарядом Станут вишни цвести в память Детям Войны, Тех, кого с нами нет больше рядом.
Проигрыш: ПР.: Много дней впереди до победной весны, Когда свадебным белым нарядом Станут вишни цвести в память Детям Войны, Тех, кого с нами нет больше рядом. - 2раза


Ведущий
«Ленинградские дети» Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что- то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Из записок врача Миловой.
Чтец 1: «Дверь в квартиру была открыта И я без стука вошла в неё. Глазам моим представилась жуткая картина. Полутемная комната. На стульях труп мальчика 14 лет, а вот в детской колясочке – второй крошечного ребенка. На кровати мертвая хозяйка квартиры».

Чтец 2:Молока у мамы давно не было, а Леньку я кормил так: резал на кубики эрзац-хлеб и совал ему в открытый, как у галчонка, ротик. Потом, много лет спустя, мама назвала меня «маленьким героем», а мне да сих пор стыдно. Я так и не признался, что, когда её не было дома, я доставал семейный паек, нюхал и просто смотрел на него.


Ведущая 1. Мария Рольникайте четырнадцатилетней девочкой оказалась на оккупированной гитлеровцами территории, была узницей Вильнюсского гетто и двух концентрационных лагерей –Щтрасденгофа и Штуттгофа. Ее записи того времени – книга «Я должна рассказать» переведена на 18 языков мира. Правда о фашистских кругах ада глубоко тронула душу девочки. Она не может жить спокойно и молчать, она должна рассказать об этом людям, чтобы они никогда не повторили такое.
Чтец: (3) Их расстреляли на рассвете, когда вокруг редела мгла. Там были женщины и дети, и эта девочка была Сперва велели им раздеться и стать затем ко рву спиной. Но прозвучал тот голос детский, Наивный, чистый и живой: Чулочки тоже снять мне, дядя? В смятении на миг эсесовец обмяк, Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат. Он словно скован взглядом синим, и, кажется, он в землю врос: Глаза, как у моей Неминьи, во мраке смутно пронеслось. Охвачен он невольной дрожью, проснулась в ужасе душа, Нет! Ее убить, ее не сможет и дал он очередь спеша. Упала девочка в чулочках, снять не успела, не смогла. . Солдат, солдат, что, если б дочка твоя вот так бы здесь легла? Вот это маленькое сердце пробито пулею твоей. Ты человек, не только немец, или ты зверь среди людей? Шагал эсесовец угрюмо, не поднимая волчьих глаз, Впервые, может, эта дума в мозгу отравленном зажглась? И всюду взгляд ее светился, и всюду чудилось опять, И не забудется отныне: Чулочки тоже, дядя снять?

1 ВЕДУЩИЙ: Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у любого народа дороже детей? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну.

ЧТЕЦ: Две сестры бежали от войны –
Свете восемь, Кате три всего лишь
Вот чуть-чуть еще, и спасены,
За холмом свои, а значит – воля.
Но рванула мина, сея смерть
Позади идущих дымно, гадко.
И один осколок долетел
И ударил младшей под лопатку.
Словно скрыть хотел преступный след
Миллиграмм горячего металла –
Ватник цел, и крови тоже нет,
Только сердце биться перестало.
Старшая сказала: «Хватит, Кать,
Ведь и мне приходится несладко.
Ручку дай, пора уже вставать,
Час еще, и будет все в порядке».
Но, увидев Катин взгляд пустой,
Света на мгновение застыла,
И, котомку выбросив с едой,
На плечо сестру свою взвалила.
И откуда силы в ней взялись,
Но она бежала и бежала
Лишь когда увидела своих,
Пошатнулась и на снег упала.
Подошла к детишкам медсестра,
Маленькую Катю осмотрела
И сказала горестно: «Мертва»
Света сразу в голос заревела.
«Нет, не надо, – разносился крик,-
Люди, люди, разве так бывает?
Старший брат, Иван, в бою погиб
Папу с мамой немцы расстреляли
Почему так много в мире зла?
Разве жизнь сестры моей – игрушка?»
Медсестра за плечи увела
С поля восьмилетнюю старушку.
Ну, а Катю на руки поднял
Пожилой солдат из третьей роты.
«Внученька, – он только лишь сказал,-
Как же я тебя не уберег-то?»
В небесах закаты жгут костры,
И ветра свои роняют вздохи,
Словно тихо плачут две сестры
Искорки безжалостной эпохи.


На сцене мама с девочкой. Мама собирает чемодан, девочка стоит рядом. Затем они спешно уходят. Звук поезда. Мама и Ада сидя.  Ада: Мама, я забыла свою куклу.  Мама :Не расстраивайся, Ада. Приедем на место, соберем денег и купим тете новую куклу.  Ада: Мама а сколько стоит танк? Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт.  Мама: Танк стоит дорого, дочка. Не хватит наших с тобой денег.  Ада: А если все девочки и мальчики отдадут свои деньги из копилок, на них можно будет купить танк?  Мама: Ну, если все- то можно.  Дети уходят со сцены.  Идет показ презентации « МАЛЮТКА» (фото танков).  На сцену выходит ведущий.  Ведущий: И вскоре в редакцию газеты « Омская правда» принесли конверт, в котором оказались деньги и письмо  Ученица « Я , Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой» 
Ведущий: Письмо было опубликовано в газете, и в редакцию посыпались конверты , написанные неровным детским почерком. Деньги поступали ежедневно- рубли, даже мелочь, что была в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с мечтой о желанной игрушке.  На детские деньги был выпущен лёгкий танк Т-60.  Ведущий: Осенью 1943 войска освободили город Ады и она вернулась домой. Отец девочки погиб в бою. Не суждено было сбыться мечте Ады о том, чтобы воевал на МАЛЮТКЕ. В хронике Сталинградской битвы есть кадры, запечатлевшие сдачу в плен генерала-фельдмаршала Паулюса. Среди растянувшихся танковых колонн, стоит легкий Т-60 с надписью МАЛЮТКА. 
Ведущий: На земле самый лучший народ- дети. Как уберечь нам его? Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с незаплетенными косичками. Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар.

Ученик:
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров,
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Пускай сердца, волнуясь, замирают,
На мирные дела пускай зовут,
Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!

Песня «О той весне»
Кино идет,
Воюет взвод,
Далекий год
На пленке старой...
Нелегкий путь,
Еще чуть-чуть
И догорят войны пожары...
Счастливый май,
Любимый край,
Своих солдат встречай скорее...
От ран обид
Земля дрожит
Теплом души ее согреем...

ПРИПЕВ:
И все о той весне
Увидел я во сне,
Пришел рассвет и миру улыбнулся,
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела,
И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою,
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых
И рядовых,
И офицеров...
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери...
Я помню свет
Далеких лет,
В свою страну
Я буду верить...
ПРИПЕВ:...2 раза

15