Конспект урока Тихий океан 7 класс. Урок-практикум (составление лоции океана)

Тема: Тихий океан, особенности природы (7 класс)
Цели:
раскрыть особенности природы океана как самого большого океана Земли; познакомить с хозяйственным использованием океана
На основе имеющихся знаний развивать умения выявлять по картам особенности природы океана
Научить составлять графический конспект «Лоция океана»

Тип урока: урок – практикум (работа в группах).

Оборудование: задания на составление лоции, контурные карты, атлас, карта Мирового океана, видеоклип, ИКТ-презентация.

Ход урока
Организационный момент
2.Изучение нового материала.
Опережающее задание учащимся:
-освоение и исследования Тихого океана
-хозяйственное использование океана – использование морской воды.
-биологические ресурсы Тихого океана
-добыча полезных ископаемых

Представления о Тихом океане связывают со словом «самый», почему?
(самый большой), а в конце урока мы должны определить: по каким еще особенностям можно сказать, что океан – «самый, самый»
Откуда произошло название?
Работа в группах, составляя лоцию океана на контурной карте (по инструкции).
1.Географическое положение Тихого океана
Задание:
-по рис. ? с.? определить площадь океана,
используя дополнительный материал определить протяженность;
-какие материки омывает, моря, острова (сравнить с другими океанами по количеству островов)
Задание 1: на контурной карте отметить красным карандашом границы океана.

2.Особенности открытия (опережающее задание-сообщение учащихся)

3. Работа в группах.
1 группа Особенности рельефа дна.
2 группа: изучает температуру.
3 группа: изучает соленость
4 группа: изучает течения

Задание 1 группы.
Вспомните основные части дна Мирового океана. По карте «Строение земной коры» определить:
1.строение дна Тихого океана: Какая кора? Сколько литосферных плит? Какие процессы происходят? (уменьшение площади, увеличение глубины, образование желобов, цунами)
2.определить и отметить на контурной карте зоны землетрясений и вулканизма, расположение Марианской впадины (видеоклип «Огненное кольцо»)

4. Изучение гидрологических условий (самостоятельно)
Задание 2 группы:
Определить, в каких климатических поясах расположен океан, распределение температуры по широте (приполярные широты, умеренные, экваториальные) Почему на севере океана температура +1+5 градусов, а на юге 0,-1 градус? Отметить на карте айсберги.
Задание 3 группы:
Где наибольшая и наименьшая соленость, почему? отметить на карте величины солености в районах экватора, тропиков, умеренных, полярных широт.
Задание 4 группы:
(холодные и теплые течения, направление, причины образования). Кольцевые потоки воды в северном и южном полушариях. Обозначить на контурной карте течения Куросио, Перуанское, Межпассатное противотечение, Калифорнийское, Западных ветров. Какое влияние оказывают течения на температуру воды океана?

5. Рассказ учителя. Ветровые волнения.
Штормы – в широтах между 40-55 с.ш. и 40-60 ю.ш. (влияние западного переноса) волны могут достигать 15-20 метров.
Большая высота приливов - Пенжинская губа в Охотском море до 13 метров. Построены приливные электростанции в России, Китае, Японии, США.
Муссоны – приносят часто на побережье Евразии тайфуны (ИКТ-образование тайфунов).
Задание 6: обозначить на контурной карте направление муссонов, тайфунов.

6.Хозяйственное освоение (сообщение учащихся)
Судоходство, рыболовство. Опреснение воды. Подводная добыча полезных ископаемых: нефть-шельф Ю. и С. Америки, каменный уголь-Япония, Австралия, Новая Зеландия.
Задание 7:
-обозначить на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых, опреснительные станции.
-показать на контурной карте основные направления маршрутов грузовых и пассажирских океанических судов.

