Публикация по музыке на тему: «Использование информационных технологий на уроках музыки при закреплении и обобщении темы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

ВЫПУСК № 11
ФЕВРАЛЬ, 2010



Справочно-информационное издание отдела образования Администрации Устиновского района
г. Ижевска


Серия:
педагогические работники


Районный семинар
для учителей музыки
Тема: «Использование информационных технологий на уроках музыки при закреплении и обобщении темы»
(очно - заочный).




12 февраля 2010 год
МОУ «СОШ № 53»




Ижевск, 2010
Справочно-информационное издание
отдела образования
Администрации Устиновского района г. Ижевска




Составитель: Н.А. Кулемин, к.п.н., доцент, начальник отдела образования




Ответственный за выпуск: М.В. Степин, ведущий специалист-эксперт отдела образования




Материалы информационного сборника предназначены для практической деятельности административных и педагогических работников образовательных учреждений.




© Н.А. Кулемин

© Отдел образования Администрации Устиновского района



Представленные материалы печатаются без редактирования
Содержание



стр.

1
Аннотация
4

2
Программа и регламент проведения
5

3
Список участников
6

4
Выступления участников семинара
7

4.1
Лушникова В.Ф., директор МОУ СОШ № 53.
«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»
7

4.2
Шахминова М.Р., специалист - эксперт РОО
«Развитие ИКТ в сфере образования: направление, проблемы и перспективы»
8

4.3
Тимирханова Е.Н., руководитель РМО учителей музыки, учитель музыки МОУ «СОШ № 78»
“Использование мультимедийных технологий на уроке музыки”.
10

4.4

Вахрушева Л.В. , учитель музыки МОУ «СОШ № 53»
«Использование познавательно – развивающих игр при обобщение темы урока»
11

4.5
Чеброва Л.Д., учитель музыки МОУ «СОШ № 32»
«Методы и формы закрепления и обобщения темы на уроках музыки с использованием ИКТ»
14

4.6
Андреева С.В., учитель музыки МОУ «СОШ № 54»
«Использование ИКТ при закреплении темы «Музыкальные инструменты»
18

4.7
Хохрякова Е.А., учитель музыки МОУ СОШ № 7
«Обобщающий урок по теме: «Симфонический оркестр»
19

4.8
Смердова Н.В., учитель музыки МОУ « СОШ № 77»
«Тематическое обобщение и закрепление изученного с применением ИКТ на уроках музыка в классах 1,2 ступеней обучения»
21

4.9
Скворцова Т.А., учитель музыки МОУ СОШ № 49
«Использование различных форм тестовых заданий на обобщающих уроках»
24

4.10
Журавлёва Т.М., учитель музыки МОУ « СОШ № 93»
«Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки»
26

4.11
Распопина Н.Б., учитель музыки «С(К)О школа № 101 VI вида»
«Использование презентации на уроках музыки»
28

4.12
Абрамова Т.Б., педагог дополнительного образования ЦДТ
«Использование ИКТ на уроках фортепиано в системе дополнительного образования»
30

5
Информационное письмо районного отдела образования
33









Аннотация
семинара РМО учителей музыки

Тема: Использование информационных технологий на уроках музыки при закреплении и обобщении темы.

Место проведения: МОУ СОШ № 53, каб. 315
Дата проведения: 12.02.2010
Время проведения: 14.30ч.- 16.00


Программа семинара реализуется в рамках районного эксперимента «Создание целостной многоуровневой и многофункциональной системы экспериментальной работы как опорного механизма управления развитием образования в районе».
Актуальность семинара определяется противоречием практики образования между созданием нового качества образования и недостаточным уровнем педагогических знаний и опыта внедрения информационных технологий в обучении музыки.
Цель семинара: Распространение опыта внедрения в образовательный процесс обучения музыке информационных технологий, как один из методов обобщения и закрепления темы.
Семинаром предусмотрена образовательная деятельность по определению ценностей, целей, направления развития современного образования в области «Музыка», корректировка и расширение знаний учителей музыки в области использования информационных технологий.
Запланировано: знакомство с общими понятиями информационных технологий; правила составления презентаций, условия для проведения занятия-обобщения.
В практической части будет показано использование мультимедийных презентаций при обобщении и закреплении тем четверти (разработка викторин, кроссвордов), анализ презентаций. Объем выступлений – не более 10 минут.
Приглашаем заинтересованных педагогов принять участие в данном семинаре.
Заявки с темами выступлений отправлять до: 08.02.2010 по факсу 37-17-06 (приемная МОУ СОШ № 53)



Директор МОУ «СОШ № 53» Лушникова В.Ф.



Руководитель РМО учителей музыки: Тимирханова Е.Н.












Программа проведения
семинара учителей музыки по теме:
«Использование информационных технологий на уроках музыки при закреплении и обобщении темы».

Место проведения: МОУ «СОШ № 53» к.315
Время проведения: 14.30 -16.15


п/п
Мероприятие.
Время.
Ответственный.


Встреча и регистрация участников семинара.
14.00 –
14.30
Болоткова Е.М.,
зам. директора
МОУ «СОШ №53»


Приветственное слово и выступление директора МОУ СОШ №53 «Развитие информационных технологий в МОУ СОШ № 53»
14.30-
14.40
Директор
МОУ «СОШ №53»
Лушникова В.Ф.


Выступление «Развитие ИКТ в сфере образования: направление, проблемы и перспективы»
14.40-
14.50
Специалист - эксперт РОО
Шахминова М.Р.


Выступление «Использование мультимедийных технологий на уроке музыки»
14.50 –
15.00
Руководитель РМО учителей музыки
Тимирханова Е.Н.
(СОШ № 78)


Выступление «Использование познавательно –развивающих игр при обобщение темы урока»
15.00-
15.10
Вахрушева Л.В.
(СОШ № 53)


Выступление «Методы и формы закрепления и обобщения темы на уроках музыки с использованием ИКТ»
15.00-
15.10»»
Чеброва Л.Д.
(СОШ № 32)


Выступление «Использование ИКТ при закреплении темы «Музыкальные инструменты»
15.10-
15.20
Андреева С.В.
(СОШ № 54)


Выступление «Обобщающий урок по теме «Симфонический оркестр».
15.20-
15.30
Хохрякова Е.А.
(СОШ № 7)


Выступление «Тематическое обобщение и закрепление изученного с применением ИКТ на уроках музыка в классах 1,2 ступеней обучения.
15.30.-
15.40
Смердова Н.В.
(СОШ № 77)


Выступление «Использование различных форм тестовых заданий на обобщающих уроках»
15.40 –
15.45
Скворцова Т.А.
( СОШ № 49)


Выступление «Использование информационно коммуникативных технологий на уроках музыки»
15.45 –
15.50
Журавлёва Т.М.
(СОШ № 93)


Выступление «Использование презентации на уроках музыки»
15.50 –
16.00
Распопина Н.Б.
(С(К)ОУ № 101)


Выступление «Использование ИКТ на уроках фортепиано в системе дополнительного образования»
16.00 -16.10
Абрамова Т.Б.
(ЦДТ)


Подведение итогов семинара
16.10 – 16.15
Директор школы Лушникова В.Ф.








Список участников семинара.

№п/п
Ф.И.О.
Должность

1
Лушникова В.Ф.
директор МОУ СОШ № 53.

2
Шахминова М.Р.
специалист - эксперт РОО

3
Тимирханова Е.Н.
руководитель РМО учителей музыки, учитель музыки МОУ «СОШ № 78»

4
Вахрушева Л.В.
учитель музыки МОУ «СОШ № 53»

5
Чеброва Л.Д.
учитель музыки МОУ «СОШ № 32»

6
Андреева С.В.
учитель музыки МОУ «СОШ № 54»

7
Хохрякова Е.А.
учитель музыки МОУ СОШ № 7

8
Смердова Н.В.
учитель музыки МОУ « СОШ № 77»

9
Скворцова Т.А.
учитель музыки МОУ СОШ № 49

10
Журавлёва Т.М.
учитель музыки МОУ « СОШ № 93»

11
Распопина Н.Б.
учитель музыки «С(К)О школа № 101 VI вида»

12
Абрамова Т.Б.
педагог дополнительного образования ЦДТ

13
Урусова Р.А.
зам. директора по АХР МОУ «СОШ № 53»

14
Ханова Т.М.
зам. директора по безопасности МОУ «СОШ № 53»

15
Мосина Т.И.
зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 53»

16
Ардашева О.И.
зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 53»

17
Болоткова Е.М.
зам. директора по НМР МОУ «СОШ № 53»

18
Урванцева Е.Г.
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 53»

19
Суворова С.М.
учитель русского языка МОУ «СОШ № 53»

20
Заева И.И.
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 53»

21
Мухачева С.В.
учитель русского языка МОУ «СОШ № 53»

22
Килина Т.В.
учитель иностранного языка МОУ «СОШ № 53»













Лушникова В.Ф., директор МОУ СОШ № 53.

