Конспект урока по русскому языку по темеЗаглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях. (1 класс)


Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях».
(1 класс УМК «Школа России»)
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, развивать умение писать заглавную букву в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях городов.
Планируемые результаты:
Личностные:
контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;
формирование уважительного отношения к иной точке зрения;
развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
Метопредметные:
1. планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, работать в парах;
2. уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
3. высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважать мнение других.
Предметные:
учащиеся научатся распознавать имена собственные;
писать имена собственные с заглавной буквы;
применять правило написания заглавной буквы
Оборудование: учебники, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Прозвенел звонок,Начинается урок.Наши ушки на макушке.Глазки шире открываем,Слушаем и запоминаем.Ни минуты не теряем.
II. Чистописание.
М л Ш
- Назвать буквы.
- Что вы о них знаете? (по одному ученику рассказывают: глас\согл; какие имеют звуки: звон\глух; тв\мяг.)
- Как вы думаете, какая буква лишняя и почему? (л – строчная, другие заглавные)
- Для чего нужны заглавные буквы?
- Давайте подумаем, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
III. Актуализация знаний.
Учебник упр.1 стр.123
- Прочитайте слова каждой группы.
- Постарайтесь объяснить, почему каждая группа пишется с большой буквы.
- Подберите другие слова к каждой группе.
IV. Работа по теме урока.
Давайте послушаем объяснение. (электронное приложение на электронном носителе к учебнику «Русский язык» 1 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Тема «Заглавная буква в словах»)
Словарная работа.
- Назовите город, в котором мы живём.
- Запишем название нашего города. Какое правило должны помнить, чтобы правильно записать это слово?
(Рассказ учителя о происхождении названия города)
- Назвать столицу России. (Москва)
- Рассказать о слове. (сколько слогов, почему; ударение, какую букву должны запомнить и почему; сколько букв и звуков)
- Записать слово, поставить ударение, безударную гласную подчеркнуть.
- Прочитать пословицу и объяснить её значение:
Москва – мать городов русских.
- Списать пословицу.
3. Упр. 2 стр. 123 (работа в парах) устно.
- Прочитать слова. Что записано? Что интересное заметили? (имена полные и сокращённые)
- К полному имени подобрать сокращённое.
4. Упр.3 стр. 125
- Назовите своё полное имя и сокращённое.
- Запишите в тетрадь сначала своё сокращённое имя, а затем полное.
- Подумайте, как ласково могут вас называть. (устно)
Физминутка.
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
Раз-два – поднялись,
Раз-два – руки вниз.
5. - У каждого из нас есть фамилия. Фамилии люди на Руси получали не просто так. Их давали по месту, где жил человек. Мастеровые люди получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников. Послушайте об этом стихотворение:
Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов –
Отец отца отцов.
С пилою Пильщиков дружил.
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат. Как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.
- Подумайте, как произошла ваша фамилия?
6. – Прочитайте имена людей. Образуйте отчества от этих имён.
Борис - …
Алексей - …
Иван - …
Сергей - …
- Записать образованные отчества. (по 1 чел. у доски)
7.Самостоятельная работа.
- Прочитать текст. Найти и исправить ошибки. Списать текст правильно.
Около реки калиновка стоит деревня Калиново. тоня жданова и серёжа макеев купаются в реке. А вот и луг там корова Зорька.
(Самопроверка с доски)
V. Рефлексия.
(электронное приложение на электронном носителе к учебнику «Русский язык» 1 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Тема «Заглавная буква в словах»)
- Закончите предложения:
- Я научился…
- Мне было интересно…
- Теперь я буду…
- Мне было трудно…
- Я сегодня закрепил знания…
VI. Подведение итогов урока.
- Назовите тему нашего урока.
Что нового вы сегодня узнали?
А где вы сможете применять свои знания?