Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе В гостях у сказки


ФИО конкурсанта Грибова Ирина Александровна
Место работы (наименование дошкольного образовательного учреждения) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида «Дюймовочка» Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
Возрастная группа Подготовительная группа
Образовательная область «Познание» - формирование элементарных математических представлений
Тема занятия «В гостях у сказки»
Использованная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.ВераксыПрограммное содержание Обучающие задачи:
- знакомить с произведениями зарубежных писателей,
- учить детей переносить сюжет сказки в игру,
- закрепить представления о геометрических фигурах,
- закрепить состав числа 7
Развивающие:
- развивать навыки ориентировки в пространстве;
- развивать мышление, зрительное и слуховое внимание,
-развивать умение выполнять задание по схеме
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и выполнять его инструкции,
- воспитывать навыки самооценки и умение анализировать работу товарищей
- воспитывать умение работать в команде, желание помогать товарищам
Интеграция образовательных областей «Художественная литература» - использование сюжета сказки Ш.Перро «Красная Шапочка»
«Музыка» - учить использовать элементы театрализации в познавательной деятельности
«Коммуникация» - учить употреблять развернутые предложения, грамматически верно строить фразу.
Дидактическое обеспечение занятия Сундучок с замком, ключи, атрибуты к сказке: красная шапочка, передники, чепчик для мамы, платок и очки для бабушки, корзина с пирожками; плоскостные цветы разного цвета и размера с примерами, коврики (ковролин) и мелкие предметы на липучках для ориентировки на плоскости; 10 наборов с кубиками Никитина, мультимедийное оборудование или ноутбук, презентационные слайды: картинка «Дерево» для самоконтроля, схема для определения задуманного цветка, схема «Домик» для работы с кубиками Никитина.
Структура занятия 1.Вводная часть.(1-2 мин.)
Цель: создание интереса, эмоционального настроя на занятие
2. Основная часть (12 мин.)
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы:
а) подбор геометрической фигуры,
б) создание проблемной ситуации,
в) работа по схеме,
г) решение примеров на состав числа 7,
д) работа с кубиками Никитина по схеме,
е) выполнение заданий по словесным инструкциям педагога,
ж) самооценка и взаимоконтроль
3.Заключительная часть (1 мин)
Цель: подведение итогов занятия
Использованная литература Ш.Перро «Красная Шапочка»
, В.П.Новикова «Математика в детском саду», Г.П.Попова «Занимательная математика», А.В.Белошистая «Занятия по развитию математических способностей»
Этапы работы Вводная часть Дети за воспитателем входят в группу, здороваются с гостями и находят большой сундук.
В-ль: Ребята, вы любите сказки? Хотите попасть в одну из них?
Дети: Да.
В-ль: Сказка, которую я вам привезла, спрятана в этом сундуке. Чтобы его открыть, нужно правильно подобрать ключ к замку. Посмотрите внимательно на ключи и на отверстие в замке. Как вы думаете, какой из них откроет этот замок?
Дети выбирают ключ.
В-ль: А как можно проверить, правильно ли вы нашли ключик?
Дети: приложить ключ к отверстию в замке. (Выполняют)
В-ль: какая фигура в сечении замка?
Дети: трапеция, (четырехугольник)
В-ль: Совершенно верно, вот наш замочек и открылся.
Где ты сказка, отзовись?
Нам, ребятам, покажись!
Основная часть 1.Воспитатель открывает сундук и достает красную шапочку, корзинку с пирожками, передник.
В-ль : Из какой сказки все эти предметы?
Дети: «Красная шапочка».
В-ль: А кто ее написал?
Дети: Шарль Перро.
В-ль: Молодцы, правильно отгадали. Значит, сказка начинается.
- В одном селе жила-была бедная женщина, но очень трудолюбивая, работящая.
(Воспитатель надевает чепчик и фартук.)
- И была у нее дочка – Красная шапочка. Женщина ее очень любила.
(Наряжает одну девочку из группы в шапочку и передничек).
А далеко, за лесом у них жила бабушка. Напекла однажды мама пирожков и говорит: «Отнеси, доченька, бабушке пирожки. Но дорога предстоит трудная, через лес одной идти страшно, поэтому я попрошу, чтобы твои друзья тебя проводили. Ребята, поможете Красной Шапочке добраться до бабушки?
Д: Да!
В-ль: Ну, тогда вперед!
(Воспитатель быстро снимает костюм мамы, подводит детей к коврикам из ковролина)
2.Посмотрите, впереди – лес, но лес этот заколдован, одни голые ветки на деревьях. Давайте его оживим. Рассаживайтесь поудобнее, будем украшать наш лес, «рисовать» картины. Все помнят, где левая и правая сторона? Вам сейчас это пригодится.
Будьте внимательны:
- На правой ветке висит два зеленых листочка.
- На левой ветке висит одно красное яблоко.
- Справа от дерева растет один белый цветок.
- Слева от дерева – один синий цветок.
- В левом верхнем углу летает бабочка.
Вот такая картина должна получиться у каждого из вас.
(На экране появляется картинка для самоконтроля)
Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Какой замечательный лес у нас получился!
В: Пойдемте дальше. Впереди красивая цветочная поляна. Давайте соберем букет для бабушки, она будет очень рада. Знаете, какие цветы она любит?
(на экране появляется схема)
- Не желтые, не синие, не маленькие. Повторите, какие цветы вы будете искать. Найдите по одному такому цветку. Какие цветы вы сорвали?
Дети:- Красные, большие.
В: А цветы тоже заколдованы. Смотрите, в середине стоит цифра. Какая?
Дети: Семь.
В: Вам нужно вспомнить, из каких двух чисел можно составить число семь и вписать нужную цифру на лепестках. Пройдите за столы и выполните задание.
(Дети работают маркерами за столами)
Я предлагаю проверить, правильно ли вы выполнили это задание. Передайте свой цветок соседу справа. Посмотрите, не сделал ли ошибку ваш товарищ. Молодцы. Давайте соберем цветы в букет и пойдем дальше.
3. В-ль: А вот и деревня видна вдалеке. Как же мы узнаем дом бабушки? А дом у бабушки был вот такой.
(На экране появляется схема домика, выполненного из кубиков Никитина)
Посмотрите на экран и соберите по схеме такой же домик. Лучше начать работу с нижнего ряда. Какого цвета грани вы должны подобрать для нижнего ряда?
Дети: Синие.
В-ль: Какого цвета окошки в домике?
Дети: Красного.
В-ль: Когда будете собирать крышу, будьте внимательны. Вам нужно будет найти грани, раскрашенные наполовину синим и желтым цветом, и правильно расположить их. Начинайте собирать дом.
Дети работают на ковре с кубиками.
В-ль: проверьте, правильно ли у вас получилось.
Заключительная часть В-ль: (надевает платок и очки)
- А вот и бабушка вас встречает. «Здравствуй, внученька, здравствуйте, ребятки! Спасибо вам, что помогли Красной Шапочке пройти через заколдованный лес. Расскажите, как вы добирались ко мне.
Что видели в лесу?
Какие задания пришлось выполнить?
Что вам показалось особенно трудным?
А что было самым интересным?
(Дети отвечают на вопросы )Понравилась ли вам наша сказка?
Ну вот, она и закончилась. Вы принесли мне пирожки и красивый букет. А я угощу вас конфетами «Красная Шапочка» .