Анализ работы ШМО учителей естественно — математического цикла


Анализ работы
методического объединения учителей естественно - математических дисциплин
за 2014 – 2015 учебный год.
ШМО учителей естественно – математических наук работало над реализацией методической проблемы «Использование современных технологий
в обучении математике, физике и информатике, химии для повышения качества образовательного и воспитательного процесса».
В течение учебного года было проведено 7 плановых заседания, на которых были рассмотрены вопросы: «Организация образовательного процесса по предметам», «Стандарты второго поколения – фундаментальное ядро содержания общего образования», «Совершенствование форм и методов подготовки учащихся к итоговой аттестации».
Также на заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:
1. Утверждение рабочих программ по предметам естественно-математического цикла.
2. Ознакомление с  демоверсиями, спецификациями ГИА 2015 по предметам: математика, химия, физика.
Проблема преемственности математического образования между первой и второй ступенями школы.
Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение в практику работы современных образовательных технологий.
В условиях модернизации образовательного процесса реализация целей и задач в работе учителей методического объединения естественно-математического цикла осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов.
Особое внимание уделялось вопросу повышения уровня профессиональной компетентности. Все учителя в 2014 -2015 году активно применяли в своей работе современные информационные технологии, использовали цифровые предметно – методические материалы, предоставленные в рамках проекта «Школа цифрового века». Принимали участие в вебинарах, проводимых издательством «Просвещение» учителя: Высочин Е.А. «Оценка сформированности исследовательской деятельности в основной школе», «Моделирование урока в соответствии с требованиями технологической карты на основе выбора стратегии взаимодействия в процессе преподавания», «Формирование метапредметных умений средствами УМК «Сферы»»; Бабич Л.Н. «Элементы исследовательской деятельности со школьниками на основе УМК «Сфера», «Как работать с электронным учебником по физике», «Методы решения задач по физике в старшей школе», «Планируемые результаты и оценка их достижений при преподавании физики в основной школе в рамках ФГОС».
Совершенствование профессиональных качеств педагогов происходит и через их самообразование. Каждый учитель работает над определённой методической проблемой по личному образовательному плану, изучает нормативные документы и методическую литературу, отчитывается о результатах своей работы на заседаниях ШМО. В истекшем году отмечается более серьёзный подход к выбору и реализации тем самообразования учителей в рамках методической темы школы. Возрос уровень мотивации у педагогов к овладению новыми технологиями в образовании и внедрении их в урочную деятельность.
На заседаниях ШМО обсуждались пути повышения качества образовательного процесса в системе требований ФГОС к современному уроку и его моделирование. Учителя разработали уроки, ориентированные на достижение планируемых результатов ФГОС. Например, Алехина Е.В.по теме «Характеристика щелочных металлов» (9 класс), Бабич Л.Н. по теме «Давление» (7 класс).Однако в данном направлении работу необходимо продолжить.
В течение всего учебного года работа методического объединения была направлена на организацию подготовки учащихся к итоговой аттестации. В январе на заседании МО был заслушан отчет учителя Кущий Н.В. о ходе подготовки обучающихся 9 класса к ГИА, о соблюдении учителями графика дополнительных занятий и индивидуальных консультаций для учащихся в рамках подготовки к итоговой аттестации. Были обсуждены вопросы организация проведения пробных работ в выпускном классе по математике.
Результаты итоговой аттестации в форме ОГЭ
Учитель предмет Кол-во уч-ся «5» «4» «3» «2» % «5,4» % ГОС
Кущий Н.Ф. Математ. 26 3 9 12 2 46 92
Бабич Л.Н. физика 2 - 2 - - 100 100
Алехина Е.В. химия 5 - 3 2 - 60 100
Методическим объединением организовывалась работа по планированию и проведению промежуточной аттестации с учетом уровневой дифференциации. Промежуточная
аттестация проведена в форме тестирования или составлена на основе КИМов ОГЭ. По математике в 5 классе (учитель Высочин Е.В.) ГОС составил – 100%, качество знаний -23% . По математике уровень освоения в 7 а, 8 классах(учитель Кущий Н.Ф.) ГОС составил-%, средний уровень качества знаний - %, из них подтвердили годовые оценки - %. По математике в 6 а,б, 7б, 10 классах (учитель Новикова Л.Ф.) ГОС- 100%, качество - %. По физике (учитель Бабич Л.Н)
ГОС – 98%, качество – 46%, не подтвердили годовые оценки – 3 %). По химии (учитель Алехина Е.В) ГОС – 100%, средний показатель качества знаний – 43%, что незначительно ниже годовых на 4%.
