Урок русского языка Тема: Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (ОМОНИМЫ)


Открытый урок русского языка
Предмет русский язык 2 класс (УМК) Перспектива
Тема: Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (ОМОНИМЫ)
Планируемые результаты:
- личностные – положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
– познавательный интерес к русскому языку
- Умение учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности.
-метапредметные Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Предметные Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Овладение учебными действиями с языковыми единицами
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова.
Введение понятие «омонимы».
Учить: различать многозначные слова и омонимы, определять в тексте омонимы и обосновывать своё мнение;; составлять и писать предложения, используя омонимы; выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания;
Оборудование: 1. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык», 2 класс, 2 часть, страница 25.
2. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык», 2 класс
3. Презентация «Урок русского языка» мультимедийный проектор, интерактивная доска,

4. Карточки со словами
Этап урока Ход урока Планируемые результаты оборудование
I
Мотивация к учебной деятельности - Какую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? (слова с несколькими значениями)
- Как называются такие слова?
- Для чего они нужны в речи?
- Кто их часто использует в своём творчестве?
- Приведите примеры многозначных слов
- Какой секрет есть у многозначных слов? (предметы имеют сходство, смотри толковый словарь) Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка II
Актуализация знаний и фиксация Орфографическая работа
- Прежде чем начать работу над темой урока, поработаем над словами.
Работа на интерактивной доске
Упражнение «Впечатай пропущенную букву»
- один ученик работает на доске, остальные в тетрадях (поочерёдно)
- докажи выбор буквы (какая орфограмма)
(слова: м*ряк, в*юга, рекор*, п*лзёт,со*нце, сл*варь.)
( ст*кан, пятн*ца, д*журный,п*суда, ч*тверг,
п* н*дельник)
- какая орфограмма в этих словах? Учить выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания; мультимедийный проектор, интерактивная доска
III
Выявление места и причины затруднения - Отгадайте загадку
Из меня берут порою
Речки свой исток,
А в руках твоих открою
Я любой замок. (ключ)
- Об одном или двух ключах говорится в загадке?
- О каких?
- Можно ли утверждать, что слово «ключ» является многозначным словом? Обоснуйте своё мнение
- Какой словарь нам поможет? Чем он может помочь?
- Проверка по толковому словарю
- Сформулируйте цель урока? (познакомиться со словами похожими по звучанию и написанию, но имеющими разное значение и узнать, как они называются) Учить различать многозначные слова и омонимы
Овладение учебными действиями с языковыми единицами Слайд № 2
IV
Построение проекта выхода из затруднения Работа в учебнике
Откройте учебники на стр. 25 Упражнение 33
- Чтобы хорошо различать такие слова, подберём к каждому слову слово-признак
лук (какой?) …, ( горький, зелёный, репчатый…)
лук (какой?) …, (тугой, крепкий, хороший…)
коса (какая?) … (длинная, девичья, толстая…)
коса (какая?) … (острая, новая, старая…)
- запись составленных предложений
- Наш уважаемый профессор Самоваров сообщает что-то важное о таких словах (читают вполголоса)
- Как называют слова: ключ, лук, коса.
- Омонимы (от греч. ???? — одинаковый и ????? — имя) — разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.). Термин введён Аристотелем. Учить составлять и писать предложения, используя омонимы
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык», 2 класс, 2 часть, страница 25.
Слайд № 3, 4,5
доска
карточки со словами: ключ, лук, коса
Слайд № 6
V
Реализация построенного проекта Фронтальная работа:
- Постараемся найти омонимы в стихотворениях и объяснить свой выбор.
1)Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
-Где вы были?
-У лисички!
-Что вы ели там?
-Лисички!
2) Отрываясь от Земли
На большой ракете,
 Взяли горсточку земли
 На память о планете.
3. Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.
- Составьте 2 предложения с любой парой омонимов. Учить определять в тексте омонимы и обосновывать своё мнение доска
карточки со словами: норка, лисички, пеночка, овсянка
VI
Первичное закрепление во внешней речи Работа в парах
- Каждой паре я дам слова, а вам нужно рассказать нам какие значения имеют эти слова и доказать являются ли они омонимами.
Проверка:
1. ответы детей (киви, петрушка, шашка, кран, зебра)
Зебра – слово-ловушка
2. иллюстрирование ответов (доска)
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения Доска
карточки со словами: киви, петрушка, шашка, кран,
зебра
Слайд № 8, 9, 10, 11
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Составьте и запишите предложения с омонимами над которыми вы работали в парах
- Проверка задания VIII
Включение в систему знаний и повторение Фронтальная работа:
Разгадайте загадки, запишите отгадки. Картинки будут подсказками.
- Запись слов-отгадок: шишка, волан, ладья, соль, нос с объяснение написания
- Какое из этих слов является многозначным? Почему? Учить определять в тексте омонимы и обосновывать своё мнение Слайд № 12
Доска
карточки со словами: шишка, волан, ладья, соль, нос
Слайд № 13
IX
Рефлексия учебной деятельности
– С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?– Что такое омонимы?Приведите примеры.Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.
- Омонимов в русском языке немало и их можно спутать с многозначными словами, поэтому создан Словарь омономов (демонстрация). Если у вас возникнут сомнения по поводу какого-либо слова, вы сможете проверить по словарю.
- Закончите следующие предложения:
Сегодня на уроке я:
Удивился…Понял…
Узнал…
Научился… Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Слайд № 14
Слайд № 15 - 16
Слайд № 17
X
Домашнее задание Упражнение 34 стр. 25 в учебнике