Методическая разработка на тему: «Использование электронного учебного модуля и электронного тренажёра на уроке русского языка

Методическая разработка на тему:
«Использование электронного учебного модуля и электронного тренажёра на уроке русского языка при изучении темы «Типы словосочетаний» в 8 классе».


Пояснительная записка
Современный урок урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Учителя задают себе вопросы: «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности?»
Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.
Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Чтобы школа не проиграла в соревновании с широкой доступностью услуг Интернета, необходимо с максимально большей пользой для ребенка использовать возможности этого столь привлекательного для современных школьников ресурса.
К тому же, это достаточно мощный рычаг, повышающий мотивацию учебной деятельности ребёнка, который в мире компьютеров давно чувствует себя как дома.
Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей. Ребёнку становится интересно при помощи компьютера осваивать материал, проверять уровень компетенций, получать за свой учебный труд отметку независимого, объективного экзаменатора, коим является компьютер.
ЭОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного.
Необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) сегодня очевидна многим, потому что они:
Совершенствуют организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения;
Повышают продуктивность самоподготовки учащихся;
Индивидуализируют работу самого учителя;
Ускоряют тиражирование и доступ к достижениям педагогической практики;
Усиливают мотивацию к обучению;
Активизируют процесс обучения, возможность привлечь учащихся к исследовательской деятельности;
Обеспечивают гибкость процесса обучения.
ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- закреплении;
- повторении;
- контроле знаний, умений и навыков.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Адреса ФЦИОР в Интернет:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Использование ЭОР на уроках русского языка повышают наглядность, интерактивность урока анимированные рисунки и иллюстрации; интерактивные определения, правила, таблицы, учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.
Мне бы хотелось остановиться в своей работе на электронных учебных модулях (ЭУМ), размещённых на сайте ФЦИОР.
Каждому тематическому элементу предмета соответствует три типа ЭУМ:      И-тип – модуль получения информации,      П-тип – модуль практических занятий,      К-тип – модуль контроля усвоения
    Информационный модуль представляет собой систему дидактических материалов информационного, справочного, иллюстративного характера: статьи с интерактивными иллюстрациями и заданиями, контролирующими понимание; интерактивные таблицы, схемы, орфограммы, пунктограммы с вложениями разного уровня, учебные тематические словари, снабженные комментариями и др. Педагог может использовать информационный ЭУМ в качестве средства презентации нового материала (при коллективных формах работы), его закрепления, зрительной и слуховой наглядности, трансляции знаний (при групповых и индивидуальных формах работы). При самостоятельной работе информационный модуль используется для поддержки самостоятельной работы с заданиями практического модуля и для приобретения навыков информационной деятельности. Таким образом, использование информационных ЭУМ в учебном процессе вводит в ежедневную практику учащихся новые типы учебной деятельности.
Практический модуль представляет собой систему заданий разного характера для самостоятельной работы: тренировочные (репродуктивные), проблемно-поисковые, исследовательские, проектные, развивающие, эвристические. Организованные в обучающие цепочки, они в совокупности целенаправленно формируют комплекс необходимых знаний, умений и навыков, а также развивают заданные целями обучения родному языку компетенции. Используемые изолированно, отдельные задания поддерживают фрагменты учебного процесса в рамках избранной дидактической модели на уроке-объяснении, на уроке-закреплении, а также при организации самостоятельной работы. Системы заданий снабжены вариативной помощью – контекстно зависимой и общей, подсказками, ключами и т.п.
Контрольный модуль содержит контрольные задания для осуществления комплексного контроля уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетенций на уровне тематического элемента. Организация контроля в автоматическом режиме стимулирует учащегося к самооцениванию, сравнению получаемых объективно результатов с прогнозируемыми, сопоставлению их и осуществлению самокоррекции учебной деятельности.
В информационных модулях информация предлагается дозировано, предусмотрены специальные средства для концентрации внимания на проблемных зонах тематического элемента и разнообразные мнемонические опоры. Практические модули включают помимо заданий и упражнений, снабженных конкретной (в рамках обрабатываемого языкового явления) и контекстно зависимой помощью, а также специальными подсказками, отдельные задания с элементами поисковой деятельности. Контроль носит практический характер и сконцентрирован на проверке полученных умений и навыков в рамках тематического элемента.
ЭОР по русскому языку серии «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» (ОМС) представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения. Они открывают доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов. Индивидуализируют обучение благодаря решениям,
предусматривающим включение в систему работы с ними вариативных электронных учебных материалов.
Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что:
- задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;
-есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося;
- программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое явление.
В работе представлен урок русского языка на тему «Типы словосочетаний» в 8 классе с использованием ЭУМ.