7. Закрепление знаний.
По каким особенностям можно сказать, что океан – «самый, самый»
(Самый большой, самый глубокий, больше количество островов, желобов, самые сильные ветры, самые высокие ветровые волны, самые сильные цунами).
Задания группам:
1 группа.
Задание 1: на контурной карте отметить красным карандашом границы океана.
Задание 2.
-По карте «Строение земной коры» определить строение дна Тихого океана: Какая кора? Сколько литосферных плит? Какие процессы происходят?
-Определить и отметить на контурной карте зоны землетрясений и вулканизма, расположение Марианской впадины.
Задание 3.
-Определить, почему на севере океана т-ра 5 градусов, а на юге 0,-1 градус? Отметить на карте айсберги. обозначить т-ру по широтам: приполярные, умеренные, тропические, экваториальные.
Задание 4
Где наибольшая и наименьшая соленость, почему? отметить на карте величины солености в районах экватора, тропиков, умеренных, полярных широт.
Задание 5
-Обозначить на контурной карте течения Куросио, Перуанское, Межпассатное противотечение, Калифорнийское, Западных ветров. Какое влияние оказывают течения на температуру воды океана?
Задание 6: обозначить на контурной карте направление муссонов, тайфунов.
Задание 7:
-обозначить на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых, опреснительные станции.
-показать на контурной карте основные направления маршрутов грузовых и пассажирских океанических судов.

2 группа.
Задание 1: на контурной карте отметить красным карандашом границы океана.
Задание 2.
- Определить, в каких климатических поясах расположен океан, распределение температуры по широте (приполярные широты, умеренные, экваториальные) Почему на севере океана т-ра 5 градусов, а на юге 0,-1 градус?
Отметить на карте айсберги, обозначить т-ру по широтам: приполярные, умеренные, тропические, экваториальные.
Задание 3.
-Определить и отметить на контурной карте зоны землетрясений и вулканизма, расположение Марианской впадины.
Задание 4
Где наибольшая и наименьшая соленость, почему? отметить на карте величины солености в районах экватора, тропиков, умеренных, полярных широт.
Задание 5
Обозначить на контурной карте течения Куросио, Перуанское, Межпассатное противотечение, Калифорнийское, Западных ветров. Какое влияние оказывают течения на температуру воды океана?
Задание 6: обозначить на контурной карте направление муссонов, тайфунов.
Задание 7:
-обозначить на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых, опреснительные станции.
-показать на контурной карте основные направления маршрутов грузовых и пассажирских океанических судов.






3 группа.

Задание 1: на контурной карте отметить красным карандашом границы океана.
Задание 2.
-Вспомните, отчего зависит соленость. Где наибольшая и наименьшая соленость, почему? отметить на карте величины солености в районах экватора, тропиков, умеренных, полярных широт.
Задание 3.
-Определить и отметить на контурной карте зоны землетрясений и вулканизма, расположение Марианской впадины.
Задание 4.
Определить, почему на севере океана т-ра 5 градусов, а на юге 0,-1 градус? Отметить на карте айсберги. обозначить т-ру по широтам: приполярные, умеренные, тропические, экваториальные.
Задание 5
Обозначить на контурной карте течения Куросио, Перуанское, Межпассатное противотечение, Калифорнийское, Западных ветров. Какое влияние оказывают течения на температуру воды океана?
Задание 6: обозначить на контурной карте направление муссонов, тайфунов.
Задание 7:
-обозначить на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых, опреснительные станции.
-показать на контурной карте основные направления маршрутов грузовых и пассажирских океанических судов.

4 группа.

Задание 1: на контурной карте отметить красным карандашом границы океана.
Задание 2.
-Определите холодные и теплые течения, направление, причины образования. Кольцевые потоки воды в северном и южном полушариях.
-Обозначить на контурной карте течения Куросио, Перуанское, Межпассатное противотечение, Калифорнийское, Западных ветров. Какое влияние оказывают течения на температуру воды океана?
Задание 3.
-Определить и отметить на контурной карте границу литосферных плит, зоны землетрясений и вулканизма, расположение Марианской впадины.
Задание 4.
Определить, почему на севере океана т-ра 5 градусов, а на юге 0,-1 градус? Отметить на карте айсберги. обозначить т-ру по широтам: приполярные, умеренные, тропические, экваториальные.
Задание 5
отметить на карте величины солености в районах экватора, тропиков, умеренных, полярных широт.
Задание 6: обозначить на контурной карте направление муссонов, тайфунов.
Задание 7:
-обозначить на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых, опреснительные станции.
-показать на контурной карте основные направления маршрутов грузовых и пассажирских океанических судов.



15