Урок развития речи в 6 классе (по УМК В.В. Бабайцевой). Подготовка к изложению, близкому к тексту, по отрывку из очерка К.Г. Паустовского Жёлтый свет.


Урок развития речи в 6 классе (по УМК В.В. Бабайцевой).
Подготовка к изложению, близкому к тексту, по отрывку из очерка
К.Г. Паустовского "Жёлтый свет".
Цели урока:
1) формирование умения подробно излагать текст;
2) развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости;
3) воспитание внимательного и бережного отношения к родной природе (умение всматриваться и вслушиваться в неё).
Задачи урока:
1) формирование навыков выразительного чтения;
2) развитие умения составлять сложный план текста, отражающий не только тему, но и основную мысль текста;
3) создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности учащихся;
4) развитие умения анализировать языковой материал.
Оборудование: презентация к уроку, учебник Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс. 
Ход урока:
1. Организационный момент. Определение темы и целей урока.
Добрый день! Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к изложению по отрывку из очерка К.Г. Паустовского "Жёлтый свет". Дома вы готовили выразительное чтение  отрывка "Шорох листьев" и составляли сложный план данного текста.
- Посмотрите на обложку книги писателя. А как вы думаете, почему очерк К.Г. Паустовского назван "Желтый свет"? (ответы учащихся) (Слайд №1)
2. Выразительное чтение текста (подготовленным учеником или учителем)
    Определение темы и идеи текста.
- Ребята, давайте определим тему и идею текста. Докажите свою точку зрения, обращаясь к тексту. (Слайд №2)
(Тема текста - шорох листьев в воздухе. "Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука"
Идея текста - показать, что удивительное рядом, стоит лишь присмотреться и прислушаться. "Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шёпот".)- Как можно озаглавить текст? (Шорох листьев)
3. Беседа по тексту. Роль сравнений в тексте. (Слайды №3-6)
Почему писатель следил за опадающими листьями? («…чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю…»)
Где чаще всего мы слышим шуршание листьев? («Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека»)
Почему шорох листьев в воздухе автору казался неправдоподобным? («Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава»). Найдите сравнение. Для чего автор его использует? (показать неправдоподобность шуршания листа в воздухе).
Почему ему не удавалось услышать шелест падающего листа? («Нужно было время, чтоб слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли»)
Где можно было увидеть листья? («Они были всюду. …Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом»). С помощью какого сравнения автору удаётся показать, что листьев было много? («…приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу».)
Что значит «оглохшие и немые осенние ночи»? («…когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем…»).
Когда удалось услышать шелест падающего листа? (Тихой безветренной ночью)
С чем сравнивает автор шелест листа в воздухе? («…шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот»). Почему? (Шелест листа в воздухе очень чистый, тонкий и неясный).
4.Составление сложного плана текста. (Слайды №7-8)
Обсуждение и корректировка (ребята составляли план дома)
1. «Пристально следил за опадающими листьями».
2. «Шорох листьев в воздухе казался мне неправдоподобным».
3. «Я был … неправ»: «нужно было время, чтобы слух отдохнул от скрежета городских улиц».
4. «Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу».
5. «Листья были повсюду»:
а) «чёрный хлеб из пекарни приносили с … листьями»;
б) «по дорожкам сада было трудно ходить»;
в) «мы насквозь пропитались запахом листьев».
6. «Бывают осенние ночи, оглохшие и немые…»:
а) «была такая ночь»;
б) «я посмотрел на клён».
7. «Впервые я услыхал шелест падающего листа…».
5. Пересказ по плану.
6.Словарно-орфографическая и пунктуационная работа (Слайды №9-11)
1.Словарная работа:
К..росиновый, ф..нарь, к..рманы, ра..трёпа..ный, ш..рох, ш..пот, с..кунда, прист..льно.
2.Пунктуационная работа
Задание. Списать, вставляя пропущенные буквы. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку, начертить схемы.
Я был конечно неправ.
Я поставил на сруб тусклый к..росиновый ф..нарь и достал воды.
Лист..я мы нах..дили в к..рманах св..их д..ждевых пл..щей в кепках в волосах (в)сюду.
Ф..нарь осв..щал к..лодец старый клён под забором и растрёпа..ный ветром куст настурц..и на пож..лтевш..й клумбе.
3.Объяснительный диктант
Отд..ляет..ся от ветк.., падающ.. лист..я, только на земл.., ш..рох в воздух.., скреж..т улиц.., (на)сквозь проп..тались зап..х..м, над л..систым кра..м, к..л..тушка стор..жа, с д..р..венской ..кол..ц.., такая ноч.., осв..щал к..лодец, клён под з..бором, растрёпа..ный ветром, отделился от ветк.., шелест листа, де..кий ш..пот.
7.Повторное чтение текста. (Слайд№ 12)
Написание текста изложения на втором уроке.
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворения о золотой осени, нарисовать иллюстрации или сделать фотографии (на выбор) (Слайд №13)