«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»

Информационное пространство школы это довольно сложная система, и в идеале она должна обеспечить условия эффективного взаимодействия всех структур школы с целью повышения качества образовательного процесса. Управление сформированной системой призвано обеспечить использование кадровых, материально-технических, финансовых, временных и других ресурсов с максимальной эффективностью и продуктивностью для развития детей.
ИКТ используются сегодня в школе в нескольких направлениях:
1. Информатизация управления школой:
для автоматизации документооборота и канцелярских работ;
для создания базы данных по учащимся и сотрудникам;
для хранения различной информации управленческого характера;
2. В образовательном процессе:
для обучения учащихся основам компьютерной грамоты, информатике и программированию;
для диагностики качества образования (тесты);
для подготовки презентаций и докладов, выступлений;
как средство наглядности на уроках при введении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
для проведения практических занятий (компьютеры, компакт-диски);
для самообразования учащихся и учителей (компьютерные классы, компакт-диски, Интернет, дистанционное образование).
3. Для видеосъемки школьных мероприятий и создания видеотеки по истории школы.
4. Для получения информации через подключение к Интернету.
5. Для электронной переписки.
В каждой школе функционирует информационная система, это веление времени. И в нашей школе формирование этой системы процесс открытый. В планах - создание школьного информационного центра, создание локальной общешкольной сети. Предполагается деятельность кабинета информатики подразделить на учебный процесс, организацию внеурочной деятельности учащихся, место для индивидуальной работы по подготовке документов, докладов, презентаций учащимися и учителями. Большой проблемой является отсутствие в штатном расписании школы ставки заместителя директора по информатизации, который являлся бы координатором всей проводимой работы по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс. Для поддержки компьютерной техники в рабочем состоянии приглашаем по мере необходимости программиста и техника по обслуживанию.
Обучение учителей пользовательским навыкам проводится в ИПКиПРО УР, Академии информационных технологий, где разработаны программы разноуровнего обучения преподавательского состава навыкам работы на компьютере. По данным анкетирования учителей школы (в рамках исследования Академии информационных технологий) 9 учителей школы показали низкий уровень владения ИКТ, 19 учителей – средний и 17 – высокий, таким образом, 80% учителей школы владеют навыками пользования компьютером на высоком и среднем уровне. Это работа в сети Интернет, использование мультимедиа, создание презентаций. Анализ показал, что большинство учителей школы пользуются Интернет при подготовке к урокам. Наиболее популярные сайты – «Открытый урок», «Педсовет», «1 сентября». Сами готовят презентации к урокам – 11 педагогов к урокам литературы, музыки, МХК, биологии, географии, геометрии. Используют фрагменты фильмов – 10 педагогов, на уроках биологии, ОБЖ, истории, литературы, ИЗО, в начальной школе, на классных часах. Заместители директора пользуются системой «EXEL» при составлении отчетов, составляют таблицы, графики и диаграммы при анализе учебно-воспитательной работы. В проведении исследовательской работы с учащимися используются компьютерные программы учителями химии, биологии, экологии, технологии как на занятиях научного общества учащихся «Формика», так и индивидуально. И, наконец, компьютерные технологии широко используются и обучающимися. Так, на уроках музыки, МХК, географии, ребята сами готовят презентации в качестве домашнего задания, работают над созданием видеофильмов, используют Интернет при подготовке к урокам. Коллектив щколы мобильный, мы готовы развиваться и дальше в освоении и применении ИКТ. Идет постоянное сотрудничество с Академией информационных технологий, разрабатывается виртуальная экскурсия по школе, в проектах – разработка личных сайтов учителей. Активнее всего используются ИКТ учителями художественного – эстетического направления. Если раньше ТСО - это были диафильмы, диапроекторы, проигрыватели, магнитофоны, то сейчас на смену этой техники пришел компьютер. Сегодня учителя музыки поделятся своим опытом работы в этом направлении.




Шахминова М.Р., специалист - эксперт РОО

«Развитие ИКТ в сфере образования: направление, проблемы и перспективы»

Информатизация образования требует смещения акцентов в провозглашенных ныне целях образования, побуждает изменить объем и состав подлежащего изучению материала. На передний план выходит задача развития навыков и освоения новых средств телекоммуникации (обмена результатами информационной работы). Естественно ожидать, что эти изменения должны найти отражение в характере и содержании учебной работы школьников.
Теоретически, образованный член информационного общества должен:
- знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
- уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальном, графическом и числовом формах;
- уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.
Однако далеко не все создаваемые учебные программы отвечают этим требованиям.
Система классического образования молчаливо предполагала, что существует хорошо известный набор базовых источников информации, которые содержат весь необходимый современному человеку культурный багаж, достаточный для образования. В современной образовательной практике предполагается совместное создание информационных блоков учителем и учеником.
Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность - первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.
Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, ПК. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Это может быть использовано учителями.
Но важно не само по себе использование ИКТ, так как соответствующие технологии могут быть недоступны или ограниченно доступны в школе. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). И как показывает практика, соответствующие средства ИКТ по мере роста их доступности быстро и легко становятся естественной частью таких уроков.
Очень часто упускается из виду, что и сами средства коммуникации быстро эволюционируют. Так, сегодня существенно выросло значение письменной речи: многие школьники переписываются в чатах не меньше, чем пишут на уроках в школе. Этот навык можно использовать и на уроках учителей-предметников и может стать вариантом дистанционного обучения, например, консультаций.
Главным признаком того, что данная работа стремится решить задачи обучения школьников телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что ее содержание и структура предоставляют необходимое пространство для коммуникации. Дополнительно к традиционному ответу на уроках такая работа может предусматривать проведение ученических конференций, что позволяет использовать возможности групповой работы с соответствующими обязательными сообщениями о ходе ее выполнения и полученных результатах.
Цифровая информационная среда помогает изменить практику распространения информации в школе, что в свою очередь, приводит к перераспределению ответственности за результаты учебной работы, дает учителю новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения и принципиально меняет его работу. С одной стороны это привлекает учителя, а с другой – отталкивает, так как виртуальная среда все еще непонятна для многих.
Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.
Учащимся интересно выполнять задания учителя-предметника, используя для этого какие-либо программы обработки информации.
Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком.
Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Проекты позволяют глубже понять, как применить полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.
Таким образом, мультимедиа начинает выступать как средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент ученика, каким сегодня является книга и карандаш.
Однако стоит заметить, что никакая «машина», ни одни информационные технологии не могут заменить «живого» учителя, чей труд по-прежнему остается самым надежным и действенным методом для воспитания индивида и формирования определенных личностных качеств.






Тимирханова Е.Н., руководитель РМО учителей музыки, учитель музыки МОУ «СОШ № 78»

“Использование мультимедийных технологий на уроке музыки”.

