Проект Обогащение словарного запаса путём изучения фразеологии


Научно-исследовательская работа учеников класса 2.7 МБОУ «СШ№ 49 имени героев даманцев» г. Хабаровска. Руководитель: Холод Е.Н.«Обогащение словарного запаса учащихсяпутем изучения фразеологии». Цель работы: обогащение словарного запаса.Актуальность темы:Речь современных подростков скудна, бедна и примитивна. Фразеологизмы делают нашу речь яркой, экспрессивной.Проблема исследования:Понятие фразеологизма как устойчивого сочетания слов, частота применения фразеологизмов в современной речи. Задачи:Изучить понятие фразеологизм; Изучить виды фразеологизмов;Рассмотреть вопрос возникновения фразеологизмов;Изучить значение некоторых фразеологизмов.Рассмотреть вопрос практического применения фразеологизмов в современном русском языке. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо иметь достаточный словарный запас, частью которого является фразеология. Отсюда и возник интерес к исследованию в данной области.ГИПОТЕЗА:Предполагается, что понятие «фразеологизм», знание о происхождении фразеологических оборотов и их виды многим учащимся начальных классов не знакомы. Несмотря на это, в речи фразеологизмы употребляются достаточно часто. Как мы работали над проектом.Посетили школьную и районную библиотеки.
Искали информацию в интернете. Знакомились с фразеологическими словарями. Рисовали фразеологизмы. Лить крокодильи слезы.Фальшивое проявление страданий, сожалений, раскаяний.  Знакомили одноклассников с устойчивыми оборотами. Проводили опрос Что мы выяснили? 40% обучающихся нашего класса знакомы с устойчивыми выражениями, но точное определение смогли дать не все ;25% фразеологизмы используются как украшение речи, для ее эмоциональности, выразительности; 15% обучающимся изучение данной темы помогло расширить свой словарный запас. Что такое фразеологизмы.Это устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу и не имеет автора. Фразеологизмы метки, ярки, образны, своим содержанием затрагивают все стороны и свойства жизни, характеров людей, поэтому они широко используются как изобразительное средство в произведениях художественной литературы. Узнали, что такоефразеология и фразеологизмы в современном русском языке. Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Название этого раздела произошло от греческого фразис(phrases) - выражение + логос(logos) – учение. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.Фразеологизмы используются в обыденной речи, художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности. Источники фразеологизмовИсконно русского характера (связанные с жизнью народа, его историей); сказочного происхождения. Например: Битый небитого везет; Бабушка надвое сказала;Связанные с древними ремеслами. Столяров: Без сучка, без задоринки. Рыбаков: Попасться на удочку;Отражающие детали русского быта. Например: Лаптем щи хлебать.Из произведений русских писателей. Из басен И.А. Крылова: А воз и ныне там; Мартышкин труд.Из иностранных языков: Авгиевы конюшни, Вавилонское столпотворение.
Вывод: Наше предположение подтвердилось, понятие «фразеологизм», знание о происхождении фразеологических оборотов и их виды не знакомы учащимся начальных классов. Но в своей речи фразеологизмы мы употребляем часто. Список литературы1. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л.: Наука, 1977. – 248с. 2. Введенская, Л. А., Баранов, М. Т. «Русское слово». - М: «Просвещение», 1983. - с. 122 - 140.3. Жуков, А. В., Жуков, В. П. «Школьный фразеологический словарь русского языка». - «Просвещение», 1989. 4. Ожегов, С. И. «Словарь русского языка». - М: «Русский язык», 1984.5. Плёнкин, Н. А. «Стилистика русского языка в старших классах». - М: «Просвещение», 1975. - с. 40 - 41.6.Учебник Н.М. Шанский  «Степень семантической слитности фразеологических оборотов» (1985, с.56-65).7. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / О. Ф. Вакурова, Т. М. Вотелева, К. А. Войлова и др. – М. : Дрофа, 2004) 8. Краткий справочник русского языка (под ред. Леканта), стр. 377-378.9. Гуманитарный словарь, 2002.10.БСЭ,1969-1978гг. Интернет-ресурсы Wikipedia.orgrazumniki.ruslovari.yandex.ru›БСЭ› Фразеологияfestival.1september.ru› nsportal.ru Алые паруса Спасибо за внимание!!! До скорой встречи! PS:Работая над проектом, мы всё больше замечали, что действительно очень часто в речи нашего учителя, в художественных произведениях встречаются фразеологические обороты! Мы научились не только их понимать, но и употреблять в своей речи! Было очень интересно работать, а главное – узнавать новое и интересное! Ведь мы очень любознательные ребята! И мы благодарим Елену Николаевну! Продуктом нашего проекта является отличная презентация для ребят начальной школы, в которой они познакомятся с фразеологизмами, а также выполнят множество интересных заданий, чтобы проверить себя. Успехов вам, ребята!