Все учителя приняли участие в проведении школьных олимпиад среди учащихся 5 – 10 классов и подготовке учащихся к городским олимпиадам. Результативным было участие по физике учащегося 8 класса Троценко Ю., который стал призером (учитель Бабич Л.Н) что свидетельствует о том, что работа со способными и одаренными детьми ведется не систематически и не целенаправленно. Недостаточно четко разработаны механизмы раннего выявления  одаренных детей, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости, не всегда принимается во внимание уровень личностного развития школьников, их готовность участвовать в мероприятиях подобного рода.  
Методическим объединением была проведена работа по организации участия учащихся школы в общероссийских предметных олимпиадах «Олимпус» по физике(13 ч.), математике(10 ч.), химии (11 ч), биологии (30 ч). «Альбус» - 7 уч-ся; «Гелеантус» -20 уч-ся.
Пятеро учащихся принимали участие во всероссийской олимпиаде «Инфоурок»по физике, из них двое (Ковалева Ю., Новик Е. стали победителями).
С целью развития творческих способностей учащихся, привития познавательного интереса к предметам естественно-математического цикла учащиеся принимали участие в творческих конкурсах, организована предметная неделя, проведен конкурс презентаций по предметам. Результативным стало участие учащихся 8 класса Троценко Ю., Иову В. в муниципальном этапе конкурса «Космонавтика» (3 место).
С целью повышения интереса к предметам естественно- математического цикла проведена предметная неделя. Учитель физики Бабич Л. Н.. В рамках недели физики провела урок -игру путешествие «Покорение вершин физики» (7 класс), интеллектуальная игра «Физическое ассорти» (9 класс), внеклассные мероприятия «Путь к звездам» (6 класс), «Наука ковала Победу» (10 класс), «Физика любознательным» (5 класс). Учитель математики Новикова Л.Ф. провела в 7 б классе урок-путешествие «В мире формул», математический конкурс среди шестиклассников, конкурс рисунков «Рисуем по координатам». Учитель математики Кущий Н.Ф. организовала математический турнир «Самый смекалистый» в 7 а классе, устный журнал «В мире математики» (9 класс). Учитель математики Высочин Е.А. среди пятиклассников провела математический бой «Действия с десятичными дробями», конкурс математических ребусов, загадок. Много увлекательных мероприятий организовала учитель химии Алехина Е.В., как «Волшебная химия» в 7 кл, познавательная викторина «Мир неорганических веществ» в 9 классе, внеклассное мероприятие «Именные реакции в органической химии» - 10 класс, интеллектуальную игру «А ну-ка догони!» в 8 классе.
Учитель информатики Байбуз Е.М. с целью формирования у школьников информационной безопасности и культуры провела разнообразные мероприятия «Неделя безопасного Рунета».
Все вышеперечисленной способствовало повышению уровня профессионального мастерства учителей, их ориентации на решение современных задач образования, что в конечном счете направлено на повышение качества образовательного процесса.
Однако ШМО следует активизировать работу по созданию условий для повышения результативности работы учителей, их активного участия в деятельности ГМО, конкурсах профессионального мастерства, что в дальнейшем может служить основанием для повышения результативности работы с учащимися.
В целом, работу школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла можно считать удовлетворительной, и в 2015-2016 году работу по теме школы продолжить и направить на решение следующих задач:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство (профессиональную компетентность) учителей естественно-математического цикла через самообразование, обмен опытом, посещение и участие в различных методических мероприятиях.
2. Повышать качество образования через применение инновационных педагогических технологий в своей практике.
3. Создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
4. Совершенствовать методы преемственности в обучении между начальной школой и основной.
5. Формировать  у  учащихся   и  педагогов   представления      об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности.    
6. Продолжить работу по раннему выявлению и поддержке способных и одаренных детей, разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую обучающемуся педагогическую поддержку, его самоопределение и самореализацию.