Известно, с каким жадным любопытством тянутся подростки (особенно – мальчики) к техническим новинкам, в какой восторг их приводит вид радиоаппаратуры на эстраде (микрофоны, операторские пульты и звуковые колонки), магические ритмы громкой заводной музыки. Нелегко втолковать им в этом возрасте понимание шедевров вечной классики и уважения к истинно великим музыкантам.
Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки.
На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально – ответственная, конструктивно вооруженная личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приемы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ. Педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека – совершенствоваться, развиваться, преодолевать недостатки.
Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду так же информационные технологии, т.е технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Полученный в результате объем знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в тоже время, обогащая опыт, расширяя кругозор, сподвигает на изучение, узнавание, познание; формулирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, никакой учебно-воспитательный процесс не мыслим без формирования определенного объема знаний.
Одно из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века является ознакомление учащихся с информационно – компьютерными технологиями. Их освоение:


· обеспечивает интеграцию информатики и музыки;

· способствует повышению интереса у учащихся к предмету;

· является оптимальной формой обобщения теоретического материала по теме;

· даёт возможность ярко, наглядно представить иллюстративный материал на уроке, видеоряд, звукоряд;

·позволяет совместить теоретический материал с практическими заданиями и воспользоваться подсказками, размещенными в пособиях;

· сокращает время доступа к информации, предоставляет возможность проверить знания учащихся по пройденным темам;

· является легко изменяемой и дополняемой формой учебного пособия.
С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музея (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту.
При разучивании песен на уроках музыки в школе, так называемые минусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, включение компьютеров в программу общеобразовательной школы способствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности.
Музыкально- компьютерные программы - одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.
Урок с использованием компьютера подразумевает несколько иную организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Время работы, также ограничено. Задания носят конкретный характер. Цель работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.
Например, изучая тему ”Музыкальные инструменты” в контексте симфонической сказки “Петя и волк” С.Прокофьева, дети находят историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенности. Все энциклопедические статьи сопровождаются видео-звукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации.
Выразительно и ярко проходят уроки по теме: ”Природа в музыке” (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Учащиеся работают в микрогруппах, а затем делятся полученной информацией. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребенок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.
Проведению таких уроков помогают диски фирмы “Кирилл и Мефодий “: “Музыкальный класс”,”Шедевры музыки”,”Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки”,”Жизнь и творчество композиторов”. У учащихся развиваются творческие и интеллектуальные способности. Применение информационных технологий повышает активность ребят, насыщенность и результативность урока. Дополнительную информацию дети имеют возможность почерпнуть из медиатеки КМ.
При изучении и обобщении темы, компьютерные музыкальные программы позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений в видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.



Вахрушева Л.В. , учитель музыки МОУ «СОШ № 53»

«Использование познавательно – развивающих игр при обобщение темы урока»

XXI век - это время технического прогресса, который развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии - компьютер, сотовый телефон, фото- и видеокамеры, мультимедийные проекторы. Практически в каждой школе есть компьютерный класс.
Часто задаёшься вопросом: что для молодёжи современно и интересно? Прежде всего, информационно-компьютерные технологии. Их доступность и разнообразие позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей.
Использование компьютера на уроке музыки, в практической работе, возможно на различных этапах урока:
Слушание музыки:
*Музыкальные проигрыватели («Windows Media Player», «Win Amp»);
*Музыкальные энциклопедии(«Энциклопедия классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия»);
Вокально-хоровая работа:
*Программы для пения караоке(Vocal Jam, Gala Kar, Vanbascos karaoke player);
Фонограммы:
*Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.(Do Remix, DRGN, Mikrosoft Music Producer, Magix Music Ma Ker).
*Различные этапы урока - закрепление, обобщение, изложение нового материала:
*Игровые программы: («Щелкунчик», «Волшебная флейта, «Картинки с выставки» и др.)
*Работа с музыкальными, аудио, видео-записями.
Урок музыки - не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.
Выше перечисленные программы имеют достаточно большие возможности. Благодаря им мы можем увидеть различные линии, графики, которые постоянно меняются, двигаясь вместе с музыкой.
Огромную помощь в проведении уроков дают музыкальные энциклопедии.
Очень интересна энциклопедия "Мир музыки”. Она состоит из двух больших разделов:
-Великие композиторы: в этот раздел вошли биографии, этапы творческого пути и сочинения таких композиторв как : И.С.Бах, Л.В.Бетховен, Вагнер, Верди, М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, С.Рахманинов, Н.А.Римский - Корсаков, И.Стравинский, П.И.Чайковский, Ф. Шопен, С.Прокофьев, Д.Шостакович, Г.Свиридов, Шнитке, Р.Щедрин.
-От джаза до рока. Второй раздел состоит из двух частей.
1 часть "Легенды Мирового джаза" знакомит с творчеством великих музыкантов Луи Армстронг, Глен Миллер, Синатра и т.д.
2 часть "Легенды мирового рока"знакомит с группами работающих в новых музыкальных направлений Битлз, Гудмен, Пинк Флойд.
Энциклопедия очень удобна в работе, не требует специальной установки. С помощью системы поиска можно найти нужную статью, сохранить её в отдельном файле или распечатать.
Энциклопедия " Музыкальные инструменты". Этот уникальный компакт -диск содержит шедевры мастеров со всего мира, начиная с древнейших времён и до нашего времени. В этот диск вошли редчайшие коллекции музыкальных инструментов различных стран и народов, включая и археологические находки. Он даёт возможность познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания, с историей отдельных экспонатов, чья судьба неразрывно связана с именем выдающихся деятелей мировой художественной истории и культуры.
Энциклопедия состоит из четырёх крупных разделов:
1.Семейства инструментов.
2. Музыкальные ансамбли.
3. Инструменты стран мира.
4. Инструменты от А до Я.
1. Семейства инструментов: В раздел вошли музыкальные инструменты распределённые по группам: медные духовые, деревянные духовые, струнные, клавишные и ударные. В каждой группе даётся характеристика данного инструмента: происхождение, материал из чего изготавливается, внешнее описание. Можно услышать звучание данного инструмента.
2. Музыкальные инструменты. В этот раздел вошли 7 групп музыкальных ансамблей: оркестры, ансамбли духовых инструментов, джаз-бенды, стил-бенды, гамеланы, камерные группы, рок-группы.
в группе"Оркестр" ребята могут познакомиться с различными видами оркестров: оркестр-барокко, классический оркестр, оркестр XIX века, оркестр XX века. Дано схематическое расположение оркестров.
Группа "Духовой оркестр" знакомит нас с марширующим и концертным оркестром
Группа "Джаз-бенд" знакомит с составом джаз-бенда:
малый джаз-бенд, диксиленд, джаз-рок фьюжн бенд и большой джаз-бенд.
Группа "Стил-бенды" знакомит с инструментами, изготовленными из стальных бочонков. Они обладают превосходным качеством звучания барабана.
Группа "Гамеланы" - традиционный оркестр Индонезии удивит ребят своим небычным звучанием.
Группа "Камерные" знакомит с видами камерных ансамблей, особенностью звучания камерной музыки.
Группа "Рок-группа" знакомит с возникновением первых рок-ансамблей, от самых простых в 50-е годы до технически "навороченных" групп наших дней (Рок-н-рольная группа, группа Хэви-металл, группа Софт-рок, поп-группа).
3. Инструменты мира. Этот раздел знакомит с музыкальными инструментами различных стран мира. Благодаря карте, которая образно показывает географическое расположение материков, направляя курсором на тот или иной континент, ребята видят сам инструмент, его описание, в какой стране он больше распространён.
4. Инструменты от А до Я. В этом разделе инструменты расположены в алфавитном порядке.
Удобная навигация по разделам, подробнейшая информация о каждом инструменте, более тысячи музыкальных фрагментов и примеров, свыше девятисот музыкальных инструментов и ансамблей. Диск, который может пригодиться в самых неожиданных случаях, займёт достойное место в нашей коллекции.
В 5 кассе тема 2 полугодия «Музыка и живопись». Самым наилучшим примером взаимодествия музыки и живописи является фортепианный цикл "Картинки с выставки" М.П.Мусоргского.На уроках мы знакомимся с творчеством композитора, прослушиваем музыкальные номера этого цикла. Разбирая произведение, пытаемся создать художественный образ каждой пьесы. После этого рассматриваем картины художника В. Гартмана, которые послужили толчком созданию музыки. Это жанровые сцены, портретные зарисовки, образы, связанные с народным творчеством (сказкой, преданием, эпосом). Важно, чтобы дети почувствовали, что музыка не изображает своими средствами то, что нарисовал художник, а создает свой образ, подчас очень отличающийся от того, что представлено на картине. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. Учащиеся с большим удовольствием воспринимают данный материал на уроке.
В качестве обобщения и закрепления темы урока по произведению М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» использую познавательно- развивающую игровую программу «Картинки с выставки».Ребятам даются творческие задания: прослушать фрагмент и выбрать правильный вариант ответа. Если учащийся даёт неправильный ответ, то есть возможность повторного прослушивания. В качестве домашнего задания учащиеся получают творческое задание: сочинить небольшой рассказ по пьесе, которая ему больше всего запомнилась и понравилась. Познавательно-развивающая игра проходит в сопровождении мультипликации и с интересными комментариями, которые делают урок легким и увлекательными.
Обилие сказочных музыкальных образов, выразительность, выполнение заданий позволяет учащимся научиться запоминать и узнавать музыкальные темы.
Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и стал обязательным атрибутом школьного образования.
Чеброва Л.Д., учитель музыки МОУ «СОШ № 32»

