Технологическая карта урока по окружающему миру Моря, озера, реки России


Урок 11. Моря, озера и реки России
Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с географическим положением рек, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о морях, озерах и реках России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая
Образовательные ресурсы http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/morya-ozera-i-reki-rossii-4-klass
http://download8.proshkolu.ru
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; карточки индивидуальных заданий
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия
на уроке Формируемые умения(универсальные учебные действия) Промежуточный
контроль
I. Мотивация(само-определение) к учебной деятельно-стиЭмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала Звучит в записи припев «Песни о России»:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней…
– Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся в путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету Устные ответы,
организация рабочего места
II. Актуализация опорных
знаний Проверка домашнего задания: фронтальный опрос, индивидуальные карточки – Покажите на карте известные вам равнины России.
– Покажите на карте горы нашей страны.
Предлагает задания по индивидуальным карточкам Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания на карточках Фронтальная, индивидуальная Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собствен- Устные ответы,
выполненные задания на карточках
III. Изучение нового материала Работа с физической картой России.
– Берега России омывают моря трех океанов. Покажите на карте и назовите, какие это океаны.
– Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Назовите и покажите на карте.
– Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана.
– Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся.
– Что вы можете сказать о Черном море?
– О Балтийском море не скажешь, что оно очень теплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде?
– Сколько же морей омывают российские берега?
– А сейчас по реке мы попадаем в самое глубокое пресное озеро мира. Как называется это озеро? Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?
– В России множество больших и маленьких озер. Самое большое по площади – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем. Но на самом деле это озеро. Показывают на карте.
Отвечают на вопросы учителя.
Показывают на карте моря, океаны, озера, реки.
Фронтальная, индивидуальная ные знания.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, Устные ответы
Работа по учебнику (с. 74) – Но это еще не все озера. Их на территории России свыше двух миллионов. Найдите другие озера нашей страны.
– Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой.
– Назовите самые крупные реки нашей страны.
Предлагает прочитать статью о реках России Читают текст в учебнике (с. 74) уважают мнение других участников образовательного процесса.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием IV. Практическая деятельность Работа с физической картой России по этапам.
– Найдите на карте:
1) реки Восточно-Европейской равнины.
2) реки Западно-Сибирской равнины.
3) реки Среднесибирского плоскогорья.
– Назовите самую крупную реку Восточно-Европейской равнины. Назовите и покажите другие реки Восточно-Европейской равнины.
– Назовите самые крупные реки Западно-Сибирской равнины. Покажите на карте.
– Река Обь имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море. Отвечают на вопросы.
показывают на физической карте реки.
Фронтальная, групповая, индивидуальная. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).
Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении Устные ответы, выполненные задания
Игра «Географическое лото».
Работа с учебником (с. 72–77).
Работа в тетради.
Задания из электронного приложения к учебнику – Назовите самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья.
– Река Лена имеет наибольшее количество притоков.
На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма.
На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Как вы думаете: почему?
Предлагает учащимся разделиться на команды для игры «географическое лото» .
– Прочитайте текст учебника и выполните задания № 1, 2 в рабочей тетради (с. 22–23). (№ 1. Исправить ошибку. № 2. Отметить на карте реки: Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена.)
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации Играют три команды. Кто быстрее соберет верно цепочку, тот и побеждает.
Читают, выполняютзадания.
Выполняют задания Коллективная.
индивидуальная практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям V. Итоги урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа. Оценивание работы учащихся – Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?
– Какие сведения показались наиболее интересными?
– Какую роль играют водные просторы в жизни человека?
Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли.
И ночью, и днем
В просторе морском
Стальные идут корабли… Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Регулятивные:
осуществляют оце-нивание собственной деятельностина уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету Устные ответы
VI. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, с. 72–77. Прочитать статью «Заповедники России». Выполнить задание 4, с. 75 Слушают, задают уточняющие вопросы фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач Ресурсный материал
Индивидуальные карточки
Вариант I

Вариант II

Географическое лото
Восточно-Европейская
равнина Самое глубокое озеро мира Байкал Самое большое по площади озеро России
Каспийское
море Река, впадающаяв Каспийское море Волга Самая длинная
река России
Обь Самые высокие горы России Кавказские горы «Плоская» равнина России
Западно-Сибирская
равнина В список Всемирногонаследия включены горы Алтай «Холмистая» равнина России