Урок по ИЗО для 2 класса «Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного»


Урок: Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
Раздел программы: Программа Б.М. Неменского, 2 класс, IV четверть. Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с тёплыми и холодными цветами, различными способами смешивания цветов, применение их на практике.
Задачи: (образовательные, развивающие, воспитательные)
Дать представление о тёплых и холодных цветах, которые применяют художники для выражения чувств и настроения. Контраст тёплых и холодных цветов.
Расширить опыт владения цветовыми сочетаниями.
Формирование понимания красочной выразительности родной природы, способность наслаждаться её красотой.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: Урок творчества.
Методы:
Словесные (объяснение, рассказ).
Наглядные (наглядные пособия, иллюстрации, репродукции, методические таблицы, педагогический рисунок, использование компьютерных технологий).
Практические (информационно – рецептивный метод (объяснительно – иллюстративный).Продолжительность урока: 40 минут.
Оборудование для учителя: медиапроектор, компьютер, набор цветных кружков и планшет с кармашками.
Для учащихся: гуашь, кисти большого и маленького размера, палитра.
Зрительный ряд: компьютерная презентация, методические таблицы по цветоведению.
Литературный ряд: Жар-птица, отрывок из сказки «Конёк- Горбунок»
Музыкальный ряд: Н.Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы «Снегурочка».
Основной вид деятельности ученика: изображение пера Жар-птицы (яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера на фоне холодного неба)
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка рабочих мест
II. Сообщение темы урока.
1слайд. Сказка.
Живут на свете две девочки-подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и тёплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковёр. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная.
У Весны – жёлтая, тёплый солнечный луч, а у Снегурочки – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в тёплый, согреть.
Девочка Снегурочка опускает в каждый цвет маленькую синюю льдинку, и цвет замораживается, приобретает холодный оттенок. А девочка Весна согревает краски тёплым жёлтым лучом, превращая их в тёплые. Тёплые цвета всегда сравнивают с солнцем и называют солнечными, а холодные – со льдом и называют холодными.
2слайд. (цветовой круг)
Но существует между ними и спор. Подружки никак не могут решить, как же назвать зелёный цвет – тёплым или холодным.
–Как вы думаете, почему? Как можно получить зелёный цвет? (Ответ детей)
–Правильно, ведь он состоит из тёплого – жёлтого и холодного синего цветов. Если в зелёном окажется больше синей льдинки Снегурочки, он станет холоднее, но если Весна постарается и в синий опустит жёлтый луч – зелёный станет теплее.
Все цвета можно разделить на тёплые и холодные.
Предлагаю определить, к какой группе относится лежащий на столе кружок.
(Дети выходят к доске и ставят свой кружок в кармашек, к тёплой или холодной группе)
3слайд. (Тёплые и холодные цвета)
У тёплых и холодных цветов разное настроение. – Радостное и весёлое настроение, передают какие цвета? (Тёплые) – А фантастическое, загадочное? (Холодные)
4слайд. Природа богато украшена сочетаниями тёплых и холодных цветов.
5слайд. Художники в своих картинах тоже используют сочетания тёплых и холодных цветов.
6слайд. (Вспомните сказку «Конёк-горбунок» и представьте перо жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась.)
7слайд. (стихи «Жар-птица»)
Птица чудная она.Вся из пламени-огня.Крылья плавно поднимает,Хвост как веер распускает,Глазки яхонтом горят –Удивительный наряд.Побеждает темень, мрак.Туче чёрной – первый враг.А перо той дивной птицыВмиг желание исполнит,Людям счастье принесёт.
8-9слайд. Представьте пылающее перо, сияющего оттенками жёлто-оранжевого и красно-оранжевого цветов. Яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера усиливается, если расположить его на фоне холодного неба, т.е. в окружении фиолетовых, синих, голубых.
10слайд. Расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче.
11,12,13слайды. Изобразите перо жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась.
III. Практическая работа.
Изображение пера Жар-птицы (яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера на фоне холодного неба)
Демонстрация с чего начинать рисовать. (Педагогический рисунок.)
Выберите для работы характер мазка. Например, для фона – мазок «дождик» или «пятнышко». А для изображения пера жар-птицы – мазок «волну».
14слайд.
IV. Физкультурная минутка. (Давайте теперь попробуем изобразить жар-птиц в движении)
Жар-птицы летят,Крыльями шумят.Прогнулись над землей,Качают головой.Прямо и гордо умеют держаться.И очень бесшумно,На место садятся.
V. Подведение итогов. Рефлексия. Выставка работ.
– Давайте подведем итоги. Что у нас получилось? –Какие впечатления остались от урока? Что порадовало, что огорчило? На доске отражаем настроение. Радость – размещаем тёплые цвета, грусть – холодные.
VI. Домашнее задание. Подумайте, где ещё в природе встречается борьба тёплых и холодных цветов.
Разработка урока
«Тёплые и холодные цвета.
Борьба тёплого и холодного»
Программа Б.М. Неменского,
2 класс, IV четверть «Как говорит искусство».

Ильясова Зугра Абдуловнаучитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ №28»