«Методы и формы закрепления и обобщения темы на уроках музыки с использованием ИКТ»

Использование компьютерных заданий позволяет провести урок интересно, нестандартно. По-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
Информационные технологии обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень, способствуют: активизации познавательной деятельности и реализации творческого потенциала ребенка, воспитание интереса к музыкальной культуре.
Использование информационных технологий на уроке музыке, при закреплении, повторении, обобщении отличается высокой результативностью и способствует:
Личностному развитию учащихся;
Повышению интереса школьников к учебным занятиям;
Росту познавательной активности учащихся;
Воспитанию активности и самостоятельности, формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающий, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Но в то же время, применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством.

ТЕСТОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Тест – стандартизированное задание, по результатам выполнения, которых судят о психологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях. В переводе с английского тест означает пробу, испытание.
В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест является педагогическим инструментом в сфере преподаваемого предмета. Тест как, средство педагогического измерения даёт учителю возможность осуществлять опосредованное управление деятельностью учащихся в образовательном процессе. Тесты используется как средство проверки , контроля и оценки.
Педагогический тест – это система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания.
Педагогический тест рассматривается, как упорядоченное множество тестовых заданий. Задание – это те элементы, «кирпичики» из которых составляется педагогический тест, который, как правило, не требует большого количество учебного времени на его проверку. В массовой практике тест является одним из действенных средств педагогического измерения.
Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального искусства в школе направлены на:
*определение объёма и качества освоения содержания программного материала;
*проверку, контроль уровня освоения основных видов деятельности учащихся (музыкальной, учебной, исследовательской);
*проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребенка, необходимых для занятий музыкальной деятельности;
*оценку педагогической деятельности учителя музыки;
В связи с этим удобно выделить три класса тестов.
1.Тесты на освоение содержания музыкального искусства, который позволяет установить качество знаний, умений и навыков.
2. Тесты, позволяющие оценить уровень средств и способов деятельности учащихся, направленных на освоение содержания музыкального искусства. В результате оценки выполненных тестов педагог может дифференцировать степень освоения музыкальной деятельности по уровням: репродуктивно – производительной, продуктивно – творческой.
3.Тесты, связанные с определением качества развития психофизиологических свойств ребенка (способности, мышление, воображение, воля), личностных качеств 9 музыкальная культура, духовная культура, певческая культура и т.д.).
Типы тестов: входящие, промежуточные, итоговые.
Входящие (предварительные) – предназначены для предварительного измерения степени готовности к освоению учебного содержания, являются способом адаптации к требованиям учебной дисциплины, при этом главная функция связана с самооценкой.
Такие тесты уместно использовать не только в начале учебного года но и в середине , когда начинается освоение нового раздела, вводится новый комплекс исполнительских умений .Оценка входящих тестов позволяет выявить потребности и мотивы для освоения специфических видов деятельности.
Текущие – направлены на:
1) диагностирование хода дидактического процесса;
2) проверку одной из единиц содержания образовательного процесса (знания, умения, опыт)
3) организацию экспресс контроля осознания усвоенной информации программного содержания.
Этот тип тестов имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к самостоятельной систематической работе на урок, повышает интерес к учению, чувство ответственности за полученные результаты. Содержание этих тестов охватывает важнейшие элементы знаний, умений, освоенных на уроке или на протяжении 2 – 3 уроков
Промежуточные – позволяют оценить качество освоения темы, раздела внутри программного модуля , или в конце учебного периода ( четверть, семестр, полугодие ); осуществить контроль качества сформированности предметных умений и навыков. Такие тесты разрабатываются централизованно, например группой учителей РМО, на курсах повышения квалификации или могут быть использованы готовые варианты тестов. Итоговые – предназначены для : 1) контроля и оценки степени сформированности знаний , умений, навыков по окончании учебного года , этапа обучения в школе или по завершению изучения предмета ; 2) оценки уровня музыкально – учебных достижений по основным компонентом содержания музыкального образования;3)рейтинговой оценки качества сформированности уровней музыкальной деятельности. Содержание тестов может быть разработано на основе блоков и модулей, предлагаемых в типовых программах музыкального образования в школе. Разработкой этого типа тестов должны заниматься опытные преподаватели и методисты.
На основе оценки итоговых тестов педагог может делать выводы об эффективности и результативности своей педагогической деятельности.
«Бумажные» - педагогические тесты , предъявляемые учащимся на бумажном носителе в виде распечатки. Эти тесты наиболее распространены и традиционны как в нашей стране, так и за рубежом .Эти тесты наиболее распространены в практике музыкального образования. Хранение, редактирование и вариативная распечатка педагогического теста в современных условиях должна происходить с помощью специализированных программных средств. Особое внимание разработчиков и пользователей педагогического теста на бумажной основе должно привлекать качество печати, отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий. С экономической точки зрения, бумажные тесты продолжают оставаться наиболее доступными и дешевыми.
«Звуковые» - педагогические тесты, характерные именно для музыкального образования, т.к. музыка – искусство, существующее в звуковых формах. Создание и предъявление такого теста должно осуществляться с помощью специализированных технических средств, поэтому особое внимание должно быть сосредоточено на качестве звукового воспроизведения: недопустимы искажения звука, необходимо точно выверять временные границы звучащего фрагмента. В уроке «звуковые» тесты чаще всего используют только как коллективные или фронтальные формы контроля. При наличии соответствующих технических средств( аудиоплееры, наушники) «звуковые тесты» могут использоваться и для индивидуального контроля. Предъявление звуковых тестовых заданий должно сопровождаться специальной отметкой.
«Компьютерные» - педагогические тесты свои особенности, которые необходимо учитывать при их разработке. Анализ информации на экране монитора компьютера часто бывает затруднен из-за неправильной подачи материала. Хотя именно компьютерное тестирование имеет свои преимущества и перспективы применения в образовании. Особенная роль здесь принадлежит компьютерному индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. Выявление индивидуальных особенностей ребенка с помощью компьютерных тестов позволяет говорить об их актуальности для современной системы образования, в частности для освоения музыкальной деятельности ребенка. Компьютерные программы, используемые для проведения тестирования, - это инструменты для проведения полного цикла тестирования – начиная с разработки теста и заканчивая учетом и анализом результата. Возможности компьютерных средств позволяют сочетать звуковые и зрительные формы предъявления тестовых заданий. Компьютерные тесты должны быть адаптированы к реальному учебному процессы. Одной из главных требований к компьютерным тестов – многовариантность. Многовариантность должна быть двух типов: во-первых, по данным заданий, во-вторых, по порядку их предъявления. Реализация этого требования снимает сразу две организационные проблемы: списывание и запоминание ответов.
Общие требования, предъявляемые к педагогическим тестам.
Они должны быть:
1. Относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени для выполнения тестовых заданий.
2 .Однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий.
3. Правильными , т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов.
4. Относительно краткими, требующими сжатых ответов.
5. Информационными , т.е. такими , которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста , с порядковой или даже интервальной шкалой измерений.
6. Удобными , т.е. пригодными для практического использования всеми учащимися.
7. Проверяемыми, т.е. соответствовать проектируемым целям обучения.
8.Надежными, т.е. показывать устойчивые результаты в сходных условиях.
9. Валидными, т.е. ценными , имеющими значение для процесса обучения.
10 .Объективными , т.е. демонстрирующими в результате измерения именно то ,что предусмотрено целью контроля.

