Конспект урока окружающего мира по теме: Почва-важнейшая часть экосистемы

Урок окружающего мира в 3 классе
(УМК «Школа 2100»)
Тема: Почва – важнейшая часть экосистемы.
Цель: объяснить причину плодородия почв с учётом знаний о круговороте веществ.
Формирование УУД
личностные: оценивать жизненные ситуации и деятельность людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; преобразовывать информацию в разные формы;
коммуникативные: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
предметные: приводить примеры живых организмов разных «профессий», устанавливать взаимосвязи между частями экологической системы.
Ход урока:
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем сотрудничать, т.е. открывать новые знания вместе. Пожелаем друг другу успеха.
- А я к вам пришла не с пустыми руками, а с цветами. Интересно? Но об этом - чуть позднее.
II. Актуализация знаний
На прошлом уроке вы узнали о том, что в экосистеме нет ничего лишнего. Что это значит? (всё, что в ней производится, полностью используется её обитателями)
Значит ли это, что экосистема может существовать без посторонней помощи? Докажите. (обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни)
Как можно назвать эту приспособленность организмов? (сообщество)
Попробуйте узнать часть экосистемы по группе ключевых слов, чтобы выстроить общую схему системы.
Дыхание, прозрачность, газ. (воздух)
Течение, прозрачность, жидкость. (вода)
Свет, тепло, энергия. (солнце)
Углекислый газ, кислород, рост. (производители)
Минеральные вещества, питание, остатки организмов. (разрушители)
Движение, питание, рост. (потребители)
(в ходе данной работы на магнитной доске дети постепенно создают таблицу экологической системы)
- Установите связи между частями экосистемы на примерах из личного опыта.
Подведём итог: что же такое - экосистема? (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)

III. Создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока
Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, помогите решить проблемную ситуацию. Месяц назад со мной поделились отростками цветка. Часть отростков я посадила в горшочек, часть отростков – оставила в воде. Сравните их. (цветок в горшке большой, пышный, цветущий; ростки, оставленные в воде отстают в развитии)
Почему отростки, оставленные в воде, отстают в развитии? (для роста растений нужна не только вода, но и минеральные соли, поэтому растения нужно сажать не в банку с водой, а в почву, почва – опора для растений)
Как вы считаете, почва является частью экосистемы?
А какой частью экосистемы? Живой или неживой? (дети пытаются определить место почвы в схеме экосистемы)
Попробуйте сформулировать тему урока. (Почва – часть экосистемы?)
Постараемся ответить на этот вопрос. Что для этого нужно знать? (Что такое почва? Из чего состоит почва? Как почва связана с другими частями экосистемы? Какова роль почвы в экосистеме?)
Проверьте себя. Все ли вопросы поставили?
Найти ответы на эти вопросы и будет целью урока.

IV. Построение проекта решения проблемной ситуации
Вы сами как думаете, что такое почва?
Сверим ваши ответы с определением учёных. Откройте учебник на с. 44.
Какое слово главное в определении понятия «почва»? (плодородный)
Как понимаете это слово? (плод, род – родятся плоды, урожай)
Плодородие – главное свойство почвы. Выясним состав почвы и узнаем почему. Для этого предлагаю вам выполнить несколько опытов, т.к. именно они помогают человеку раскрыть тайны природы. Полученную информацию будем фиксировать на доске в виде схемы «Состав почвы». (учитель записывает на доске «Состав почвы»)

