Технологическая карта урока окружающего мира на тему Первый шаг из моря на сушу.


Окружающий мир (3-й класс)
Тема: Первый шаг из моря на сушу.
Класс 3
Учитель: Евменова Наталия Викторовна
Цели: Дать понятие «позвоночные животные»
Задачи: Познакомить обучающихся с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных.
Научить перечислять особенности рыб и земноводных и самостоятельно добывать необходимую информацию.
Развивать логическое мышление; умение анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал, связную речь учащихся, развивать рефлексивную деятельность обучающихся.
Научить объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: Проектор, ноутбук, компьютерная презентация, карточки для самостоятельной работы
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
– Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?
-Зима – это удивительное время года. А какие изменения в природе происходят с приходом зимы?
-Конечно, мы все скучаем по теплу, которое дает нам солнце. Порой становится
А для того, чтобы поднять наше настроение, давайте на секундочку закроем глазки и представим доброе, ласковое солнышко. Протяните к нему свои ручки. Почувствуйте тепло, которое оно нам дарит. На душе у нас тоже становится теплее и радостнее. Посмотрите, солнышко вам дарит улыбку. Давайте и мы теперь подарим ему свои улыбки. Улыбнитесь солнышку, а теперь повернитесь друг к другу и подарите такие же теплые улыбки своим товарищам. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.
– Наше солнышко будет согревать нас своими солнечными лучами на протяжении всего урока. Посмотрите, у вас на партах лежат листы самооценки, в которые вы будете вносить свои достижения. Солнышко будет напоминать о том, что у вас все получится и вы сможете справиться со всеми заданиями. Внесите в листок свою фамилию и имя.
-А сейчас отложите их в сторонку и скажите, что вы изучали на предыдущем уроке.
-Все ли вам было понятно, когда выполняли домашнее задание, или у вас есть какие - нибудь вопросы?
-Я уверена, что при изучении темы «Маленькие рыцари» вы узнали для себя много нового и интересного, а чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам выполнить тест, который так и называется «Маленькие рыцари».
-Возьмите карточку №1. Внимательно читаем задание и выполняем работу. На эту работу я вам даю 2 минуты. Познавательные УУД
1. определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Работа в учебнике.
– Мы сказали, что внешний скелет мешает росту животных. Но ведь мы знаем, что в мире существуют такие животные, которые больше человека в несколько раз. Почему же так произошло?
-Ребята, оказывается, в природе есть животные, у которых отсутствует внешний скелет. У них вместо него есть другой скелет. А вот какой, мы узнаем, если поприсутствуем при диалоге учеников 3 класса Лены и Миши. Давайте прочитаем диалог на с. 96
-Какой проблемный вопрос возник у ребят? Прочитайте его. Он отмечен в учебнике специальным знаком. Это является задачей нашего урока.
-А основу такого скелета составляет? (скелет)
-Как вы думаете, как называют животных, у которых есть внутренний скелет, состоящий из позвоночника и костей? (позвоночные животные)
-Вот сейчас нам предстоит выяснить, какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет.
-Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на с. 96
-Прочитаем 1-й и 2-й абзацы в учебнике.
-Что же вы узнали о внутреннем скелете?
-И какое это дает преимущество, по сравнению со внешним скелетом? Раз клетки живые, то что они могут делать то, что никогда не сделают мертвые? (Могут расти).
-Т.е. внутренний скелет растет одновременно со своим обладателем.
-Кто-нибудь может предположить, чем это выгодно? (Не надо его менять)
-А какие недостатки у такого скелета? (Не защищает тело животного снаружи)
-Что же тогда будет защищать тело позвоночных животных? (Кожа)
Коммуникативные УУД
1. слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. -Давайте теперь сравним с вами преимущества наружного и внутреннего скелета. Откройте свои рабочие тетради на с 47. Найдите задание 1. Это задание выполняем в парах. Можно тихонько посовещаться друг с другом. (Оценивание - ?)-Проверка
-Внутренний скелет имеет важное значение в жизни животных. Давайте рассмотрим на с. 96 скелет рыбы. Кто у доски назовет и покажет некоторые части скелета?
-Для чего нужен позвоночник? (Опора)
-Для чего нужны жаберные крышки? Челюсти?
-А теперь возьмите закладку. Положите в учебник на с. 96. Закройте книгу. Ребята, я вам принесла муляж рыбы. Кто из вас может мне назвать, из каких частей состоит внешнее строение рыбы?
-А теперь рассмотрите рисунок на с. 97. О чем мы с вами еще не сказали?
-Прочитайте 1-й абзац под рисунком.
-Для чего же нужна боковая линия?
-Что представляет собой боковая линия у рыб?
-Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли? Может у вас раньше было о рыбах одно мнение, а теперь стало другое? Что удивительное узнали о рыбах?
(Если затрудняются: Верна ли поговорка: Нем как рыба?)-Мы с вами много говорили о рыбах. А где живут рыбы? Если рыбы живут в воде, то как их можно назвать по месту обитания? Т.е. их среда обитания – литосфера.
Ребята, у сейчас вам задание на смекалку. У вас на партах лежат конверты. Распределите этих животных на две группы. ( Карась, лягушка, жаба, щука, окунь, тритон)
-Почему у вас столько разных мнений?
-Какой у вас тогда возникает вопрос? (Так и оставим в сторонке?)
Групповая работа по карточкам.
-Как вы думаете, что сделали ученые, если бы столкнулись с неизвестным для них видом животных?
-Вот сейчас мы выступим в роли ученых и проведем свое исследование. Скажите, а по какому признаку вы делили животных на две группы? Итак, одна группа, как вы предположили, это рыбы. Вторую мы пока не знаем как назвать. И тем более нам не хватает знаний, куда определить тритона. Давайте изучать. В ходе работы вам предстоит ответить на следующие вопросы:
Где живут эти животные?
Чем покрыто их тело?
Как они передвигаются?
Каковы органы дыхания?
Как они размножаются?
-Возьмите карточки – помощники. 1 -я группа – карточка с изображением рыбы. (Им проще, о рыбах уже говорили).
2,3,-я группы – карточка с изображением лягушки. (При проверке будут дополнять друг друга)
4-я группа – особое задание. Особенности развития лягушки.
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙV. Домашнее задание. Выполнить любые задания в тетради. Ответить на вопросы к тексту.
Ответить на вопрос: Может ли камбала приплыть в гости к щуке?
V. Итог урока. 4 Назовите тему урока, над которой сегодня работали?
-Каких животных можно назвать позвоночными?
-В чем особенности внутреннего скелета?
-С какими группами позвоночных животных познакомились?
-Назовите отличительные особенности рыб.
Назовите отличительные особенности земноводных.
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.