Создание устных высказываний на учебные темы на уроках русского языка как средство развития коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

Создание устных высказываний на учебные темы на уроках русского языка как средство развития коммуникативных навыков учащихся начальной школы.
Галягардова Марина Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУ «ЯСШ № 6»
г. Ялта, Республика Крым, РФ.
Чтение, речь и письмо – самые нужные школьнику речевые инструменты для успешной работы, это "окошки" в окружающий мир.
"Без умения свободно, быстро и сознательно читать, свободно, быстро, полуавтоматически писать человек остаётся, будто полуслепым," - писал В. А. Сухомлинский.
Ребёнок, который поступил в школу, владеет речью в пределах собственных интеллектуальных возможностей и потребностью. Он может отвечать на простые вопросы, готов слушать некоторое время интересный для него рассказ и способен выполнять несложные инструкции.
Но его высказывание нужно постоянно поддерживать, приглашая к разговору, потому что самостоятельная монологическая речь у него ещё не развита.
Овладение правильной письменной и устной речью – необходимое условие формирования социально активной личности.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью.
Современный урок должен предоставлять условия для развития речи учащихся и их творческих способностей.
Не секрет, что привычные тесты, бесконечные "творческие" письменные задания в рабочих тетрадях, экспресс - опросы не дают ученикам возможности говорить, и к V классу у многих детей слабо развит навык повседневной и учебной коммуникации.
В бытовых условиях всё чаще непосредственное устное общение заменяется своеобразным общением с помощью социальных сетей, СМС- переписки, где главное - написать быстро и совсем не обязательно грамматически правильно. Написать, а не сказать.
Между тем "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования" ориентирует на то, что современный младший школьник должен "осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах."[1]
Устная речь ученика должна помогать ему продемонстрировать знания практически по всем предметам школьной программы. Содержательный, верно построенный устный ответ всегда является свидетельством прочных знаний младшего школьника, информированности ученика, наиболее распространённой формой контроля и оценки знаний.
Обучение школьников устному ответу опирается на знания учащихся о тексте, его особенностях, на текстовые умения, которые формируются на протяжении всего обучения в начальной школе.
Программа по русскому языку для начальной школы предусматривает работу по знакомству учащихся с текстом как особым явлением, признаками текста, большое внимание уделяется определению типов текстов, озаглавливанию, написанию собственных текстов разных типов.
Сформированные коммуникативные умения, связанные с созданием текста вообще, текста определённого типа, являются опорными при обучении младших школьников созданию устного ответа.
В процессе обучения учитель должен учитывать, что "между письменной и устной речью много общего: один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений, в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль." [2]
Однако подлинная устная речь создаётся в момент говорения.
Т. А. Ладыженская выделяет следующие признаки устной речи:
1. Говорящие и слушающие не только слышат, но и часто видят друг друга.
2. Устная речь во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции.
3. Говорение рассчитано на слуховое восприятие.
4. Говорящий говорит набело, исправляя на ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. [2]
Салькова Л. А. в "Требованиях к устным ответам учащихся" основной целью ответов учеников определяет "... сообщение информации, пользуясь которой школьники учатся анализировать, рассуждать, объяснять, доказывать свою точку зрения. Дидактическая направленность текстов такого рода отражается в том, как материал отобран, систематизирован, в какой последовательности расположен, как оформлен в языковом отношении." [3]
В процессе работы над устными ответами формируется устная связная речь книжного типа, что имеет большое значение в учебной деятельности и способствует развитию умения выступать перед аудиторией. Большую возможность для обучения устному высказыванию дают уроки русского языка.
При обучении школьников устным высказываниям на учебные темы целесообразно познакомить с особенностями устного ответа. Для этого анализируются тексты - образцы с точки зрения их целей, содержания структуры языка.
Затем выполняются специальные задания, с помощью которых формируются умения создавать и располагать структурно - смысловые части устного ответа. Проводится анализ разнообразных текстов - образцов с целью определения последовательности речевых действий и языковому оформлению своей речи. Задания также вырабатывают умение использовать слова и речевые формулы, которые служат средствами связи между отдельными частями устного ответа.