V. Реализация построенного проекта (практическая работа в парах)
- Сначала дети 1 варианта будут учёными – практиками: они будут выполнять опыт. Дети 2 варианта – учёными – теоретиками: они будут наблюдать и делать выводы. Потом поменяетесь ролями.
Опыт №1
Какую работу нужно выполнить «практикам»?
Какова задача «теоретиков»?
(ученики выполняют опыт)
«Теоретики», что вы наблюдали? (из почвы выходят пузырьки воздуха)
Какой вывод можно сделать? (в почве есть воздух, ученик записывает слово «воздух» в схему)
Опыт №2.
Какую работу нужно выполнить «практикам»?
Какова задача «теоретиков»?
(ученики выполняют опыт)
«Теоретики», что вы наблюдали? (на салфетке образовалось влажное пятно)
Какой вывод можно сделать? (в почве есть вода)
А может это не вода? Кто может предложить другой способ проверки? (предложения детей)
Нагрею немного почвы, прикрыв тарелочку стеклом. Что видите на стекле? (капли воды)
Как это получилось? (при нагревании вода превратилась в пар, он осел на стекле, охладился и снова превратился в воду)
Ваше предположение оказалось верным. В почве есть вода. Дополним схему.
3 (выполняет учитель).
Я продолжаю нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (дым, неприятный запах)
Это сгорает перегной или гумус. (ученик дополняет схему)
Послушайте: пере-гной. Что гниёт в почве? (остатки растений и животных)
Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт №4
Какую работу нужно выполнить «практикам»?
Какова задача «теоретиков»?
(ученики выполняют опыт)
«Теоретики», что вы видите на поверхности воды? (на поверхности плавают остатки растений)
Из чего образовался осадок? (песок, глина)
Как вы считаете, откуда в почве песок и глина? (результат разрушения горных пород)
Кто может дополнить схему? (ученики делают записи на доске)
Опыт №5
Я беру несколько капель воды из стакана, в котором находилась почва. Помещаю на чистое стекло, нагреваю. Что случилось с водой? (испарилась)
Посмотрите на стекло. Что видите? (на стекле остались белые налёты)
Что это? (соли)
Как образуются соли в почве? (предположения детей)
Проверьте свои гипотезы с информацией учебника. (минеральные соли образуются под действием микробов, которые живут в почве)
Дополните схему.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Итак, мы выяснили состав почвы. Назовите, из чего она состоит.
Подумайте: какая главная часть почвы? (перегной делает почву более плодородной)
Какую роль почва играет в экосистеме? (в почве живёт множество разрушителей, которые перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям; почва является местом обитания многих животных)
- Правильно ли я вас, поняла, что почва – важнейшая часть экосистемы?
А какой частью она является: живой или неживой? (неживая часть)
На какие вопросы мы уже ответили?
Остался без ответа ещё один вопрос. Немного отдохнём. Ведь нас ждут новые открытия!
Физкультминутка
1. Двигательная (дети могут занять удобное место в классе)
Мы копали огород, шаг назад, шаг вперёд.
Дождик огород польёт, шаг назад, шаг вперёд.
В землю зёрнышко положим. (наклоны)
Быстро 3 на 2 умножим. (показать пальчики)
Столько раз наклон вперёд. (6 наклонов вперёд)
И расцвёл наш огород. (потянуться)
2. Зрительная, дыхательная (сидя)
- Займите свои места. Закройте глазки. Представьте тёмную почву. Выглянуло солнышко и озарило всё ярким жёлтым цветом. Прошёл дождик, застучал по земле. (пальчики по парте) Зелёная-зелёная травка потянулась вверх. (вдох, руки вверх, выдох, руки вниз / 3 раза)
- Откройте глаза. Вы удивлены, что физкультминутка про огород?
- Я вам открою секрет. (шёпотом) Мы с вами сейчас будем создавать свой огород. Любопытно?

VII. Обучение способу самостоятельного применения знаний
(исследовательская работа в группах)
Применим приобретённые знания на практике – создадим почву искусственным путём. Что для этого необходимо смешать? (дети называют компоненты почвы)
Разделитесь на 2 группы по вариантам и действуйте. Ребята 1 варианта работают за правым лабораторным столом, ребята 2 варианта – за левым. (учитель наблюдает, оценивает сплочённость работы, терпимость, умение распределить обязанности)
Сравним полученные результаты. Одинаковые ли они? (нет, одна почва более тёмная)
Почему так получилось? (у первой группы не было перегноя)
Что же, почва не пригодна в хозяйстве?
Предлагаю вам самим в этом убедиться, посадив в каждую ёмкость зёрна овса.
Как считаете, где семена прорастут быстрее? Почему?
У кого другая гипотеза?
Вы выдвинули 2 гипотезы. Как их проверить?
В соответствии с ними распределитесь на группы.
Кто знает, как посадить зёрна? (рассказ ученика)
Чтобы получить удовольствие от работы, будьте терпимы друг к другу, умейте уступать.
(дети садят семена в поддоны с почвами, поливают, накрывают плёнкой)
Проверим ваши предположения в результате длительного наблюдения. Определите место для поддонов так, чтобы условия были одинаковыми и благоприятными.
Наблюдайте за посадками, результаты записывайте, чтобы можно было легко сделать вывод: чья же гипотеза подтвердилась?

VIII. Рефлексия
- Подведём итог. Как ответим на главный вопрос урока?
- Удалось ли нам достичь поставленных целей?
- Какие открытия удалось сделать?
- О чём расскажете родителям, друзьям?
- Спрячьтесь в «домики» и подумайте, благодаря кому или чему нам удалось сегодня достичь целей урока. Вспомните, чья работа на уроке вам сегодня понравилась. Подумайте, как бы вы оценили себя?
(опрос детей, оценивание)

XI. Домашнее задание
Дома вы закрепите полученные знания с опорой на материал учебника (с. 44-45), ответите на вопросы.
Для творческих ребят – интересное задание. Попробуйте составить кроссворд на тему «Почва».
Всем спасибо за сотрудничество. Урок окончен.








13PAGE 15


13PAGE 14515