Индивидуализация через организацию предметно-развивающей среды в ДОУ, посредством проектирования и создания декоративных элементов группы


Индивидуализация через организацию предметно-развивающей среды в ДОУ, посредством проектирования и создания декоративных элементов группы.
«Я, ты, он, она, Вместе – целая страна, Вместе – дружная семья В слове “мы” – сто тысяч “я”! Большеглазых, озорных, чёрных, белых и льняных, Грустных и весёлых, в городах и сёлах». 
Р.Рождественский.
При написании этой статьи мне сразу же вспомнились слова из песни «Я, ты, он, она», а особенно актуальны слова «Мы- сто тысяч «я»! Перефразирую данные слова: «Детей много, но каждый – это личность, индивидуальность. Ребёнок всегда уникален, и он «всегда отличен от других» .
Существует ли дети, которые могли бы, развиваться совершенно одинаково? Конечно, нет!
И ответ очевиден! Во – первых, индивидуальные особенности не равнозначны. Во – вторых, дети живут и воспитываются в разных жизненных условиях, в разной среде. У детей заведомо разная социальная ситуация развития. Массовое обучение не дает ответ на вопрос: «Что именно послужило развитию ребенка?».
Среди методологических принципов, на которых строится российское образование в наше время, важное место занимает принцип индивидуализации. Повышенный интерес к индивидуализации образовательной деятельности в целом характерен для педагогических изысканий последнего времени. Концепция модернизации образования выделяет принцип индивидуализации, как один из ведущих методов образования.
Итак, обратимся к энциклопедическому словарю « Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия».
Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Что же говорит ФГОС? П.1.4. ФГОС «Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) 3)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Составляющие индивидуализации образования: индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка развивающая предметно-пространственная среда. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
Невольно возник вопрос, как совместить своё творчество и индивидуализацию? Ведь формирование творческой личности – ещё одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Я столкнулась с противоречием: между эстетическими качествами архитектуры дошкольного учреждения и требованиями современного образования в рамках нашего ДОУ.
Я задалась вопросом: «Если я никак как не могу повлиять на архитектуру здания дошкольного учреждения, то как мне современному, креативному, творческому педагогу можно не только эстетизировать развивающую среду, но и сделать ее педагогически целесообразной?».
Я стала исследовать этот вопрос, обратилась к работам известных педагогов-исследователей. В Концепции академика Петровского нашла для себя мысль, что «Дети могут стать творцами своего предметного окружения», а в книгах Надежды Александровны Коротковой прочитала, что «Воспитатель должен стать реальным проектировщиком – дизайнером, направить свою деятельность на формирование предметно - пространственной среды в единстве ее функциональных и эстетических качеств».
Я задумалась, как можно совместить проектирование и создание декоративных элементов в группе с индивидуализацией? Какой элемент декора может не только эстетически украсить среду, но еще и функционально и педагогически – быть целесообразным?
И придумала! Находок нашла много, одна из них это мои любимые чудо - рамки.
Я совместила рыболовную сеть и рамку - получилась основа, которую можно красиво оформить, разместить ее и в групповой и в приемной, а также использовать по – разному. Например, как информационный стенд для родителей, или эта рамка может служить экраном творчества для семейных и персональных выставок, презентации детских работ!
В группе такие рамки могут быть элементами дизайна в качестве панно, коллажа, а могут использоваться как стенды для индивидуализации детей: «Выбор дела», «Лучше всех», «У меня сегодня день рождение», «Мои достижения», «Письмо родителям», « Я хочу, я мечтаю» и т.д .
Сколько еще можно придумать им применения, а самое главное в несложном изготовлении чудо - рамки с удовольствием участвуют дети и родители.
Мой опыт использования чудо – рамок был представлен на образовательном форуме в номинации «Воспитатель года 2015», где я стала победителем. С большой гордостью и ответственностью представляла опыт в г. Иркутске на межрегиональном форуме «Образование Прибайкалья 2016», где стала финалистом, на городском сетевом сообществе «Школа современного педагога» направление «Воспитатель ДОУ», муниципальном Фестивале сетевых педагогических сообществ, размещён на персональном сайте дошкольной образовательной организации и в социальной сети интернет.
Я с большим удовольствием приглашаю всех в свой любимый детский сад № 111, группа «Морские звёздочки», где Вы сможете увидеть « Мы - сто тысяч «Я»!