Преимущества тестовых форм контроля.
Индивидуальный характер контроля.
Возможность регулярно систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения.
Возможность сочетания ее с другими традиционными формами контроля.
Всесторонность , заключающаяся в том , что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний , интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
Объективность тестового контроля , исключающая субъективные(часто ошибочные) оценочные суждения и выводы учителя
Учет специфики предмета и отдельных ее разделов за счет применения современных методик разработки и многообразия тестовых заданий.
Возможность применения современных компьютерных средств в тестировании.
Высокая надежность тестового контроля , позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности учащихся.
Эффективность теста , позволяющая проводить контроль любой выборки испытуемых , за короткое время.
Тестовые формы контроля как средство стимулирования систематической деятельности учащихся.

Вариант компьютерного тестового задания
для текущего и итогового контроля.
( 5 класс, по программе Д.Б. Кабалевского.)
Тема: « Музыка и литература»
Тестовые задания направлены на определение степени освоения содержания программы по музыке.
В содержании заданий выделены :
- музыкальные понятия.
- музыкальные термины.
- названия музыкальных произведений.

Кроссворды

Слово кроссворд в переводе на русский язык означает « пересекающиеся слова».
Вписывая угаданные слова в нужные клетки, отгадывающий получает возможность узнать контрольное слово или буквы для других слов.
В КАЖДУЮ КЛЕТКУ ВПИСЫВАЕТСЯ ПО ОДНОЙ БУКВЕ.
Задание для каждой головоломки описывается отдельно.

Компьютерный кроссворд с подсказкой

Для учащихся 4 класса ( по программе Д.Б.Кабалевского) при повторении и закреплении темы:

« Инструменты народного оркестра»

Задание: учащимся необходимо угадать слова ,зашифрованные по горизонтальным линиям- названия музыкальных инструментов народного оркестра. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «народный». После ответов учащихся , учитель по щелчку «мышки» ПОКАЗЫВАЕТ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.
Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца- сказителя.
Древнейший струнный щипковый инструмент.
Такой инструмент считается главным в струнной группе симфонического оркестра, но он есть и среди народных инструментов. Его так и называют - народная
На этом инструменте часто играли пастухи. Это пастуший
Струнный инструмент, напоминающий балалайку.
Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. Играть на нем можно ударом или потряхиванием.
Струнный инструмент, на котором играют, ударяя по струнам специальными ложечками.
Дудочка с голосом жалобного высокого звучания.


Ответы:1. Баян. 2. Лира. 3. Скрипка. 4. Рожок. 5. Домра. 6. Бубен. 7. Цимбалы. 8. Жалейка.

Компьютерный кроссворд по теме 4 класса: « Жанры народных песен»
В каждой строчке этого кроссворда вписано название жанра народных песен.
Только слоги в этих названиях перепутаны.
Переставьте слоги так, чтобы получилось правильное название жанра народных песен. После ответов учащихся учитель по щелчку « мышки « показывает правильные ответы.
Ответы: Трудовые, обрядовые, лирические, хороводные, плясовые.
Музыкальная игра.
Цель игры: Ребятам предлагается в игровой форме проверить свои знания по музыке ( вопросы по любой теме)
Условия игры: ученики передвигаются по карте (по островкам-кружочкам.) к замку Феи Музыки, отвечая на вопросы учителя.
Если ответ на вопрос верный - островок закрашивается в голубой цвет - один этап пройден, если неверный – он остается коричневым, значит этап не пройден, и необходимо ответить на дополнительный вопрос, чтобы двигаться дальше.
Вопросы и задания могут быть любые, в зависимости от темы урока.




Андреева С.В., учитель музыки МОУ «СОШ № 54»

«Использование ИКТ при закреплении темы «Музыкальные инструменты»

Одной из тенденций настоящего времени является вхождение России в мировое образовательное пространство и предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усилении роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы.
В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения педагогических технологий в практической деятельности учителей. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода, особенно когда речь идет об искусстве. Что нам дает использование компьютерных технологий на уроке музыке?
Расширяет информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но и с миром искусства в целом, что способствует более эффективному усвоению учебной ПРО ГРАММЫ.
Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения урока, особенно при провидении уроков-презентаций, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока.
На уроках музыки во 2-м классе дети изучают тему «Музыкальные инструменты». Дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра. Тема эта сложная. Детям нужно запомнить и названия и тембр инструментов. И не просто запомнить тембр инструментов, но слышать и отличать тембр одного инструмента от другого. Для того, чтобы помочь детям хорошо усвоить данную тему. на помощь учителю приходит игра «Энциклопедия музыкальных инструментов». Эта компьютерная игра хороша тем, что дети и видят музыкальный инструмент и слышат его звучание и, кроме того, могут прочитать о нем небольшую информацию. Помимо этого. когда ребенок слушает звучание определенного инструмента, на экране появляется животное, которое играет на этом инструменте. Это помогает ребенку запомнить данный музыкальный инструмент. И теперь при виде птички он вспоминает звучание флейты, крот напоминает ему звучание саксофона и т.д.
Чтобы учителю узнать, как усвоили дети эту тему, он предлагает им следующую игру «оркестровая яма». Здесь дети слушают поочередно звучание разных музыкальных инструментов и отгадывают их. Учащиеся выбирают картинку с тем инструментом, который услышали. Если они правильно определили инструмент, то этот инструмент появляется в оркестровой яме.
Если ответ неверный, то детям дается еще несколько попыток, пока они не отгадают. И таким образом. дети определяют все инструменты. Когда все инструменты будут отгаданы, оркестровая яма наполнится этими инструментами и зазвучит музыка в исполнении симфонического оркестра.
Если дети до этого момента слушали инструменты в сольном звучании, то теперь у них есть возможность послушать весь оркестр. Эта игра детям очень нравится. В результате этой игры дети получают знания о музыкальных инструментах и учатся слышать их оркестре, определяя тембр каждого инструмента. Усвоение темы происходит легко и непринужденно в форме игры.




Хохрякова Е.А., учитель музыки МОУ СОШ № 7

«Обобщающий урок по теме: «Симфонический оркестр»

Уроки обобщения изученного материала играют важную роль в общей системе уроков, так как они дают возможность в разной форме проверить знания учащихся с целью их закрепления и подготовки к последующему контролю (и внутришкольному, и районному и городскому мониторингу).

Что важно учитывать на уроках обобщения изученного материала:
Подобрать задания разного уровня для всех категорий учащихся;
Вовлечь максимальное число учащихся на уроке (стараться сочетать фронтальную работу с индивидуальной);
Активизировать деятельность на уроке, постоянно переключая внимание на разноплановые задания;
Максимально разобрать материал с целью подготовки к последующему контролю знаний;
Разобранный материал оставить в "интеллектуальном багаже" для работы и изучения дальнейших тем, т.е. повторять понятия данной темы при изучении следующих тем.
На уроках обобщения и закрепления знаний важно использовать дидактические игровые задания, различные логические и развивающие задания, т.е. нетрадиционные задания для повышения интереса к предмету.
В современное время прекрасный вариант подготовки и использования таких уроков с выполнением презентаций, т. е. внедряя информационные технологии. Это дает экономию времени на уроке, так как быстро меняются заранее подготовленные слайды с различными заданиями. Осуществляется прекрасная визуализация заданий и предлагаемого материала. Это удобно и эффективно! Также задания подобраны так, чтобы были и устные ответы-обсуждения, и письменные задания на сравнение, анализ, логическое мышление, а не только на воспроизведение изученного материала.
Я разрабатываю уроки-обобщения в виде уроков-презентаций, где хорошо можно сочетать использование здоровьесберегающих технологий, информационных технологий, игровых технологий как вариант технологии активизации познавательной деятельности. На таких уроках разрешается парное обсуждение правильности выполнения задания, происходит сочетание различного уровня заданий: от самых простых вопросов, проверяющих материал, до достаточно высокого уровня заданий, что позволяет всем подготовиться к последующему контролю знаний учащихся.
Я предлагаю один из таких уроков в 4-м классе по теме: "Симфонический оркестр", который был уже проведен мной, отзывы учащихся и учителей были положительные.

