Комплексно-тематическое планирование ООД по развитию речи в старшей группе. В.В Гербова.


Комплексно-тематическое планирование ООД по развитию речи в старшей группе.
№ Тема Программное содержание Методическая литература.
В.В. ГербоваСЕНТЯБРЬ
1 Мы –воспитанники старшей группы Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. Стр. 34
2 Рассказывание русской народной сказки «Заяц- хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки». Стр. 35
3 Пересказ сказки «Заяц- хвастун» Помочь детям составить план пересказа сказки. Научить пересказывать сказку. Придерживаясь плана. Стр. 37
4 Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-сУпражнять детей в отчётливом произношении звуков з-с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. Стр.37
5 Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени Научить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Воспитывать любовь к природе во всех её проявлениях.
Стр. 39
6 Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень» (в сокращении) Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И.Белоусова «Осень».
Стр. 40
7 Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине. Придерживаясь плана. Воспитывать любовь к природе.
Стр. 42
8 Весёлые рассказы Н.Носова Познакомить детей с новыми весёлыми произведениями Н.Носова. Интерес к весёлым произведениям о детях.
Стр. 43
ОКТЯБРЬ
1 Лексические упражнения . Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель» Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением- перевёртышем Стр. 44
2 Учимся вежливости Рассказать детям о некоторых правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи Стр. 45
3 Обучение рассказыванию: описание кукол Помочь детям составить план описания куклы; научить дошкольников, составляя рассказы быть самостоятельными. Руководствоваться планом Стр. 46
4 Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-цЗакрепить правильное произношение звуков с-ц; научить детей дифференцировать звуки: различать в словах. Выделять слова с заданным из фразовой речи, называть слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. Интерес к занятию Стр. 48
5 Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Научить самостоятельно составлять рассказ по картинке. Придерживаясь плана, Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, заботу о ближних, культура общения. Стр. 49
6 Лексико- грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И.Карнауховой), помочь понять её смысл. Воспитывать понимание, любовь к русскому народному творчеству. Стр. 50
7 Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р.Сефа «Совет» Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р.Сефа «Совет», научить выразительно читать его. Память, мышление Стр. 51
8 Литературный калейдоскоп. Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. Стр. 52
НОЯБРЬ
1 Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчинённы х предложений. Любовь к поэзии
Стр.53
2 Рассказывание по картине Научить детей с помощью раздаточных карточек и основы матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. Интерес к занятию
Стр. 54
3 Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка», Помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Любовь к русским народным сказкам. Сопереживание. Сострадание Стр. 55
4 Звуковая культура речи : работа со звуками ж-шУпражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; научить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж- ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание Стр. 56
5 Обучение рассказыванию Научить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога». Понимание. Сострадание. Стр. 58
6 Завершение работы над сказкой «Айога». Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя. Стр. 59
7 Чтение рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков» Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков». Стр. 59
8 Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» Научить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст стараясь правильно строить предложения. Интерес к занятию. Стр. 60
ДЕКАБРЬ
1 Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство» Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство»(в сокращении)Память Стр. 61
2 Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе». Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета (Хоккей); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту (Кафе). Стр. 62
3 Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» Стр. 64
4 Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-шСовершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове. Стр. 65
5 Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце». Стр. 67
6 Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой». Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». Стр. 67
7 Беседа по сказке П. Бажова«Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. Стр. 69
8 Дидактические игры со словами. Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения. Подбирать рифмующиеся слова. Стр. 69
ЯНВАРЬ
1 Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму». Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. Стр. 71
2 Чтение рассказа С.Георгиева «Я спас Деда Мороза». Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Стр. 72
3 Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие. Последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.Стр. 73
4 Чтение сказки Б.Шергина «Рифмы», стихотворения Э.Мошковской «Вежливое слово» познакомить детей с необычной сказкой Б.Шергина «Рифмы» и стихотворением Э.Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. Интерес к занятию, звукоподражание.
Стр. 74
5 Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-жСовершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Взаимопомощь, коммуникабельност ь. Стр. 75
6 Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и Воронёнок» Научить детей пересказывать текст (целиком и по ролям)Смекалка, взаимопомощь, словотворчество. Стр. 77
7 Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство» Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство»(в сокращении)Память Стр. 77
8 Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?» Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. Коммуникабельность. Стр. 79
ФЕВРАЛЬ
1 Беседа на тему «О друзьях и дружбе» Продолжить помогать детям осваивать нормы поведения, научить доброжелательности, умение вести непринуждённую беседу Стр. 80
2 Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово» Научить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов- антонимов. Творчество.
Стр. 82
3 Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка» Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна- лягушка». Любовь к сказкам, умение понимать добро и зло.
Стр. 83
4 Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щУпражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки
Стр. 83
5 Пересказ сказки А.Н.Толстого «ЁЖ» Научить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Память. Мышление. Стр. 84
6 Чтение стихотворения Ю.Владимирова«Чудаки» Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям Стр. 86
7 Обучение рассказыванию по картине «Зайцы». Продолжать учить детей рассказывать о картине, придерживаясь плана. Стр. 87
8 Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи внимание. Стр. 88
МАРТ
1 Беседа на тему : Е.Благининой«Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном» Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; вызвать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. Стр. 89
2 Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Научить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. Стр. 91
3 Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днём 8 марта» Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…» Научить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. Творчество. Стр. 91
4 Чтение рассказов из книги Г.Снегирёва «Про пингвинов». Дидактическое упражнение «Закончи предложение» Познакомить детей с маленькими рассказами о животных, из жизни пингвинов. Научить строить сложноподчинённы е предложения.
Стр. 92
5 Пересказ рассказов из книги Г.Снегирёва «Про пингвинов» Научить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г.Снегирёва «Про пингвинов» по своему выбору.
Стр. 93
6 Чтение рассказа В.Драгунского «Друг детства» Познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика
Стр. 93
7 Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба- Бах» Научить детей дифференцировать звуки ц-ч, познакомить со стихотворением Дж.Ривза «Шумный Ба-Бах» Стр. 94
8 Чтение сказки «Сивка- Бурка» Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка»
Стр. 95
АПРЕЛЬ
1 Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-рУпражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; научить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Стр. 96
2 Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово» Продолжать приобщать детей к позиции; научить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи Стр. 97
3 Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта Стр. 99
4 Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная». Память, мышление Стр. 100
5 Пересказ «загадочных историй» (по Н.Сладкову) Продолжать обучать детей пересказыванию. Мышление, логика Стр. 101
6 Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга" Познакомить детей с рассказом К. Паустовского "Кот-ворюга". Стр. 102
7 Дидактические игры со словами. Чтение небылиц Активизировать словарь детей. Стр. 102
8 Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" Познакомить детей со сказкой В. Катаева "Цветик-семицветик". Стр. 103
МАЙ
1 Литературный калейдоскоп  Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. Стр. 103
2  Обучение рассказыванию по картинкам Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Стр. 104
3 Чтение рассказа В.Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Стр. 105
4 Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол" Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой "Финист – Ясный сокол". Стр. 106
5 Звуковая культура речи (проверочное) Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. Стр. 107
6 Лексическое упражнения. Проверить, насколько богат словарный запас детей. Стр. 106
7 Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни». Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. Стр. 108
8 Повторение пройденного материала. Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога). Стр. 108