Анализ работы ШМО учителей естественно-математического цикла за 2015-16 учебный год


Анализ работы МО учителей естественно-математического
цикла МОБУ «Черкасская СОШ»
за 2015-2016учебный год.
В 2015-2016 учебном году в МО работало 6 учителей, 4 учителя с первой квалификационной категорией, 2 учителя (Маслабойникова Л.Н. и Середина Т.Е.) в прошедшем учебном году досрочно аттестовались на высшую категорию).
Все учителя работали по утвержденным Министерством образования программам и рекомендованным учебно-методическим комплектам.
В распоряжении учителей естественно-математического цикла имеются 4 специально оборудованных кабинета: физики, химии и биологии, математики и информатики. Данные кабинеты оснащены в соответствии со своим профилем: имеются информационные стенды, наглядные пособия, учебная и дополнительная литература по предмету, компьютеры и проекторы.
В 2015 -2016 учебном году МО продолжило работу над проблемой: «Овладение учащимися системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования».
Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:
-совершенствовать знания педагогов в области методики преподавания предметов в условиях реализации обновленного содержания образования;
-повышать эффективность деятельности членов методического объединения по созданию оптимальных условий для получения школьниками качественного основного и дополнительного образования при сохранении их здоровья;
-искать наиболее эффективные формы и методы преподавания для оптимизации образовательного процесса с целью снижения нагрузки учащихся;
-обеспечить преемственность, в том числе и в реализации современных педагогических технологий, на ступенях начального и среднего образования
-Активизировать внеклассную работу по предметам цикла через предметные кружки и недели.
Но основной задачей ШМО учителей естественно-математического цикла является оказание помощи  учителям в совершенствовании педагогического мастерства. В связи с этим на заседаниях обсуждались следующие вопросы:
-    знакомство с  планом методической работы на текущий учебный год;
- знакомство с планами по самообразованию;
-    работа с образовательными стандартами и нормативно-правовой базой;
-    согласование программ и календарно-тематических планов;
-    методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
-     методы работы с высомотивированными учащимися;
- методы работы с учащимися группы «риск»;
-     формы и методы  промежуточного и итогового контроля;
-  новые технологии и проблемы их внедрения в практику.
-     итоговая аттестация учащихся. Проведение экзамена  в форме ОГЭ ;- обсуждение результатов мониторинга результатов образовательной деятельности обучающихся.
На заседаниях методического объединения рассматривали  вопросы, связанные с  изучением  и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам здоровьесбережения учащихся, рассматривали тексты  и задания контрольных работ, КИМы и другие учебно-методические материалы. Проводился анализ контрольных работ, намечались пути по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.
В соответствии с планом работы МО были даны открытые уроки и внеклассные мероприятия:
1. Маслабойникова Л.Н.:
- «Теорема Пифагора», урок в 8 классе
- Викторина «По страницам математики», 6 класс
– математический КВН, 7 класс
2. Пересыпкина Н.А.:
- внеклассные мероприятия в рамках недели биологии и недели географии
3. Середина Т.Е.
-Урок химии в 8 классе "Составление формул бинарных соединений по степени окисления"
-Игра по биологии «Вальс цветов» 8- 9кл
-Игра «Химический калейдоскоп», 10кл
- Игра «Биологический звездный час» 6-7кл
-«В некотором царстве, в некотором государстве…»
химическая сказка для учащихся начальных классов
4. Аксенова Ю.А.
- мероприятия в рамках недели информатики
5. Егорочкина С.А.
- мероприятия в рамках недели математики
6. Дедловский Ю.А.
- мероприятия в рамках недели физики
-оформление стенда «Физики- фронту»
Все уроки и мероприятия были даны на хорошем уровне, соответствовали новым требованиям.
К сожалению, не все учителя смогли дать открытые уроки по различным причинам.
На заседаниях учителя делились с коллегами своими находками, уделяя особое внимание своей теме самообразования, проводили самоанализ своей деятельности. В течение  года  члены МО делились опытом работы и обобщали опыт работы  на других уровнях.
Все учителя-члены МО разместили на школьном сайте свои рабочие программы. Активно публиковали методические материалы как на школьном, так и на своих персональных сайтах учителя Дедловский Ю.А., Маслабойникова Л.Н., Середина Т.Е., Егорочкина С.А. Кроме этого, Дедловский Ю.А. представил к использованию поурочное планирование по физике для 7-11 классов, составленное согласно требований ФГОС, составил полный комплект дидактических материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ- и ОГЭ-2016 по физике, составил тематические тесты для контроля усвоения материала в 7-11 классах по всем темам
Учитель Середина Т.Е. прошла курсовую подготовку «Программа подготовки председателей и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ основного государственного экзамена 2016г.»; принимала участие в вебинарах; дала открытый урок биологии в 8 классе «Кожа – зеркало здоровья» и выступила по теме «Диссеминация опыта работы через современные интернет-технологии» на секции РМО учителей биологии и химии.
Активное участие в вебинарах принимали Маслабойникова Л.Н. и Дедловский Ю.А.
Дважды в течение учебного года на секциях РМО учителей математики выступала Маслабойникова Л.Н. («Разъяснения по реализации программы ФГОС по учебному курсу «Математика», «Реализация программы «ИКТ-компетентность» в рамках предмета «Математика» )Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения.
Уделялось внимание формированию у  учащихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию образовательной среды. Проведены школьные олимпиады по предметам естественно-математического цикла, предметные недели.
 В течение учебного года учителя и учащиеся принимали активное участие в различных конкурсах, олимпиадах и занимали призовые места.
Участие педагогов МО в конкурсах различного уровня:
Маслабойникова Л.Н.
1. Всероссийское тестирование педагогов Основы компьютерной грамотности -Победитель 1 место
2. конкурс для педагогов «Умната» «Учитель-профессионал: какой он с точки зрения новых профессиональных стандартов» -Победитель 1 место
Середина Т.Е.
"Лучшая технологическая карта по ФГОС - 2015", Призер 2 степени
Областной юниорский лесной конкурс «Подрост», номинация «Школьные лесничества – пространство возможностей дополнительного естественнонаучного образования», Диплом II степени
Участие учащихся в конкурсах и олимпиадах
На муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии Хирная В. стала победителем (учитель Середина Т.Е.), победителем муниципального этапа областной олимпиады школьников по математике стал Максимов С. (учитель Маслабойникова Л.Н), у этого же учителя есть призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
   