Ученикам для анализа можно предложить 3 разных по полноте ответа на поставленный учителем вопрос. В ходе анализа они отмечают, что учитель высокой оценкой оценил тот ответ, где ученик не только ответил правильно, но и привёл свои примеры и объяснил их. Тем самым он показал, что понимает материал.
Обращается внимание учеников на структуру ответа. В устном ответе на вопрос (связанный с правописанием слов) должны быть три обязательных части: теория (правила), примеры и объяснения этих примеров.
Представим устный ответ в виде пирамидки. Сколько основных частей будет в пирамидке? (Их будет три потому что ответ состоит из трёх частей.)
Начало в устном ответе представляет одну – две фразы, поэтому не считаем его отдельной частью.
Начальная фраза по смыслу теснее связана с теорией.
Предлагается проанализировать текст устного ответа, найти всего его структурные части.
Последний абзац - вывод (верхушка пирамидки).
Учитель знакомит с языковыми средствами, выполняющих роль языковых строк в тексте устного ответа.
Это такие слова и словосочетания:
мы знаем ..., я расскажу о ..., я посмотрю ..., потом ..., осталось последнее ..., во и всё правило ..., приведу пример ..., рассмотрим такой пример ..., в этом предложении ..., рассмотрим следующий пример ... и т. д.
Затем учитель может предложить материал для создания устного ответа "здесь и сейчас". В качестве такого материала могут быть предложены правила из учебника, языковой материал или иллюстрация к лингвистическому правилу, помогающие младшим школьникам вспомнить правило, подобрать другие примеры, можно использовать контрольные вопросы для повторения определённой темы и т. д.
Выслушиваются ответы пяти - шести учеников, ответы сравниваются, анализируются. Для грамотного анализа ответов одноклассников учитель предлагает памятку "Как анализировать устный ответ". Памятка создаётся на основе коллективного обсуждения разных памяток. Можно предложить одну из следующих.
Памятка 1.
Памятка 2.
Памятка 3.
Работа по обучению устному ответу не ограничивается несколькими уроками. Важно систематически продолжать работу на уроках русского языка и литературного чтения, наблюдать за особенностями устных ответов по другим предметам. Обучение устным высказываниям на учебные темы можно начинать в любом классе начальной школы.
Работа над устным ответом вызывает интерес младших школьников, а многие учащиеся, почувствовав особый интерес к данному виду высказывания, создают более грамотные устные ответы на учебные темы в реальной школьной практике, становятся более свободными в разных ситуациях устного общения.

Использованная литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 - 4 кл.) [ Электронный ресурс ]
2. Ладыженская Т. А. Устная речь, как средство и предмет обучения. [ Текст ] // Т. Н. Ладыженская. М.: Флинта. Наука. 1998.
3. Сальнова Л. В. Педагогическая риторика: Учеб. пос. // Под. ред. Н. А. Ипполитовой. М. 2001. с. 301 - 309.
Памятка 1.
"Пять П"
1. Полно? Обо всём ли сказано?
2. Правильно? Всё правильно? Есть ли неточности, ошибки?
3. Последовательность? По порядку изложено? Были ли нарушения? Повторы?
4. Примеры? Приводились ли? Удачно ли они иллюстрировали теорию?
5. Пояснения? Разъяснялись ли примеры? Насколько точно и понятно?
Памятка 2.
1. Общее впечатление от ответа.
2. Полнота и глубина изложения материала.
3. Логичность, последовательность, убедительность ответа, доказательность.
4. Соответствие стилю, разнообразие словаря, правильность речевого оформления, выразительность речи.
5. Какие советы товарищу вы могли бы дать на будущее?
Памятка 3.
1. Излагался ли материал последовательно? Какие бы моменты ты подчеркнул особо, на чём стоило заострить внимание?
2. Достаточно ли полным был ответ? Какие важные детали выпали из ответа?
3. Доказательны ли были объяснения? Какими примерами их можно было бы усилить?
4. Сделан ли обобщающий вывод?
5. Какие допущены ошибки? Была ли речь ученика грамотной и выразительной?