Возвратное местоимение себя.


Возвратное местоимение себя.
Урок русской речи в 6 классе
Малдуова Г.Н Ушагашская основная общеобразовательная школа.
Цели урока:
1 Повторить ранее изученное о местоимении,познакомить учащихся с лексическим значением и особенностыми склонения возвратного местоимения себя,формирование умения употреблять местоимения себя в нужной форме.
2 Научить находить местоимения в речи.Развивать грамотную речь учащихся.
3 Способствовать углублению знаний по русскому языку,обогащению словарного запаса.
Оборудование: Интерактивная доска,раздаточные карточки, слайд презентации,таблица.
Методы:Словесный, практический,наглядный,поисковый.
Ход урока:
Организационный момент.
Психологический настрой учащихся на плодотворную работу в течение всего урока.
Посмотрите на рисунок,и отгадайте ребус.О какой части речи идет речь?

 1Этап. Актуализация полученных знаний.
Фронтальный опрос по предыдущей теме.
Что называется местоимением? Как изменяются местоимения?
Какими членами предложения могут быть местоимения?Когда к личным местоимениям 3 го лица прибавляется н?
2 Этап.Осмысление темы.
Ознакомление с теоретическими сведениями.
В русском языке одно возвратное местоимение себя.Это местоимение
Существительное.Оно обозначает что действие,совершаемое кем то направлено на само действующее лицо.Действие как бы возвращается к действующему лицу,поэтому местоимение и получило название возвратное.Синтаксическая функция в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения.Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода,лица,числа формы.


Разминка.
Отгадайте,загадки о каких местоимениях идет речь?
В каком местоимении два звука,но одна буква? Я.
2.Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах?Я, мы.
3.Сколько личных местоимений в слове семья?Одна я.
4.Первый слог личное местоимение,второй звук,который издает лягушка.Вместе овощ.Тыква.
5.Первый слог личное местоимение,второй детская болезнь.Вместе получается слово,обозначающее предмет,которое помогает судну удержаться на месте.Якорь.
 
Я [й’а]ямысемь яякорьтыква
Поставьте местоимения в нужной форме.
Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).
Проверьте себя
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нём, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над ними, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им
Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя, объясните значение слов и выражений
Эгоист –
Читать молча, не вслух –себялюбец.
Проявлять выдержку, терпение –читать про себя.
Лишаться самообладания –владеть собой.
Судить по своим силам или вкусам –выходить из себя.
Стать замкнутым, необщительным –судить по себе.
Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве –не похож на себя.
Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –себе на уме.
Склонение местоимения СЕБЯ

Учащиеся получают карточки с пословицами,поговорками,включающимися в себя возвратное местоимение.Записать,обьяснить устно значения:определить падеж возвратного местоимения.
1 Руби дерево по себе.
Всяк Аксен про себя умен.
Выше себя не прыгнешь.
Друга иметь себя не жалеть.
Умный себя винит,глупый своего товарища.
Всяк сам себе загляденье
Сам себя сжег француз,сам себя и поморозил.
Работа с учебником
3 Этап. Рефлексия
С какими местоимениями мы познакомились сегодня на уроке?Чем возвратное местоимение себя отличается от других местоимений?
Стратегия Знаю Узнал Хочу узнать.
Ученики оценивают сами себя.Красный стикер Я молодец.
Желтый Я постарался.Зеленый Я буду стараться.
Домашнее задание: написать рассказ о себе.
Комментирование оценок.