Разработка урока по окружающему миру Моря, озера и реки России (4 класс)

Тема: Моря, озера и реки России.
Цели: сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России, ознакомить с их местонахождением; формировать умение работать по карте.
Формируемые УУД: познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные – проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, физическая карта России, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п
Структура
урока
Слайд
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1
Организационный момент




2
Ведение в тему урока

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
- Россия – это наша страна, страна в которой мы живем. Это наш дом, в котором мы живем.


3
Актуализация опорных знаний

Блицопрос.
- Покажите на карте и назовите горы на территории России.
- Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.


Работа в группах.
- Почему часто говорят словами В. Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал!». Обсудите в группе.
3. Сообщения учащихся.
- О каких географических объектах вы подготовили дома сообщение? Поделитесь новыми знаниями.
Отвечают на вопросы.
Уральские, Кавказские, Саяны, Алтай
Восточно-Европейская равнина или Русская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.
Рассаживаются группами.


Высказывания учащихся.


Делают сообщения

4
Самоопределение к деятельности


















Слайд №2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415







Слайд №3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №7
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №8
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд №9
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №10
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №11
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №12
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по просторам нашей Родины. А куда именно отправимся, догадаетесь, отгадав мои загадки.
1. Читаю на карте названия разные:
Черное, Белое, Желтое, Красное
А с виду – зеленое, серое, синее,
Когда ни взгляни – оно очень красивое.
2.Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем сами.
3.Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То
- Итак, путешествовать будем по водным просторам нашей Родины. Сформулируйте тему урока.

- Какие умения и навыки нам пригодятся?


- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
- Для путешествия нужно выбрать транспортное средство.
- Транспорт выбран. Вы готовы к путешествию по водным просторам России?
- Что называют водными просторами?
- Как называются самые большие водоемы?





- Какой океан самый глубокий?




- Мы начинаем путешествие с Тихого океана.





- Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.










- Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море.

- Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете?




Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.

На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийские море и Черное море.
О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу».А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.





Отгадывают загадки



Море



Озеро





Река

Формулируют тему урока.
Моря, озера и реки России.
Умения рассуждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать.

Формулируют вопросы.
Обсуждают.

Отвечают на вопросы.

Океаны, моря, озера, реки.
Океаны





Отгадывают ребус на слайде.
Тихий океан






Работают с физической картой учебника (с. 58 – 59).

















Отвечают на вопросы.

5
Физминутка




6
Продолжение работы над темой урока
Слайд №13
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Слайд №14
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №15
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №16
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №17
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415








Слайд №18
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №19
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №20
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №21
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. Сколько на земле озер?




- На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

- Ладожское и Онежское – крупнейшие озера России. Их называют «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка».


- Чудское озеро. Во время ВОВ оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.







- Какое озеро самое большое в мире?










- Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.
Работа в группах.
- Каждая группа отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами.
- 1 группа – реки Восточно-Европейской равнины.
- 2 группа – реки Западно-Сибирской равнины.
- 3 группа – реки Среднесибирского плоскогорья.
(Приложение 1)





Разгадывают ребус на слайде. Отвечают на вопрос.




Отвечают на вопрос.
Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро.

















Разгадывают ребус на слайде. Отвечают на вопрос.
Каспийское море.










Рассаживаются группами.



После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются.

7
Физминутка




8
Закрепление изученного материала

Групповая работа
- Заполните контурную карту (Каждая группа получает контурную карту России и задания. Задания выполняются по очереди, но каждый раз на другой карте, например:
1 группа подписывает названия морей;
2 группа подписывает названия рек;
3 группа подписывает названия озер.
Потом они меняются картами и заданиями, а потом меняются еще раз, чтобы в итоге на всех трех картах были подписаны моря, реки и озера, и каждая группа поработала над каждым заданием).
(Приложение 2)
Игра «Капитаны»
- Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин.


Работают над заданием.











Играют в парах, ведут записи на листочках.

9
Подведение итогов. Рефлексия
Слайд №22
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Вот и закончилось наше путешествие. Что нового узнали на уроке?
- Какие сведения показались наиболее интересными?

Отвечают на вопросы.

10
Домашнее задание

Учитель дает на выбор творческие задания:
Привести примеры использования человеком в хозяйственных целях морей, озер и рек.
2. Подобрать высказывания, пословицы и поговорки о морях, озерах и реках России.
3. Используя материал учебника (с. 66-70) составить вопросы для викторины или кроссворд.


Записывают домашнее задание.


Root Entry