Сценарий внеклассного мероприятия по экологии 3 класс Охранять природу-значит охранять Родину


МБОУ Кульбаковская сош
Внеклассное мероприятие по экологии
3 класс
«Охранять природу –
значит охранять Родину»
Классный руководитель: Жерноклева Валентина Николаевна
Цели:
Образовательные
1.Сформировать у детей представление об удивительном многообразии и впечатляющей красоте природы Ростовской области.
2.Обобщить и расширить знания учащихся о природе родного края.
3.Познакомить детей с Красной книгой и редкими видами животных и растений.
Развивающие
1.Развивать познавательный интерес, память, внимание, любознательность
2.Развитие мыслительной и познавательной активности учащихся
3.Обогощать словарный запас детей и речь
Воспитательные
1.Прививать любовь к родному краю.
2.Воспитывать чувство бережного отношения к природным богатствам Донского края.
учить доброжелательному отношению ко всему живому на Земле;
Оборудование и оформление
Компьютер, презентация, рисунки, открытки с изображением растений занесенных в Красную книгу; костюмы Весны, животных;
рисунок вездехода; плакат со словами М. Пришвина «Охранять природу — значит охранять Родину»; выставку работ учащихся по теме «Родная природа» (рисунки, поделки).
Звучит музыка П. И. Чайковского.
Чтец:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это называется — природа.
Давайте же всегда ее беречь!
Подсолнух солнечного цвета,
Такой, что радостно всем жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется — природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Ведущий : Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: “Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
Сегодня нас ждет увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Экология – наука о доме, природе. Ведь природа – это и есть наш большой общий дом, и мы все, сообща, должны поддерживать порядок.
Наша планета — это огромный шар. Чтобы представить, сколь многочисленно население Земли, было подсчитано, какой длины окажется колонна людей, построившихся в затылок друг другу. Оказалось, что длины этой колонны достаточно для того, чтобы 50 раз обогнуть земной шар.
Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты, но делать это с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды. Что такое окружающая среда? Это богатый и удивительный мир растений и животных. Это наша родная природа.
Природа и родина неотделимы друг от друга. Если человек умеет понимать красоту природы, он постарается не делать ей больно.
Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от нее, человек тогда очень четко сознавал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает. А мы, в наше время, все чаще видим неухоженные поля, горы мусора, загрязненные реки, высохшие озера, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим овощи и фрукты, зараженные ядовитыми веществами. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети XXI века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов?
Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы сохранить красоту природы? Как помочь нашей матушке-природе?
(Ответы детей.) (уборка мусора, не загрязнять реки, не ломать кустарники, не рубить деревья ..)
Куда мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.
Богатырь стоит богат,Угощает всех ребят:Ваню – земляникой,Таню – костяникой,Машеньку – орешком,Петю – сыроежкой. (Лес)
Да, мы отправимся в лес. Что же такое лес? Однажды один художник решил нарисовать лес. Сразу же взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Наш художник остался очень доволен. Он лег спать. Проснувшись утром, он увидел, что лес завял, все деревья засохли. А рядом с картиной стоял какой - то Старичок Лесовичок. Он сказал: “Лес – это не только деревья”.
Ребята, давайте оживим наш лес. Лесовичок нам поможет в этом.
Дети отгадывают загадки. Отгадки – рисунки закрепляют на картине. Объясняют, почему они нужны в лесу.
Ну – а, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет. (Солнце).
Нет ног, а идут,Глаз нет, а плачут. (Тучки).
Землю пробуравил,Корешок оставил,Сам на свет явился,Шапочкой накрылся. (Гриб).
Нарядные сестренкиВесь день гостей встречаютМедом угощают. (Цветы).
В ярком платье модница – Полетать охотница.От цветка к цветку порхает,Утомится – ожидает. (Бабочка).
Не жужжу, когда сижу,Не жужжу, когда хожу,Если в воздухе кружусь,Тут уж вволю натружусь. (Жук).
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая,Птица говорливая,Самая болтливая. (Сорока).
Я по дереву стучу,Червячка добыть хочу,Хоть и скрылся под корой –Все равно он будет мой! (Дятел).
Угадайте, что за шапка:Меха целая охапкаШапка бегает в бору,У ствола грызет кору. (Заяц).
Течет- течет, не вытечет,Бежит- бежит, не выбежит. (Речка).
Ведущий.
Почему мы с лесом дружим,Для чего он людям нужен?
Дети.
Лес – наше богатство. Лес – зеленый наряд нашей страны.
Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – наш друг.
Там, где лес всегда чистый воздух.
Лес дает нам грибы, ягоды, орехи.
