Технологическая карта по литературному чтению на тему Согласные звуки и буквы. Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных

Технологическая карта № _____ Класс: 1 Предмет: литературное чтение
Составила учитель начальных классов Ленкова Елена Евгеньевна
Тема

Согласные звуки и буквы.
Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных.


Цель темы

Развитие умения употреблять прописную букву;
дифференцировать согласные звуки [з], [з'] и близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки з-с, ж-ш, д-т, г-к.


Основное содержание темы, термины и понятия

Зрительный образ буквы. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Согласные – звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие звуки.


Планируемый результат:
Предметные умения
УУД


Развить умения:
- соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует;
- освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; - сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука;
- выделять согласные звуки, давать им характеристику;
- писать с заглавной буквы имена людей, географические и астрономические названия.
Развивать навык чтения.

Личностные: формирование системы ценностей ребенка, индивидуального стиля и самостоятельности в деятельности.

Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука; использование знаково-символических действий; группировка слов по лексическому значению; формулировка ответа; включение в творческую деятельность под руководством учителя.

Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука, принятие и сохранение учебной задачи, адекватное восприятие оценки учителя.

Коммуникативные: осмысление простого текста; формирование умений строить простые речевые высказывания, слушать и слышать чужую точку зрения, отстаивать свою.


Организация пространства


Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы

Технология (понятие «алгоритм действия»).
Окружающий мир (астрономические знания, объекты, термины).

Фронтальная, в парах, индивидуальная.





Азбука, с. 120121. Рабочая тетрадь.
Цветные карандаши, схемы согласных звуков (твердых-мягких, звонких-глухих).
Иллюстрированный атлас мира.
Атлас вселенной для детей.
Набор цветных иллюстраций к рассказу Артема Орлова «Планета, которая понравилась всем».
Проектор, слайды для иллюстрации стихотворения Якова Акима «Есть одна планета-сад»

I этап. Мотивация к деятельности


Цель – закрепить у учащихся зрительный образ буквы; научить читать буквы в разных грамматических позициях.






Организационный момент
Скороговорка: Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идёт.

Актуализация опорных знаний
1. Чтение текста «Зимние картины» (с.118). Подчеркивают слова в которых мягкость согласных звуков обозначена гласными буквами и, е, ё.
2. Уточнение знаний о парных звонких и глухих согласных (с.120). (Почему буквы взялись за руки?) Завершение схем-человечков, по очереди комментируют действия, обосновывают выбор написания.
3. Игра «Глухой и звонкий» (проводится с парами слов и сигнальными карточками З и Г)
бить-пить, горка-корка, дрова-трава, слой-злой,
бочка-почка, гости-кости, дело-тело, зайка-сайка.
4. Чтение слов I-ой строки орфографически и орфоэпически., наблюдение над оглушением согласного [з] на конце слова. Подбор проверочных слов, (по очереди комментируют действия, обосновывают выбор написания: можно поставить эти слова во множественном числе, можно подставить слово нет)
Чтение слов II-ой строки, вставляют пропущенные буквы самостоятельно, подбирая проверочные слова.Осуществляют взаимопроверку в парах.

Проблемная ситуация.
1. Чтение имен собственных и географических названий (карточки со словами). (На что обратили внимание? На какие смысловые группы можно разбить список слов?) . Уточняется зрительный образ заглавной буквы З. Беседа по уточнению значения слов, при необходимости использование иллюстрированного атласа мира.
Озвучивание темы и цели урока.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения
Обучающие и развивающие задания и упражнения
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Диагностическое задание

1.Первичная проверка понимания.

Цель – установить осознанность умение употреблять прописную букву в географических названиях; выявление неверных представлений и их коррекция.



(З) Чтение предложений. Уточнение значения слова земля в 1-ом и 2-ом предложениях (земля – почва, верхний слой земли; Земля – планета, на которой мы живём; третье значение – страна, государство. Пр.: Вернулся на родную землю).

(П) Чтение вопросительного предложения, уточнение лексического значения слов: астроном, космос, космонавт, планета, спутник.

Игра «Глухой и звонкий» (проводится с парами слов и сигнальными карточками З и Г)
бить-пить, горка-корка, бочка-почка, слой-злой дрова-трава,, дело-тело, гости-кости,зайка-сайка.

2. Закрепление знаний и способов действия.

Цель – обеспечить усвоение умение употреблять прописную букву в географических названиях.


(П) Работа с текстом «Мир звёзд и планет»
- работа с текстом до чтения,
- чтение текста про себя,
- чтение текста вслух (вопросы по ходу чтения),
- вопросы после чтения (что вы узнали о звездах, хотелось ли вам побывать на других планетах, что бы вы рассказали о планете Земля?),
- повторное выразительное чтение рассказа.
2. (У) Самостоятельное нахождение и выписывание в тетрадь с прописной буквы названий космических объектов .


III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебной задачи.
Эвристическое задание
Работа с рассказом-загадкой Артема Орлова «Планета, которая понравилась всем».
- работа с текстом до чтения: прочитайте название, ключевые слова (Земля, другие планеты, астронавты),сделайте предположение, о чем будет текст?
- чтение текста хорошо читающими детьми;
- чтение текста вслух, уточняющие вопросы по ходу чтения:
Почему люди стали думать о переселении на другую планету? Когда это случилось?
Какая задача была поставлена перед астронавтами?
Как назывался космический корабль на котором летели астронавты? Почему? Что делали астронавты в космосе? Почему они не нашли планеты?
Почему астронавты стали терять надежду? Какие это были люди?
Какая была планета? Чем она особенно притягивала астронавтов?
Какое было у них настроение? А у командира? Почему?
Выполнили ли задание астронавты? Почему командир помрачнел, увидив Землю? Ему не нравилась наша планета? (Он огорчился, что не выполнил задание, а Землю он очень дюбит)
- повторное выразительное чтение рассказа;
- составление картинного плана
- вопросы после чтения (Какую главную мысль хотел донести до нас автор?)
Красивее нашей планеты Земля – нет. Лучшая из планет – та, на которой мы живем. Поэтому мы должны её беречь, любить и приумножать её богатства.

Самоорганизация в деятельности
1. Слушают стихотворение Якова Акима «Есть одна планета-сад» и определяют его отношение к нашему общему дому (читает наизусть подготовленный ученик, чтение сопровождается показом слайдов)

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо
Береги свою планету –
Ведь другой , похожей, нету!
2. Домашнее задание: перечитать рассказ-загадку Артема Орлова «Планета, которая понравилась всем», нарисовать планету, на которой вам хотелось бы жить, дать ей название.


VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.



Формы контроля; контрольное задание.
Оценка результатов деятельности



Самооценка учителя
Оценка присутствующего


Игра «Буква потерялась»
I вариант задания.
ЯЫК ОНТ ЕБРА ОЛУШК
У ины много абот,
аболел у айки живот.
II вариант задания.
ВЕДА ИНА ОЛУШКА УБЫ
Высокая береа стоит в лесу,
оя под берёой поймала стрекоу.





15