Анализ работы ШМО естественно — математического цикла.

Частное образовательное учреждение
«Школа-интернат имени Преподобного Сергия»
д. Топорково

Анализ работы методического объединения
учителей естественно - математического цикла
за год
Школьное методическое объединение учителей естественно - математического цикла в своей деятельности руководствуется Положениями о методической работе ШМО учителей предметников.
Методическая тема работы ШМО:
«Формирование познавательной и творческой активности обучающихся посредством использования инновационных образовательных технологий»
Работа МО была направлена на решение следующих задач:
внедрение методических приемов современных педагогических технологий по предметам естественно – математического цикла;
использование информационных технологий для повышения эффективности урока;
внедрение проектно-исследовательских методов для мотивации обучения обучающихся при групповом и индивидуальном обучении;
применение поощрительных действий, стимулирующих учебную активность обучающихся на уроках, повышая, таким образом, их самооценку.
Анализ работы по повышению профессионального уровня педагогов
В состав методического объединения входило 4 педагога:
Качественный показатель состава М.О. определяет следующее:
все педагоги имеют высшее образование;
1 категорию имеют 3 педагога;
отсутствие категории имеет 1 педагог.
Со стажем работы: от 1 до 5 лет –1 учитель;
от 5 до 15 лет – 1 учитель;
от 20 до 30 лет – 2 человека;
Для повышения методического уровня каждый учитель работал над самообразованием, выбрав интересующую его тему.
Амирова Н.Г. над темой: «Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности»
Осипова М.С. над темой: «Изучение и внедрение современных технологий с целью активизации познавательной деятельности и формирования здорового образа жизни школьников».
Митрофанова Л.А, над темой: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием ИКТ»
Арефьев А.В. , над темой « Использование ИКТ на уроках и во внеурочное время для активизации познавательной деятельности»
Однако методическому объединению следует активизировать работу по созданию условий для повышения результативности работы учителей, их активного участия в различных профессиональных конкурсах, школьных, районных, региональных олимпиадах, что может служить основанием для выдвижения на награждение и материалом для составления портфолио.
Анализ работы по учебно – методическому обеспечению образовательного процесса.
С учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе, учителя работали по этим комплектам.
Все учителя работали по рабочим программам, за основу которых взята программа Министерства образования для общеобразовательной школы.
Учебный план за учебный год выполнен, теоретическая и практическая часть пройдены, количество часов соответствует календарно–тематическому планированию, значительных сокращений часов нет.
Итоги профессиональной деятельности учителей
Повышение качества обучения математике, физике и химии и совершенствование уровня преподавания - основное направление методической работы нашего объединения. Все усилия учителей были направлены на вооружение обучающихся системой знаний по предметам, на изучение индивидуальных способностей детей и их всестороннее развитие. При организации учебно-воспитательного процесса образовательные и воспитательные задачи обучения всеми учителями решались комплексно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. При этом особое внимание обращалось на выбор рациональных методов и приемов обучения, на оптимальное сочетание устных и письменных видов работ как при изучении теории, так и при закреплении.
Анализ успеваемости административного среза февраль
Сводная таблица результатов по математике в 5 -8,10 классах:
класс
Всего по списку
Всего писали
Написали работу на
Кач-во знаний
(%)
успева- емость
(%)






«5»
«4»
«3»
«2»


Степень
обученности%
Средний
бал


8
8
0
3
4
1
37
88
44
3,1


5
5
0
2
3
0
40
100
47
3,5

6
8
8
0
2
3
3
25
62
35
2,8

7
9
7
0
3
1
3
42
37
36
3.0

8
8
7
0
1
4
2
14
71
34
2,8

10
5
4
0
0
0
4
0
0
13
2,0

Итого
43
39
0
11
15
13
20
66
34
2.7


Вывод:
анализ работы показал, качество знаний учащихся по математике составило 20% .
особое внимание нужно обратить на 10 класс, 6 класс, 8 класс;
обучающиеся в целом не усвоили материал по разделам программы.
Рекомендации: учителю Арефьеву А.В необходимо
продолжить работу по повторению тем в которых выше были указаны ошибки;
осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении  учащихся, использовать на уроках дифференцированные задания, усилить работу со «слабыми» обучающимися;
проводить постоянный тренинг по предупреждению ошибок;
уделять в классах особое внимание целенаправленному повторению ключевых тем, предусмотренных государственной программой.
Сводная таблица результатов по физике в 7,8,10 классах:
класс
Всего по списку
Всего писали
Написали работу на
Кач-во знаний
(%)
успеваемость
(%)