Международная дистанционный блиц-турнир по биологии проекта «Новый урок» Середина Н. 1 место, Кравцова Л 2 место (учитель Середина Т.Е.);

Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» Победитель 1 место(учитель Маслабойникова Л.Н.);
Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» «Весна 2016» Диплом 1 степени (учитель Маслабойникова Л.Н.);
Математический конкурс «Карта сокровищ» - –похвальная грамота за высокие достижения (учитель Маслабойникова Л.Н.);
Областной заочный смотр-конкурс школьных лесничеств, 3 место (учитель Середина Т.Е.)
Районный конкурс детских проектов и исследовательских работ «Мои первые открытия» - Середина Н,– 1 место (учитель Середина Т.Е.)
Районный командный конкурс «Дельфин» по физике , благодарность за участие (учитель Дедловский Ю.А.)
Таким образом, проанализировав работу МО, можно отметить, что методическая тема  и вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями; заседания подготовлены и продуманы;  выступления и выводы основывались на  анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения.
    Заседания МО проводились по плану, все педагоги участвовали в работе.
Протоколы заседаний МО ведутся и  хранятся.
В основном поставленные задачи на 2015-2016 учебный год выполнены. Методическая работа  проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей  каждого ученика и учителя. Возросла творческая активность учителей.
Но, несмотря на все вышесказанное, в работе МО остаются проблемы, решать которые предстоит в следующем учебном году. Это более активное проведение открытых уроков, повышение эффективности отдельных этапов урока, обмен опытом, приносящий практическую помощь, обогащение опыта каждого учителя
Выводы и рекомендации:
Работа учителей МО естественно – математического цикла вышла на более высокий уровень: регулярно пополняется методическая копилка школьного сайта, педагоги МО размещают методические материалы на различных сайтах в сети Интернет, активно проводится обмен опытом на муниципальном уровне.
Все учителя активно используют ИКТ , новые технологии в обучении на своих уроках, работают творчески, используют личностно – ориентированный подход в обучении.
Усилить работу с одаренными детьми
Соблюдать график проведения открытых уроков по предметам
Продолжить взаимопосещение уроков с целью обмена опытом.
Выявлять, обобщать и распространять положительный опыт творчески работающих учителей.
Руководитель МО_____________Т.Е. Середина