1 слайд
Тема урока: Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр.
2 слайд
Цель урока:
Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре
3 слайд: Изображение группы исполнителей.
Вопрос:
Как называется данная группа исполнителей? (ответы детей)
4 слайд: Изображение инструментов симфонического оркестра.
Вопрос:
Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра? (ответы детей)
5 слайд: Систематизация состава групп симфонического оркестра
Вопрос:
1. Почему инструменты в оркестре делятся на группы? (ответы детей)
2. Какие группы инструментов входят в симфонический оркестр? (ответы детей)
6 слайд: Повторение состава группы струнных инструментов.
Вопрос:
1. На какие подгруппы делится группа струнных инструментов? (ответы детей)
2. Какие инструменты составляют подгруппу струнных смычковых инструментов? (ответы детей)
3. Какие инструменты составляют подгруппу струнных щипковых инструментов? (ответы детей)
7 слайд: Повторение состава группы духовых инструментов.
Вопрос:
1. На какие подгруппы делится группа духовых инструментов? (ответы детей)
2. Какие инструменты составляют подгруппу деревянных духовых инструментов? (ответы детей)
3. Какие инструменты составляют подгруппу медных духовых инструментов? (ответы детей)
8 слайд: Повторение состава группы ударных инструментов.
Вопрос:
Какие инструменты входят в состав группы ударных инструментов? (ответы детей)
9 слайд: игра «Третий лишний»
Вопрос:
Какой инструмент является лишним в каждой строке? (ответы детей)
Труба, валторна, флейта
Литавры, арфа, тарелки
Скрипка, контрабас, саксофон
Гобой, труба, кларнет
Барабан, альт, тарелки
Тромбон, фагот, валторна
10 слайд: Повторение местонахождения каждой группы инструментов в оркестре.
Вопрос:
В какой части оркестра находится каждая группа инструментов? (ответы детей)
11 слайд: Роль дирижёра в оркестре.
Вопрос:
1. Кто такой дирижёр? (ответы детей)
2. Роль дирижёра в оркестре? (ответы детей)
Ответ: Дирижер - лицо: - осуществляющее самостоятельно музыкальную работу по постановке спектаклей; - управляющее оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем; - дающее музыкальному произведению свою трактовку.
Грамотное использование компьютера помогает мне решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционный учебный предмет, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.




Смердова Н.В., учитель музыки МОУ « СОШ № 77»

«Тематическое обобщение и закрепление изученного с применением ИКТ на уроках музыка в классах 1,2 ступеней обучения»

При обобщении темы «Опера» в 5 классе я применяю мультимедийное пособие «Знакомство с оперой. История, стили, жанры, композиторы» (составитель Н. В. Смердова).
1 слайд «С чего начиналась опера»: дети узнают, где, в каком году появилась опера, в основе ее лежит либретто.
2 слайд «Стили оперы»:
Опера 17 века – Барочная
Опера 18 века – Классическая
Опера 19 века – Романтическая
Опера 20 века – Реалистическая.
3 слайд знакомит учащихся с жанрами опер:
Комический
Трагический
Эпический
Лирический
Сказочный
Мифологический
Исторический
Рок-опера
Опера-балет.
4 слайд «Что такое драматургия»: В основе оперы лежит драматургия, на которой держится все содержание оперы. Это ее основной стержень, который держит зрителя в напряжении, сохраняя интригу. Иными словами, опера – это музыкальный спектакль, музыкально-театральная постановка.
5 слайд «Законы драматургии»:
ВСТУПЛЕНИЕ и/или УВЕРТЮРА
Завязка драмы, интрига, знакомство с героями, то есть – ЭКСПОЗИЦИЯ
Развитие действия, переплетение интриг, то есть – РАЗРАБОТКА
Наивысшая точка напряжения в развитии или КУЛЬМИНАЦИЯ
Развязка драмы, конец или ФИНАЛ.
6 слайд «Кто делает оперу?»:
Композитор – пишет музыку;
Либреттист – сочиняет либретто, литературный текст;
Дирижер – управляет оперным оркестром;
Режиссер-постановщик – ставит действия в опере, помогает артистам понять образ героя;
Художник-декоратор – разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперы;
Художник осветитель – разрабатывает свет на сцене;
Исполнители – солисты, певцы, хор, оркестр, балетная группа;
Бутафор – изготавливает предметы для сцены;
Костюмеры, гримеры, работники сцены.
7 слайд «Что же это за искусство?» здесь учащиеся сами должны сделать вывод, что при создании оперы участвуют многие виды искусств – это:
Литература;
Хореография;
Живопись; 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Архитектура;
Театр и актерское мастерство;
Музыка.
8,9,10 слайды «Где живет опера?» Вниманию учащихся предлагаются несколько иллюстраций оперных театров разных стран мира:
Большой театр;
Мариинский театр;
Ла скала;
Ковент-Гарден;
Сиднейский оперный театр.
11, 12 слайды «Театральные интерьеры» знакомят с «внутренним миром» оперных театров.
13 слайд «Опера – это вокальный жанр»
Герои в опере не разговаривают, а поют
АРИИ;
АРИОЗО;
ПАРТИИ;
КАВАТИНЫ;
МОНОЛОГИ;
РЕЧИТАТИВЫ.
14, 15, 16 слайды представляют вниманию учащихся сцены из самых известных опер:
«Борис Годунов»;
«Риголетто»;
Снегурочка»;
«Лоэнгрин»;
Аида»;
Иван Сусанин»;
Садко»;
«Евгений Онегин».
17 слайд знакомит учащихся с тем, где располагаются музыканты (симфонический оркестр) – ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА.
18 слайд «Первые виды опер»: К17 – 18 веку сложилось два вида опер:
Опера-серия, серьезная опера, в ней очень много арий, ее содержание связано с античными сюжетами. Герои оперы принадлежат высшему свету.
Опера-буффа, комическая опера, герои из простого народа, и очень запутанный сюжет.
19 слайд «Дальнейшее развитие оперы»:
К 19 веку трагическое и комическое в опере слились воедино. Она стала отражать исторические события, реагировать на политическую обстановку в мире и показывать взаимоотношения людей, их переживания, характеры, жизненные ситуации.
20 слайд «Опера в наши дни»:
Появились рок – оперы;
Оперы-балеты;
Оперы на джазовой основе;
Оперетты;
Мюзиклы;
Радио-оперы;
Кино-оперы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Э.Л.Уэббер мюзикл «Призрак оперы».

21 слайд «Великие оперные композиторы и их знаменитые оперы»:
Моцарт «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро»;
Верди «Аида», «Риголетто», «Травиата»;
Вагнер «Кольцо Нибелунга», «Лоэнгрин»;
Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»;
Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина»;
Чайковский «Евгений Онегин», «Пиковая дама»;
Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок»;
Прокофьев «Война и мир».




Скворцова Т.А., учитель музыки МОУ СОШ № 49

«Использование различных форм тестовых заданий на обобщающих уроках»

Тестовое задание представляет собой взаимообусловленную совокупность содержания, основанного на определённой информации, его логическую структуру и форму представления.
Содержание тестового задания связано с основными компонентами содержания музыкального искусства или знаниями и умениями о способах и средствах взаимодействия с этим содержанием. Выбор содержания теста зависит от цели тестирования и подхода к интерпретации результатов его выполнения. Содержание тестовых заданий связано с:
определением автора произведения;
определением названия произведения;
соотнесением звучания с предъявленным нотным текстом;
ответом на вопросы;
дополнением недостающего ключевого понятия, нот и т.д.
Вид тестового задания зависит от средств его предъявления. В практике преподавания
музыкального искусства, возможно, использовать следующие виды тестовых заданий: звуковые (с использованием аудиосредств), графические (с использованием рисунка, графического изображения), «написательные» (с использованием визуальных знаковых символов).
Логическая структура тестового задания будет определяться выбором формы:
с выбором ответа;
на дополнение;
на соответствие;
на установление порядка.

Тестовые задания по теме «Музыка и литература» (5 класс).