«5»
«4»
«3»
«2»


Степень
обученности%
Средний
бал

7
9
7
1
1
5
0
28
100
48
3,5

8
8
7
0
1
6
0
14
100
38
3,1

10
5
4
1
2
1
0
75
100
66
4.0

Итого
22
18
2
4
12
0
33
100
47
3,4

Вывод: Анализ уровня знаний учащихся по физике свидетельствует о том, что нужно продолжить усвоение физических знаний, углубленному пониманию сути изучаемых явлений и закономерностей.

Рекомендации:
повышение интереса к учению через развитие речи и мышления школьников;
формирование умения решать физические задачи различного уровня сложности.



Анализ успеваемости зачетных работ апрель
В 5-8,10 классах. Математика.
класс
Всего по списку
Всего писали
Написали работу на
Кач-во знаний
(%)
успева- емость
(%)





«5»
«4»
«3»
«2»


Степень
обученности%

5
12
12
1
5
6

54
100
55

6
8
8
1
3
4

50
100
50

7

9
9
1
1
4
3
22
66
36

8

8
8
2
1
5

37
55
100

10

5
5

3
2

60
100
52

Итого
42
42
5
13
21
3
42
92
50



класс
Всего по списку
Всего писали
Написали работу на
Кач-во знаний
(%)
успева- емость
(%)





«5»
«4»
«3»
«2»


Степень
обученности%

Физика
7кл.
9
9
2
4
3

66
100
62

Биология 8кл

8

8

2
6

25
100

43

В 7 -10 классах. Физика. Биология.



Рекомендации педагогам:
усилить работу со слабыми учащимися;
продумать систему работы по повышению качества знаний учащихся;
рассмотреть вопрос повышения качества знаний на заседании МО.






Анализ деятельности методического объединения
Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей
естественно – математического цикла является участие в заседаниях методического объединения.
В течение второго полугодия было проведено 3 заседания ШМО.

Заседание 3. Январь - Февраль.
1.Анализ итогов методической работы 1 полугодия.
2.Использование ИКТ для проведения уроков естественно-математического цикла ( сообщение).
3. Обзор методических материалов.
Заседание 4.Март – Апрель.
1. «Методическое сопровождение введения ФГОС второго поколения».
2.Подготовка портфолио педагога.
3. Рассмотрение материала для промежуточной аттестации.
Заседание 5. Май - Июнь.
1. Индивидуальная методическая работа учителя (Творческие отчеты по самообразованию).
2 . Об итоговой промежуточной аттестации учащихся 8-х, 10-х классов, выполнении учебных программ.
3. Анализ работы методического объединения учебный год.
4. Обсуждение предварительного плана работы и задач МО на следующий учебный год.
5. Разное.
 
Внеклассная работа.
Внеклассная работа по предметам осуществлялась через проведение предметной недели.
Неделя естественно - математического цикла проходила с 31 марта по 4 апреля . Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса предметов естественно – математического цикла является хорошо организованная внеклассная работа. Активизация внеклассной деятельности призвана, не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из форм внеурочной работы являются предметные декады
Проведение декады естественно - математического цикла преследует несколько целей, а именно:
в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках;
показать их широкое использование в жизни;
пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить;
выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях.
Задачи:

