Технологическая карта к уроку русского языка на тему Большая буква в фамилиях, именах и отчествах (1 класс)


Технологическая карта урока
Учебный предмет: Русский язык
Умк: «Планета знаний»
Класс: 1
Тема: Большая буква в именах, фамилиях и отчествах
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Цель: повторить правило написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах; формировать умение использовать заглавную букву в написании имён собственных.
Задачи:
образовательная: формирование навыка правописания большой буквы в именах, фамилиях и отчествах  людей;
развивающая: развитие у учащихся мыслительных операций: сравнения и обобщения;
воспитательная: содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании; воспитывать уважительное отношение друг к другу; воспитание познавательного интереса
Проблемно – диалогическая технология
Методы:
Работа с учебником
Объяснение
Демонстрация
Организация наблюдения
Упражнения
Беседа
Приёмы:
Устный фронтальный опрос
Взаимопроверка
Письменный индивидуальный опрос
Основные понятия и термины: Имена собственные
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание;
метапредметные: 
познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
личностные: развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Ресурсы: УМК «Планета знаний». Учебник по русскому языку, 1 класс. Автор: Т.М.Андриянова, В.А.Илюхина, рабочая тетрадь
Средства:
Учебник и учебное пособие
Наглядные пособия
Дидактические материалы
Этапы урока Время Цель Содержание учебного материала Методы и приёмы работы ФОУД Деятельность учителя Деятельность обучающегося1.Огранизация начала занятия 1 мин. Подготовка учащихся к работе7 Приветствие, фиксация отсутствующих, организация внимания учащихся, проверка подготовленности помещения Беседа Ф Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
Приветствуют учителя, готовятся к занятию
2.Подготовка к основному этапу 7 мин. Обеспечение мотивации и сообщение темы На доске написано: Пётр Ильич Чайковский,
Лев Николаевич Толстой,
Александр Сергеевич Пушкин
На доске записаны слова: Уч..ник, ..зык, ру…кий, б..рёза, в..робей, с..орока, р..ебята, м..едведь, м..роз, дев..чка.
Наблюдение, проблемная ситуация, словарная работа Ф -Как записаны имена, отчества и фамилии этих людей?
-Знаете ли вы, как называются слова, предназначенные для называния конкретного предмета или явления?
-Какие слова относятся к именам собственным?
-С правописанием, каких слов мы будем работать на уроке? Попробуйте сформулировать цель
- Перед вами слова, в них пропущена орфограмма, вам нужно вставить пропущенные буквы, подчеркнуть орфограмму и расставить ударение.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему, выполняют словарную работу, производят взаимопроверку, сравнивают друг с другом
Физминутка2 мин. 3. Усвоение новых знаний 20 мин. Обеспечение соприятия и активизация первичного запоминания Работа по учебнику, изображение Юрия Гагарина, запись упражнения в тетрадь, работа в парах. Работа с текстом, беседа Ф
Г Читает правило.
Просит прочитать стихотворение
-О ком эти строки?
- Где находятся дети?
- Как звали детей?
- С какой буквы пишутся эти слова? Почему?
- Запишите эти имена в тетрадь и подчеркните в этих словах заглавные буквы.
- Прочитайте текст на странице 58 упражнение 2.
- О ком тут говорится?
- Знакомо ли вам это имя?
- Знаете ли вы, какого числа был совершен первый полёт в космос?
Рассказывает о первом полёте человека в космос.
- А теперь представьте, что вы стали взрослые. Как вас будут называть?
- Представьтесь соседу по парте. Назовите ваше полное имя, отчество и фамилию.
- Запишите своё полное имя и фамилию в тетрадь. Подчеркните в словах заглавные буквы.
Следит за правильностью выполнения задания. Слушают учителя.
Читают стих отвечают на вопросы:
- О детях
- На уроке
- Миша, Юра, Шура, Ахмет, Коля, Оля, Галя, Валя
- С большой, потому что это имена собственные
Записывают задание в тетрадь.
Читают текст
- О Юрии Гагарине
Дети представляются друг другу, называя свою фамилию, полное имя и отчество.
Выполняют задание в тетради.
4.Первичная проверка понимания 2 мин Установление правильности усвоения нового материала На доске записано: Мама купила лене шарик. таня и петя играют в песочнице. гоша не хочет спать. Устный опрос Ф Просит исправить ошибки в предложениях.
-Почему вы написали именно так? Правильно записывают предложения.
-Потому что Лена, Таня, Петя, Гоша – имена собственные и они пишутся с большой буквы.
5. Первичное закрепление 4 мин. Умение правильно писать имена собственные Работа по учебнику Устный опрос Ф -Посмотрите упражнение 3. Составьте предложение из этих слов.
- О ком оно
- Как звали мальчика?
- С какой буквы записаны имя и фамилия мальчика?- Как различаются одинаковые по звучанию слова?
- Что означает слово «рыжики»?
Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните орфограммы. Составляют предложение из слов.
- О мальчике, который набрал грибы
-Слава
- С большой
-Пишутся с разных букв
-Грибы
Записывают предложение в тетрадь.
6. Контроль и самопроверка 2 мин. Осознание каждым обучающимся степени овладения данным материалом Работа с учебником Устный опрос Ф - Посмотрите упражнение 6. Прочитайте слова. Какие слова всегда пишутся с большой буквы?
Почему вы так решили?
- Молодцы! Запишите, пожалуйста, эти слова в тетрадь.
Читают слова
- Вася, Таня, Иванов, Жукова
- Это имена и фамилии
Записывают слова в тетрадь.
7.Подведение итогов. Рефлексия. 2 мин. Анализ работы Стенд с рефлексией Беседа Ф Какое правило мы сегодня с вами вспомнили и применили на практике?
- Чему научились?
- Посмотрите пожалуйста на стенд, оцените свою работу.
- Имена собственные пишутся с большой буквы.
- Различать имена собственные
Оценивают свою работу.