Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Имя прилагательное» на уроке русского языка в 6 классе на основе комплексного анализа текста


Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Имя прилагательное» в 6 классе на основе комплексного анализа текста.
Цели урока:
Образовательная: повторение морфологических признаков имени прилагательного, ранее изученных тем « Словообразование», « Лексика», « Фонетика»
Развивающая: формирование умения выстраивать суждение, отстаивать свою точку зрения, устанавливать причинно - следственные связи.
Воспитательная: воспитание любви к русскому слову, родной природе.
Раздаточный материал - распечатанный текст на партах.
Текст для работы.
Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тих… зимн… день выйдешь, бывало, из охотничьего домика в лес на лыжах- дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея тонк… стволы молодых берёз.
Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые звуки. Где- то застучал неутомимый дятел, белка теребит у вершины ели спел… шишку.
Лесную тишину нарушают вдруг весёл… негромк… птичьи голоса. Это стайка красногрудых клестов пронеслась над головой. Удивительно красивы эти птицы, оживляющие тишину зимн… леса.
( Соколов - Микитов)
Задания для работы с текстом.
Прочитайте выразительно текст, определите его тему и идею. Озаглавьте текст.
Вставьте пропущенные в тексте буквы, объясните их написание.
Выпишите из текста прилагательные по следующим колонкам:
- качественные
- относительные
- притяжательные
4. Выпишите из текста как можно больше прилагательных с разными суффиксами, объясните их написание.
5.Образуйте все формы простой и составной сравнительной и превосходной степени от прилагательных: весёлый, красивый, зимний, тонкий, хороший.
6. Произведите морфологический разбор прилагательного КРУЖЕВНЫМИ ( арками).
7. Объясните несоответствие букв и звуков в слове СПЕЛУЮ. Чем интересно это слово с точки зрения фонетики?
8. Найдите сложное прилагательное в тексте. Объясните его правописание.
9. Разберите следующие прилагательные по составу: зимний, внимательного, негромкие.
10. Подберите синонимы к следующим прилагательным: негромкие ( голоса ), спелая ( шиш
ка). Какие слова называются синонимами?
11. Подберите антонимы к прилагательным: тонкие ( стволы) , молодые ( березы). Какие слова называются антонимами?
12. Произведите синтаксический и пунктуационный разбор первого и второго предложений во втором абзаце.
13. Найдите эпитеты в тексте. Поясните, какую функцию они выполняют?
14.Придумайте свои эпитеты для описания зимнего леса.