Интегрированное занятие в старшей группе Кто как летает по воздуху

МКДОУ «Детский сад № 21 «Теегин айс" г.Элиста, Республика Калмыкия











Кто как летает по воздуху.
(интегрированное занятие в старшей группе).

Составитель: старший воспитатель Байрамукова Т.И.

















Элиста, 2016

Кто как летает по воздуху.
(интегрированное занятие в старшей группе).

Программное содержание.
- Уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полёту по воздуху (у птиц крылья; взлетая, они раскрывают их и делают взмахи; крыльями и раскрытым хвостом они опираются о воздух; у птиц лёгкое тело, они мало, но часто едят, чтобы не быть тяжёлыми; их тело покрыто очень лёгкими перьями – пуховыми и маховыми: пуховые перья, маленькие и пушистые, для тепла; маховые, длинные и жёсткие, с полым (пустым) стержнем, растут на крыльях и хвосте, ими птица опирается о воздух, отталкивается от него).
- Познакомить с другими животными, которые могут летать или совершать небольшие перелёты по воздуху, с их приспособленностью к такому передвижению (летучие мыши, белки-летяги, летающие рыбы, насекомые).
- Показать, что есть нелетающие птицы (пингвины, страусы), потому что у них маленькие (относительно тела) крылья.
- Познакомить с приспособлениями и механизмами, позволяющими человеку летать по воздуху (самолёт, вертолёт, воздушный шар).
Материал. Картины с изображением знакомых птиц; пуховые и маховые (крылья) перья (на каждого ребёнка); два листа белой бумаги, бумага для изготовления бумажных птиц и вееров. Игрушки, картины с изображением самолёта, вертолёта, воздушного шара.
Ход занятия.
1 часть. Непродолжительная беседа о знакомых птицах: воспитатель загадывает загадки, ставит картины и просит ребят рассказать то, что они знают об этих птицах.

Верещунья белобока,
А зовут её (сорока).
2. Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (дятел).
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (дятел).
4. Чёрный, проворный,
Кричит "крак" – червякам враг. (грач).
5. И петь не поёт,
И летать не летает
За что же тогда
Его птицей считают? (страус).

Воспитатель уточняет, как птицы приспособлены к полёту. Напоминает, что воздух – очень лёгкая среда, опираться о него, передвигаться в нём может не каждое живое существо. Птицы хорошо приспособлены к полёту по воздуху. Им в этом помогают:
- лёгкое тело – они понемногу едят;
- лёгкие перья, которые покрывают всё тело. Воспитатель подбрасывает кучку пуховых перьев, дети наблюдают их полёт, собирают, рассматривают, ощущают их невесомость. Воспитатель поясняет: они предназначены для сохранения тепла в холодное время. Затем дети рассматривают маховые перья, их строение (плотность, жёсткость, полый стержень).
- большая поверхность крыльев и хвоста, которыми птица опирается о воздух, отталкивается от него. Воспитатель 2-3 раза демонстрирует падение с высоты 2-х листов бумаги – гладкого и скомканного. Дети наблюдают, объясняют, как и почему они по-разному падают (гладкий лист – это модель крыла).
Воспитатель подводит итог: кратко перечисляет те особенности птицы, которые помогают ей летать по воздуху. Сообщает, что есть птицы, которые не могут летать. Спрашивает: как они называются? Если дети затрудняются, показывает картинку и просит назвать. Воспитатель также сообщает, что некоторые животные тоже могут летать. Дети, если знают, называют их и объясняют, почему они могут летать на небольшие расстояния. Воспитатель сообщает, что и человеку очень хочется летать, но они не приспособлены к этому (тяжёлый, не имеет крыльев, не покрыт перьями). Но человек умеет изобретать и работать – он придумал разные приспособления для полётов. Воспитатель рассматривает вместе с детьми картинки, иллюстрации, игрушки, обсуждает, кто как летает или почему не летает.
2 часть. Дети делают из бумаги голубей (мальчики), веера (девочки), и обыгрывают поделки.


15