Ведущий. Какой красивый, светлый уголок природы у нас получился. Очень хочется, чтобы именно таким чистым и прекрасным, чтобы люди могли восхищаться им, удивляясь щедрости природы.
Но наша природа в опасности: человек все сильнее и сильнее ранит природу. Об этих тревожных сигналах мы и поговорим сегодня.
У ч е н и к.
Береза пробудилась ото сна.
Не руби березы белой.
Не губи глуши лесной!
Не губи и зла не делай!
А особенно весной!
Под музыку входит
Весна.
Весна.
Здравствуйте!
Я — Весна - красна, бужу землю
ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход!
Я пришла пригласить вас на прогулку в лес.
Ведущий.
Отправимся на вездеходе,
потому что эта машина способна проходить сквозь любые лесные чащи. Вездеход двигается бесшумно: нельзя пугать птиц и зверей в лесу. Давайте и мы с вами нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда! Пусть птицам и маленьким зверятам хорошо живется с нами рядом.
Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе. Правил, выполнение которых должно стать совершенно естественным делом для каждого из нас. Вот сейчас мы и проверим, как хорошо вы знаете правила поведения в лесу.
“Лесные правила”. А. Рыжова.
Если в лес пришел гулять
Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй.Только чур, не забывай,Что в лесу нельзя шуметь,Даже очень громко петь.Испугаются зверюшки,Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,И почаще вспоминай:Мусор с травки убирать!Зря цветы не надо рвать!Из рогатки не стрелять,Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,Ну, кому они мешают?Здесь не нужно всех ловить,Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,Здесь хозяин – дуб и лось.Их покой побереги,Ведь они нам не враги.
Мы – любители природы!Чтоб ее покой хранить,Мы хотим от человекаВсю природу оградить.
Комментарий: Помните: брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка — не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. Сколько людей получили травмы из-за стекол, которые легко прорезают обувь. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Ведущий : Мы выяснили, что правила поведения в лесу вы знаете хорошо, поэтому лесные жители всегда будут рады встретить вас у себя дома.
А вот и первая остановка — «Лесная полянка».
На сцену входят два ученика.
Ведущий:Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес...
1-й у ч е н и к.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои.
2-й ученик. А
что это за дерево?
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Верно, береза. Это дерево символизирует нежность и благородство, красоту и щедрость. Береза растет очень быстро. За 25 лет
она достигнет высоты пятиэтажного дома.
Живет 100–150 лет. Береза — дерево-пионер. Она первая растет на вырубленном или выгоревшем месте.
Давайте пройдем на полянку цветов.
Входят Весна и дети с открытками, на которых изображены подснежник, ландыш, одуванчик, мать и мачеха.
Подснежник.
В лесу, где березки столпились
гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую
выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих
маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это
весна?»
Звучит пьеса П. Чайковского «Подснежник».
Ландыш. Я
зацветаю в мае, когда весенний майский гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.
Живу я в тени под дубками. В моих белоснежных цветках
кормятся первые насекомые. К сожалению,
я стал редким растением и занесен в Красную книгу.
Одуванчик. А я не жалуюсь. Расту везде, где упадут на парашютах мои семена.
Корень у меня длинный, крепкий, а вот
листья хрупкие. Если листья оторвут, я выживу. Корень в земле останется. А меня любят не меньше, чем другие цветы.
Мать и мачеха.
Эх, Одуванчик!
Цвести бы мне столько, сколько тебе! Я самый первый цветок, поэтому мне все радуются, но иногда срывают, обижая меня. А как пойдут листья, цветки пропадают. Одни листья зонтики и растут. Иногда жук или муравей спрячется. Один раз я даже пчелу укрыла.
Весна.
Все ясно. У нас заботы одни и те же. Губит вас красота и людская жадность.
Ребята, обращаюсь к вам с просьбой относиться бережно ко всем растениям.
У ч е н и к
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Учитель.
Итак, позади полянка цветов. Продолжаем наше увлекательное путешествие.

Мы спешим к следующей поляне. Итак, сели удобно, поехали... Стоп! Вы слышите? Кто то
Где то разговаривает.
Весна. Да
это медведь, лиса, белка и еж.
(Появляются ученики в костюмах ежа, белки, лисы, медведя.)
Пришел черед проверить лесных жителей, готовы ли они встретить весну. Все ли проснулись, поменяли шубки?
Здравствуйте! Целый год не виделись.
Как провели зиму?
Е ж. Я спал. Похудел!
Белка. У меня запасов было полно.
Не голодала, будто и не было холодной зимы.
Л и с а. А я голодала, одними мышками питалась.