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Типы словосочетаний»

Тема урока: «Типы словосочетаний»
Цели:
Образовательные:
 1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании. 2. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову.        3. Подготовка учащихся к выполнению заданий В2 в ГИА по новой форме для 9-х классов.
Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.
Тип урока: комбинированный Формы работы учащихся коллективная, индивидуальная, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2009








Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время (в мин)

1
Организационный момент.


Приветствие учеников, сообщение темы урока. Обращение к учащимся с вопросом, запись в тетради темы урока.
Обдумывание ответа, запись темы в тетрадях
2 мин

2
Актуализация знаний обучающихся















Индивидуальное задание: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Прочитайте строки:  Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя - Определите вид синтаксической единицы. - Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания? - Что не является словосочетанием?


Какие из приведённых примеров не могут рассматриваться как словосочетания и обязательно должны быть оформлены на письме как предложения?

По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их.
Распределите словосочетания по главному слову:
Лесная газета, читать газету, очень интересный, совсем рядом, построить дом, очень небрежно
Коллективная работа по заданию, учащиеся отвечают на вопросы учителя.










Выполняются учащимися за компьютером в режиме реального времени одновременно с коллективной работой.



Ответы учащихся.


Работа выполняется самостоятельно, потом проверяется в парах





3
Изучение нового материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания - согласование, - управление, - примыкание. Познакомьтесь с  типами словосочетаний  по ЭУМ и заполните таблицу. Подготовьте ответ «Типы связей в словосочетании».
Тип связи
Чем выражено главное слово
Чем выражено зависимое слово
Примеры



Учащиеся в группах работают за компьютерами.
1 группа – согласование, 2 группа – управление, 3 группа – примыкание.
Обсуждение результатов работы. Заполнение общей таблицы (представители группы заполняют таблицу на доске, комментируя свою работу)


4
Закрепление знаний
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Распределите словосочетания по таблице (таблица проецируется на доску).
Ученики выходят по одному и распределяют словосочетания





Тренировочные упражнения:
Задание 1.
Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
Задание 2.
Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
Задание 3.
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
Задание 4.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
Задание 5.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Медленно  опускаться на парашюте.
Задание 6.
Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.

Учащиеся коллективно выполняют задания с опорой на таблицу. Обосновывают ответ.


5
Контроль усвоения знаний
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Диагностическая работа.
Учащиеся выполняют онлайн-тест.


6.
Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам показалось наиболее трудным в усвоении нового материала? С чем вы справились лучше? - Расскажите о типах связи в словосочетании по таблице.
- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?
Ответы учащихся.


Домашнее задание:
Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании»
Выполните задание на выбор:
1- упражнение 67 2 –тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант1. 11кл.» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение к плану-конспекту урока по теме «Типы словосочетаний»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронное задание
Тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный учебный модуль
Интерактивный информационный модуль
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронное задание
Интерактивный тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный тренажёр
Тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет учителю экономить время, более эстетично оформить материал.
Активное использование ЭОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности. 
Достоинств у ЭОРов масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого ученика. А для этого нужно научиться «отделять зёрна от плевел», т.е. критично подходить к отбору ЭОРов, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в Internet.

































Список интернет-источников

ЭОР для учителя русского языка и литературы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - учебный портал по использованию ЭОР

Справочные, научные материалы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Этимология и история русского языка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Русский филологический портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Энциклопедия «Языкознание»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы

Электронные библиотеки, архивы, пособия:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Электронная библиотека специальной филологической литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник

Издательский дом «Первое сентября»:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

Федеральный портал «Российское образование»:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Каталог образовательных ресурсов по литературе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы


Методические материалы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
, «Методики» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), «Пособия» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Сайт «Uroki.net».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Сообщество учителей-словесников
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Олимпиады, конкурсы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Турнир имени М. В. Ломоносова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
– Интернет-карусель (on-line соревнования)

Дистанционное образование:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Русский язык для старшеклассников и абитуриентов: Дистанционная подготовка по русскому языку МИОО (теория и практические задания)



ЕГЭ:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Официальный информационный портал ЕГЭ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– ФГУ «Федеральный центр тестирования»

Интернет порталы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс



































13PAGE 15


13PAGE 14115




15