Изобразительное искусство во 2 классе. Тема. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.


Изобразительное искусство во 2 классе.
Тема. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цели и задачи: дать понятие о цвете как средстве выражения: «теплые» и «холодные» цвета, «борьба» цветов; знакомство с цветовым кругом; закрепление умения пользоваться мазком, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности; развитие эстетического отношения к действительности.Планируемые результаты
Предметные. Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь составлять тёплые и холодные цвета.
Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.
Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.
УУД. Познавательные УУД:
овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Регулятивные УУД:
уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы
Личностные. Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роль культуры и искусства в жизни человека.
Оборудование урока: гуашь без белой, черной красок, альбом.
Зрительный ряд: методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»; слайды угасающего костра, огня; репродукции: И. Шишкин «Перед грозой», «Лес зимой», И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Февральская лазурь», М. Врубель «Царевна-Лебедь», Н. Рерих «Снегурочка», Н. Ромадин «Цветущий бугор», «Розовый вечер», «Зимняя луна».Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
II. Беседа о «теплых» и «холодных» цветах.
Упражнение.
Выполнение упражнения на освоение «теплых» и «холодных» цветов: вспоминаем 7 цветов радуги (пословицу про них): взять краски и зарисовать то, что объяснит учитель.
Этапы выполнения упражнения:
1) Расположить лист альбома горизонтально.
2) Разделить его на три части двумя вертикальными линиями.
3) Слева расположить красную, оранжевую, желтую полосы, плавно переходящие друг в друга.
4) Справа сверху-вниз идут голубой, синий, фиолетовый цвета.
5) В середине зеленая полоса.
6) Наши цвета разделились на три команды. Рассмотрим их.
- Что они вам напоминают?
Слева - огонь, солнце, тепло. Это «теплые» цвета - красный, оранжевый, желтый. Справа - голубой, синий, фиолетовый. Они похожи на холодный ветер, небо, снеговые облака, иней. Это «холодные» цвета. «Теплые» воспринимаются более радостно, активно и возбуждающе, а «холодные» цвета - более грустно. Красный дарит веселое настроение, праздничность, а синий цвет успокаивает.
- Почему же зеленый цвет остался без названия? Потому что он может быть и «теплым», и «холодным». Как?
Возьмите кисточку и капните желтую краску сверху на полоску зеленого цвета (вверху), а снизу добавьте каплю синего цвета. Получилось два новых цвета, оттенков зеленого. Определите, какой оттенок «теплый», а какой «холодный».
Зеленый цвет занимает особые положения среди цветов. Он находится на границе двух групп, и поэтому все зависит от того, какого цвета в нем больше и рядом с каким цветом он стоит. Если в нем больше желтого, то зеленый цвет - «теплый», если синего, то -«холодный». Синий «холоднее» голубого, фиолетовый «теплее» синего, красный «теплее» зеленого, а зеленый - синего. Теплые и холодные качества, как видите, относительные.
Но есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый - самый «теплый» цвет, а самый «холодный» цвет - синий. Не случайно они находятся в спектре друг против друга, как полюса у глобуса.
- А как другие цвета можно сделать более «теплыми» или «холодными»?
III. Работа над заданием.
Дети рисуют костер на фоне темного ночного неба. Детям надо почувствовать «борьбу» и напряжение цвета при столкновении «теплого» и «холодного». Прекрасный пример - гаснущий костер, когда на фоне мерцающих холодных углей и неба взвиваются огненные языки пламени.
Во время практической работы краски нужно смешивать прямо на листе или на палитре (если дети испытывают трудности). Черная и белая краски не используются. Заполняя весь лист, можно свободно смешивать краски между собой. Пробелов не оставлять. Костер изображается как бы сверху гаснущий (работа по памяти и впечатлению)
Можно костер поместить в одном углу листа или в центре и постепенно, от этого пятна, заполнить красками весь лист.
Загадки:
Голубой шатёр
Весь мир накрыл. (Небо.)
По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо-зёрна.
Чёрный белого позвал,
Белый зёрна поклевал. (Ночь, звёзды, день)
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (Огонь.)
Чем кончаются как день, так и ночь? (Мягким знаком.)
IV. Итоги урока. Рефлексия
На классной доске прикрепляются выполненные учащимися работы.
- Какие оттенки огня и ночи, тепла и холода удалось отобразить?
-Насколько выразительными и удачными получились работы?
Оценка работ. Убора рабочих мест.