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий по предметам;
формировать положительную мотивацию участия во внеклассных занятиях по предметам;
обеспечить эффективное использование учащимися своих ресурсов;
способствовать созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий;
Строить демократический стиль взаимоотношений педагогов с детьми;
 При составление плана проведения мероприятий учитывались возрастные и психологические особенности развития учеников.
Был оформлен стенд, включающий высказывания великих математиков, математические, физические, химические ребусы и кроссворды, викторины, загадки, шарады, шуточные задачи, головоломки.
Ученики школы с удовольствием и желанием знакомились с этими
материалами, решали ребусы и кроссворды, занимательные задачи на внимание и сообразительность.
31 апреля прошли мероприятия по физики:
7 класс «Кладоискатели» обучающиеся с большим вниманием и интересом отвечали на вопросы викторины и очень много узнали для себя новой информации, прошли смешанные командные соревнования «Считай, смекай, отгадывай!»
Ребята были очень активны, они считали, отвечали на вопросы, решали логические задачи. Итогом активной работы команд стала победа команды « Архимед». В которую входили: Лавлинский Кирилл, Потякин Даниил, Кузнецов Владимир.
8 класс «Своя игра» Ребята показали, что знают биографии ученых - физиков, умеют решать логические задачи. Класс был разделен на две команды, каждая команда проявила характер и волю к победе. Мероприятие способствовало
активизации и развитию познавательных процессов. В занимательной форме ребята
повторяли и закрепляли знания, полученные на уроках, расширяли кругозор.
Творческая обстановка во время игры благотворно влияла на
эмоциональный настрой школьников. В итоге победителем стала команда «Реостат», в которую входили: Стиняев Н, Шилов Л, Егоров Н, Ярмухомедов В.
10 и 8 класс на уроке информатики создавали электронные газеты по теме « Физика вокруг нас» лучшими по составлению газеты были 10 класс Фролов Андрей, 8 класс Егоров Никита.
1 апреля прошли мероприятия по математике:
5 классе «Веселая математика» Девиз мероприятия:
«Математика – это язык, на котором говорят все точные науки»
(Н. И. Лобачевский)
Ученики с удовольствием решали математические задачи, отгадывали ребусы, математические головоломки. Ребята активно выполнили все задания.
7 класс Математическая викторина «Семерочка» Ребята с интересом отвечали на вопросы. Все остались довольны.
2 апреля прошли мероприятия
5 класс природоведение « Кроссворды»
8 класс «Биологическое ассорти»
5- 8 класс Конкурс «Решай! Считай! Отгадывай!»
3 апреля прошли мероприятия по математике:
6 класс «Хочу все знать!»
10 класс «Проще простого!»
4 апреля прошли мероприятия
по физике 10 класс «Ученые физики»
7 -10 класс «Калейдоскоп знаний» итоговая игра на которой были задания по всем предметам естественно - математического цикла.
Свои организаторские способности проявили ребята из 10 класса - Фролов Андрей, Хабаров Артём, Мануйлов Дмитрий, помогали в проведение недели.
 По общему мнению педагогов и участников,  внеклассные мероприятия по недели естественно – математического цикла получились  обучающими,  познавательными, весёлыми, яркими и запоминающимися.
 




Выводы:
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в работе методического объединения имеются и определенные недостатки:
недостаточна работа учителей по организации работы с одаренными обучающимися, это видно из результатов  олимпиад, и повышению активности обучающихся по участию в олимпиадах;
низкий уровень использования ИКТ на уроках( т.к. кабинеты не оснащены современным интерактивным оборудованием)


В следующем учебном году планируется продолжить работу по всем направлениям.
продолжить работу по использованию ИКТ на уроках;
совершенствовать мониторинг обученности обучающихся с целью повышения качества образования;
способствовать развитию одаренности обучающихся путем введения в процесс обучения современных педагогических технологий;
учителям  включиться в научно-практическую и исследовательскую работу с обучающимися,
готовить учащихся для участия в олимпиадах, конкурсах.
Учитывая вышесказанное, на следующий учебный год определены следующие задачи:
   1. Повышение качества обучения через применение инновационных технологий обучения.
2. Совершенствование педагогического мастерства (профессиональной компетентности) учителей математики, информатики, физики, биологии, химии.
3.   Создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого обучающегося в соответствии со склонностями интересами и возможностями.  
4.Вести планомерную работу, направленную на подготовку обучающихся к госудврственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ по предметам.

Руководитель ШМО: Амирова Н.Г.

























15