Задания с двумя ответами
Согласны ли вы с утверждением, что:
1. Вокализ – мелодия, исполняемая голосом без слов.
а) да; б) нет

2. Романс «Жаворонок» написал русский композитор М.А. Балакирев.
а) да; б) нет

3 .Любимым поэтом Г. Свиридова является А.С. Пушкин.
а) да; б) нет

4. Автор оперы – былины «Садко» Н.А. Римский – Корсаков.
а) да; б) нет

5. «Колыбельную Волховы» поёт низкий женский голос.
а) да; б) нет
Задания с тремя ответами

1. Произведение для голоса с сопровождением инструментов, в котором огромное значение имеет текст и сопровождение играет определённую роль – называется;
а) вокализ; б) романс; в) кантата
2. Произведение, состоящее из нескольких частей (многочастное), в исполнении которого участвуют солисты – певцы, хор и симфонический оркестр:
а) кантата; б) романс; в) симфония

3. Квартетом называют музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют:
а) 5 музыкантов; б) 3 музыканта; в) 4 музыканта

Задания с выбором нескольких правильных ответов

1. Какие из музыкальных инструментов относятся к струнно-щипковым?
а) скрипка; г) балалайка;
б) чонгури; д) бандура;
в) труба; е) волынка.

2. Литература «дружит» с музыкой в:
а) опере «Снегурочка» Н.А. Римского – Корсакова
б) «Курских песнях» Г. Свиридова
в) романсе «Жаворонок» М.И. Глинки
г) Концерте № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского
д) «Песне без слов» Ф. Мендельсона

3. Струнным называют квартет в составе, которого:
а) две скрипки; г) рояль;
б) флейта; д) альт;
в) виолончель; е) кларнет

Тестовые задания на установление соответствия

1. Какому из элементов музыкального языка соответствуют выделенные характеристики? Соедините их стрелочкой.
Лад Равномерный, упругий, изменчивый
Регистр Быстрый, умеренный, медленный
Ритм Мажорный, минорный
Динамика Высокий, средний, низкий
Темп Тихая, громкая
Мелодия Плавная, скачкообразная, певучая

2. Кому из композиторов, принадлежат данные произведения :
А.П. Бородин «Вокализ»
Г. Свиридов опера – былина «Садко»
М.И. Глинка кантата «Памяти С. Есенина»
Н.А. Римский – Корсаков романс «Жаворонок»
С.В. Рахманинов Квартет № 2 «Ноктюрн»

3. Кто исполняет эти произведения
1. Сопрано, симфонический оркестр
А. «Вокализ» С. Рахманинов

2. Фортепиано
Б. Колыбельная Волховы» Н.А. Римский - Корсаков

3. Струнный квартет
В. Пьеса «Жаворонок» М.А. Балакирев

4. Высокий женский голос, фортепиано
Г. Квартет № 2 Ноктюрн А.П. Бородин

1______; 2______; 3______; 4_______.
«Звуковой» тест.
«Звуковой» тест или музыкальная угадайка характерны именно для музыкального образования, так как музыка – искусство, существующее в звуковых формах. «Звуковой» тест используется в уроке как коллективная или фронтальная форма контроля. Для «звукового» теста использую фрагменты музыкальных произведений, с которыми знакомились в течение четверти. Задача учащихся: по звучащему фрагменту определить автора и музыкальное произведение. Этот тип задания позволяет выявить взаимосвязь между элементами музыкального языка, их выразительными возможностями, автором и произведением.

Для разработки тестовых заданий использовала: Учебно-методическое пособие /Т.А. Затямина.




Журавлёва Т.М., учитель музыки МОУ « СОШ № 93»

«Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки»

«Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить, если в это же время не учатся сами». Али Апшерони

Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.
Личность учителя, безусловно, остается стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, а компьютер при этом выступает как средство, помогающее в решении поставленных задач. Поэтому когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины, в том числе и музыки, может рассчитывать на компьютер, как на электронного помощника в учебном процессе.
Учитель перестает быть единственным источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности школьников. Сегодня учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться со школьником на одном языке. Одна из важнейших задач современной школы – научить учащихся ориентироваться в информационной среде, приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее. Поэтому следует учитывать новые цели и задачи, определяющие направления современного художественно- эстетического образования:
адаптация детей к современной социокультурной среде;
активизация использования современных образовательных технологий для освоения содержания образования и развития детей;
применение информационных коммуникативных технологий в системе развивающих занятий для активизации познавательной и творческой деятельности школьников.
Мультимедийная компьютерная система способна обеспечивать широкий диапазон наглядного материала с использованием звука и анимации, на протяжении всего занятия поддерживать устойчивый интерес учащихся на высоком уровне, осуществлять интеграцию таких школьных предметов как музыка, изобразительное искусство, информатика и др.
Следует отметить, что процесс обучения необходимо начинать с формирования информационной культуры учащихся на основе использования эстетической компьютерной среды. Педагог, преподающий предметы эстетического цикла должен обладать навыками использования компьютера как инструмента для творчества, созидания, уметь использовать эстетические компьютерные среды для развития личностных качеств учащихся. Только тогда он сумеет организовать процесс глубокого познания искусства за счет вовлечения субъекта в деятельно-практическое его освоение. ИКТ сегодня является наиболее мощным и действенным средством, как в эстетической активности школьников, так и в формировании у них эстетического интереса, от которого будет зависеть дальнейшее эстетическое развитие личности.
Активно развиваются личностно- ориентированные технологии обучения. Основными характеристиками применения ИКТ являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для творчества!
На уроках музыки материал, возможно, преподнести различными формами: выполнение сообщений, проектов, тестов.
Цель использования этих форм – организовать комфортные условия обучения, при котором все ученики активно взаимодействуют между собой.
Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
Во время изучения темы 2 урока 3 четверти «Симфонический оркестр» в 4 классе я использую диск под названием «Музыкальный класс». Здесь мы можем не только узнать, какие инструменты есть в симфоническом оркестре, но и услышать их звучание, и увидеть наглядно, используя компьютерные технологии.
Оркестр – это большое собрание музыкальных инструментов, играющих вместе, которыми управляет дирижёр. Исполнители, следуя командам дирижёра, превращают сочинения композиторов в живую музыку.
Инструменты делятся на группы:
1 группа:
Струнные смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас. (подробный рассказ и показ инструментов со звучанием каждого инструмента).
2 группа:
Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот. Они исполняют в произведениях отдельные мелодии. Сидят музыканты позади скрипачей, слева от дирижёра.
3 группа:
Медные духовые инструменты: тромбоны, трубы, тубы, валторны. Им поручают играть в самых торжественных случаях. Располагаются медные духовые инструменты позади альтов и виолончелей, справа от дирижёра.
4 группа:
Ударные и звенящие инструменты. Используются не всегда. Каждый раз композитор придумывает новый состав ударных, и указывает в нотах, в каком именно месте играет какой инструмент. Ударные инструменты расположены в самом последнем ряду оркестра. Каждый исполнитель может играть на нескольких инструментах.
5 группа:
Щипковые инструменты: арфа, челеста, встречаются в оркестре не часто. Они расположены в разных местах по краям оркестра.
ИКТ позволяют повысить значительно эффективность образования. Они способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. Нам предоставляются новые возможности осмысления своего собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований. А это всё, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.
В заключение этой темы очень хотелось бы пожелать, чтобы каждый кабинет музыки был оснащён компьютером, DVD проигрывателем, телевизором.