Белка.
Брось, лиса. Ты каждый день в деревню за курами бегала. Один раз еле живая пришла.
Е ж. Точно, точно. Про тебя даже загадка есть: «Пришла рыжая птичница кур посчитать». И еще пословица: «Лиса семерых волков проведет».
Лиса. Ну, неправда. Меня все обманывают. Вот прошлым летом стали мы с братцем Раком наперегонки бегать. Он уцепился за мой хвост. А когда я прибежала, он спрыгнул и сказал: «А я уже тут».
Е ж. Миша! Расскажи, как ты весну чуть не проспал.
Медведь.
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны...
Еж.
И, наверно, видел сны.
Вдруг... проснулся косолапый.
Слышит, каплет...
Медведь.
Вот беда.
В темноте пошарил лапой
И вскочил — кругом вода.
Е ж. Заспешил медведь наружу.
Медведь. Заливает — не до сна!
Е ж. Вылез он и видит лужи, тает снег.
Звери
(хором).
Пришла весна!
Закрепляем правила поведения в природе (Знаки)
Не рвать цветы.
Не стрелять из рогатки.
Помогать птицам.
Не портить деревья.
Не уничтожать грибы, даже ядовитые.
Не шуметь в лесу.
Не вырубать деревья.
Поливать и сажать цветы.
Сажать деревья.
Не оставлять мусор.
й чтец
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
й чтец
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам Хорошо живется
С нами рядом!
й чтец
Прекрасна, прекрасна
Родная земля.
Прекраснее мне не найти
Никогда!
Зеленые долы, леса и поля,
И синяя в море вода.
Ведущий
Слайд Растения Красной Книги
Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь! Мять, топтать, рвать для букетов их нельзя! Все они занесены в Красную книгу.
Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес-великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите.
й чтец
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят.
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь —
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут-
В реку смотрят удивленно,
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету! (Я.Аким)
Ведущий
Все в мире взаимосвязанно: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.
Знаете ли вы? Что (далее по очереди ученики читают тексты):
1-ый ученик
Каждая сова уничтожает за один только год приблизительно 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!
2-ой ученик
У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
3-ий ученик
Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров. Летучая мышь, весящая 7—8 граммов за час ночной охоты поправляется на грамм. За это время она может поймать и съесть 160—170комаров.
Ведущий:
Природа — наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений — наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина
— Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.
Все вместе
Нас много, ребята!
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Цветы разведем.
Ведущий
Родина, родная природа... Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом...
Ученик:
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
3. Александрова
Ученик:
Все — все.
На свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем - слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд —
Кто делает мед,
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
Б. Заходер(Все исполняют песню «Не дразните собак». Слова Е.Птичкина, музыка В. Шаинского.)Не дразните собак, не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят.
И царапать и кусать вас никто не будет.
Если очень шуметь около берлоги,
То придется потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет,
Ведь ни жалить, ни рычать Зря никто не станет.
Ни к чему обижать бабочку на ветке.
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
Если вам по душе красота земная
Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами.
Ученик:
Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем.
Трава с дождями.
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте, люди,
Любить планету.
Во всей Вселенной
Похожей нет.
Во всей Вселенной
На всех одна,
Что будет делать
Без нас она?
Ученик:
Ты, дружок.
Смотри не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижать ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса.
Простор полей —
Все, что зовется
Родиной твоей.
И. М а з и н Ученик:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на листьях повилики.
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Д у д и и (Утренник заканчивается исполнением песни «Улыбка». Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.)Итог мероприятия.
Ведущий : Наша планета Земля в опасности. На ней образовалось много больных и умирающих территорий. Это случилось потому, что люди построили много фабрик и заводов, загрязняющих атмосферу. Промышленные выбросы и выхлопные газы вредят нашему здоровью. Во время аварий танкеров в воду морей и океанов проливаются десятки тысяч тонн нефти. Многочисленные туристы оставляют за собой горы мусора.
Так загрязняется наша прекрасная планета, гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Земля в опасности. Она требует помощи! Отбирая у природы самое красивое, самое яркое и душистое, мы в результате грабим себя. Вы только представьте: под угрозой исчезновения в ближайшем будущем 5435 видов животных и 5611 видов растений! (Обращение к выставке «Природа просит милосердия)
Их надо спасать: запретить охоту на них, охранять в заповедниках. Люди думали, что природа неисчерпаема, и просчитались. Природа — наш дом, и мы, его жители, должны этот дом беречь.
Как же мы с вами сможем ей помочь?
И для этого нужно просто по-настоящему любить природу, свою Родину.