Распопина Н.Б., учитель музыки «С(К)О школа № 101 VI вида»

«Использование презентации на уроках музыки»

Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Процесс этот начался так давно, однако темпы его распространения невероятно стремительны.
На уроках музыки заложены огромные возможности для применения новых технологий. Компьютерные технологии и мультимедиа могут быть использованы в качестве демонстрации музыкальных инструментов, прослушивании музыкальных фрагментов, при проверке знаний учащихся.
В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения. Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко, «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В зависимости от дидактических целей и специфики музыки используются разные компьютерные программы.
По мере оснащения образовательных учреждений аудио-, видео и компьютерной техникой хорошей альтернативой может стать создание компьютерных презентаций, посвященных какой-либо одной или нескольким темам. Презентации помогают учащимся не только при знакомстве с новой темой, но и при обобщении, закреплении материала.
Компьютерные презентации получили распространение как форма наглядного представления иллюстративного материала. По сути – это набор анимационных слайдов (кадров), объединенных каким-либо сюжетом или темой и подготовленных в виде экранной демонстрации для сопровождения научного доклада, сообщения, лекции. В каждом кадре может сочетаться разная графическая информация: тексты, кадры, снимки, музыкальные фрагменты, рисунки, схемы, причем при их показе широко используется анимационные возможности, разные зрительные и слуховые эффекты. Пользователь сам управляет демонстрацией, показывая каждый слайд или его часть по ходу лекции по мере необходимости, возвращаясь к тому или иному кадру.
В нашей школе обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП). У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций, а также не сформированы психические процессы: внимание, память, мышление. У них страдают зрительное восприятие, слух, поэтому презентации по теме «Русская балалайка» (слайды, основные тезисы) помогают учащимся вести рассказ.
Ведь учащийся должен запомнить и рассказать, что балалайка – символ русского народа. Этот инструмент относится к группе струнных – щипковых; у балалайки три струны, треугольный корпус, различные способы игры, серебристо-звонкий тембр не спутать ни с каким другим инструментом.
Возродил балалайку и собрал оркестр русских народных инструментов Василий Андреев. Этот инструмент знают даже звери в русских народных сказках , любят плясать под её весёлые звуки.
Презентация «Русская балалайка» помогает учащемуся вести рассказ увлекательно, самостоятельно переключая слайды.
Учащиеся-слушатели усваивают гораздо полнее материал по теме.
Использование информационных технологий помогает в формировании эмоционально-волевых качеств учащихся нашей школы, а также в дальнейшей соц. адаптации.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Абрамова Т.Б., педагог дополнительного образования ЦДТ

«Использование ИКТ на уроках фортепиано в системе дополнительного образования»

В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с цифровыми фото- и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.
Я рассмотрю возможности применения компьютерных технологий в учебном процессе - на уроках фортепиано. А именно: технологии мультимедиа (Multimedia), которая имеет большой педагогический потенциал.
Понятие мультимедиа
Мультимедиа ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Multum + Medium)  одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере (Википедия - свободная энциклопедия).
Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней (я могу влиять на дальнейший ход событий).
Мультимедиа может быть грубо классифицирована как линейная и нелинейная.
Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод.
Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».
Примеры мультимедиа
Я на своих занятиях использую следующие ресурсы:
Мультимедиа-проигрыватель (также медиаплеер).
Этот термин, обычно используется для описания компьютерной программы, предназначенной для воспроизведения мультимедиа-файлов. Большинство программных проигрывателей поддерживают множество медиа-контейнеров, включающие аудио- и видеофайлы.
Большинство современных операционных систем по умолчанию содержат в себе проигрыватели медиа-файлов: например, Microsoft Windows NT  Windows Media Player;
Примером так же могу служить и такие проигрыватели, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Media Player Classic, Winamp, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Данные программы удобны в использовании, т.к. имеют доступный интерфейс, а так же являются бесплатными.
Программы-редакторы.
Средства для создания мультимедийных приложений. Это профессиональные звуковые редакторы, предназначенные для создания и редактирования звуковой информации, которые дают возможность сделать необходимые изменения в музыкальных файлах. Например:
Time Factory – программа для редактирования темпа и высоты тона. Программа проста в использовании, но как недостаток хотелось бы отметить – это количество поддерживаемых форматов. Их всего три (wav, snd и aiff).
Sony Sound Forge - улучшение качества звучания музыки.
Nero Ultra Edition - преобразование видео- и аудио- файлов для последующего их использования в презентациях или для записи на аудио диски, которые можно будет использовать на уроках при прослушивании на обычном музыкальном центре.
Cakewalk® Sonar   является цифровой звуковой рабочей станцией (DAW), предназначенная для записи, сведения, редактирования музыки и видео, обладает гибкими возможностями для изменения и коррекции аудио материала.
Finale  нотный редактор, разработанный компанией MakeMusic.
Для редактирования видео, для создания небольших видеоклипов, видеорядов сопровождающих исполнение музыкальных произведений учеников, использую редактор – Videostudio.
Энциклопедии.
Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Прежде чем разобрать с учеником музыкальное произведение, вкратце рассказываю композиторе, написавшем его, той эпохе, в которой он жил автор.
Для этого использую материалы из “Энциклопедии Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех композиторах, исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты.
Обучающие программы.
Для учебного процесса особый интерес представляют игровые программы, которые очень разнообразны по смыслу, структуре и форме. Такие программы помогают активизировать внимание учеников, а игровой элемент, который присутствует в ней, позволяет сделать урок не скучным и интригующим. Примером могут служить такие программы, как:
Notenm5 - для закрепления нот на нотном стане, как в скрипичном, так и в басовом ключах.
Rythm And Intonation – поможет для создания импровизации или сочинения.
Метроном, Том и Джерри, Крокодил Гена и Чебурашка – незаменимы для отработки ритмических трудностей.
4. Программы-тесты и викторины.
Программы этой группы разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. Также существуют в каждой программе специальные викторины на закрепление учениками материала с которым они ознакомились.
5. Мультимедиа презентации.
Повышение эффективности учебного процесса происходит за счёт мультимедиа презентации:
Восприятие учащегося активизируется за счёт использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;
Запас изобразительного и видеоматериала не ограничен более заранее приобретёнными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами. Большой объём материала может быть получен из Интернета и с компакт-дисков и воспроизведён в формате, видимом всеми учащимися.
Во время выступления не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске. Учитель не поворачивается время от времени к доске и таким образом не теряет контакт с аудиторией.
Время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления, близко по времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ.
Если раньше на уроках использовались стандартные диафильмы, так называемые средства ТСО, предлагаемые Министерством Образования, то сейчас, с появлением компьютера, стало возможным создание собственных слайд-шоу, но уже на более высоком уровне, с применением новейшего программного обеспечения, где повышение познавательного интереса идёт за счет использования не только иллюстраций к рассказу, но и использования медиа файлов - звука, видео, анимации.
Итак, применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует
личностному развитию учащихся;
повышению интереса обучающихся к учебным занятиям в целом;
росту познавательной активности в процессе обучения;
изменению самооценки учащихся;
воспитанию активности и самостоятельности;
формированию у детей эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415














АДМИНИСТРАЦИЯ УСТИНОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ИЖЕВСКА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ



УДМУРТ РЕСПУБЛИКАЫСЬ ИЖЕВСК ГОРОДЫСЬ УСТИНОВСКОЙ РАЙОНЛЭН АДМИНИСТРАЦИЕЗ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ



40 лет Победы ул., д.62, г. Ижевск, 426072, тел./факс 30-60-74
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



24.02.2010 г.
№ 280/01- 20

Руководителю
образовательного
учреждения




Отдел образования Администрации Устиновского района благодарит администрацию и педагогический коллектив МОУ «СОШ № 53», директор Лушникова В.Ф., за профессионализм и творческий подход к организации и проведению 12.02.2010 г. районного семинара для учителей музыки по теме: «Использование информационных технологий на уроках музыки при закреплении и обобщении темы».
По результатам проведения семинара направляем для рассмотрения сборник материалов.
Просим руководителей ОУ №№ 16, УГНГ, 34, 41, 50, 71, 73, 76, 81, 92, 94, 98, ОСОШ 7 представить информацию по результатам изучения сборника в срок до 12.03.2010 г. Степину М.В., ведущему специалисту – эксперту РОО, по форме:


п/п
Вопрос
Ответ руководителя образовательного учреждения

1.
Где были рассмотрены материалы сборника?


2.
Что вы планируете внедрить в своем ОУ из опыта работы ОУ, участвовавших в очной форме семинара?


3.
Что вы порекомендовали бы внедрить другим ОУ из своего опыта работы по теме данного семинара?



Примечание: Анализ материалов, представленных по семинару, будет доведен до сведения образовательных учреждений.



Начальник отдела Н. А. Кулемин





Степин М.В.
30-61-98








13PAGE 15


13PAGE 14515