Конспект внеклассного мероприятия «Охраняя природу, мы охраняем нашу Родину»


Внеклассное мероприятие 1-4 классы
Тема: « Охраняя природу, мы охраняем нашу Родину»

Цели: формировать знания о разнообразных видах деятельности человека по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности; формировать любовь и уважение к Отечеству, к малой Родине; заботу о благосостоянии общества.
Воспитывать порядочность, честность, открытость. Учить высказывать собственное мнение и позицию и аргументировать; находить нужный материал из разных источников; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, физическая карта Татарстана и России, магнитофон, кассеты, картины природы и города, слайды. Ход внеклассного мероприятия.
1. Вступительная часть.
- Эпиграфом классного часа я взяла слова замечательного писателя и большого любителя природы М.Пришвина, который писал: « Мы – хозяева нашей природы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину». Мы - земляне. Земля – всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из известных человеку планет есть жизнь.
Природа земли прекрасна и удивительна, и от нас с вами зависит ее судьба: будут ли нас окружать голубые моря и реки, а не грязные лужи, зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора. Не должно быть равнодушных людей к бедам природы.
-Сегодня мы будем говорить о том, какая красивая и разнообразная природа Татарстана и как мы можем сохранить эту красоту.
1-ый ученик.
«Родная земля» Г.Ладонщиков.
Холмы, перелески,
Луга и поля-
Родная, зеленая
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей-
Частица великойОтчизны моей.

(Слайд 1, Приложение)

(Слайд 2, Приложение)
2-ой ученик.
Природа Татарстана – удивительна и разнообразна. В ландшафте ее удивительно сочетаются богатырские дубравы и сосновые рощи, поля и луга и многоводные реки. Также она богата различными природными ресурсами. Показ слайдов.
Основное природное богатство Татарстана – нефть. Всего за период с начала разработки на территории Татарстана было добыто 2,6 миллиарда тонн. На территории Татарстана располагается часть Волго-Уральской нефтегазоносной области, в пределах которой находятся месторождения нефти (Ромашкинское , Ново-Елховское, Первомайское)
3-й ученик
Следующий по значимости после нефти топливным сырьем в республике всегда считался битумы. В недрах республики содержится огромное количество нефтяных битумов. Также в Татарстане добывается природный газ.
2. Дальше ученики делятся на 3 группы и защищают проектные задания .
1-я группа.
Под фонограмму «Море» учащиеся рассказывают про водоемы Татарстана и какие экологические проблемы существуют, связанные с водоемами.
В жизни человека водоемы имеют большое значение . Пресные водоемы – источник питьевой воды. Воду используют в домашнем хозяйстве, она необходима для растений и животных. Водоемы украшают нашу землю, люди отдыхают около водоемов. На территории Татарстана имеются два водохранилища – Куйбышевское и Нижнекамское. Крупнейшие реки – Волга, Кама и их притоки Свияга, Белая, Вятка. ( Работа у карты Татарстана)
Кроме того в Татарстане множество родников. Нефтяники занимаются благоустройством родников.
(Слайд 3, приложение)

(Слайд 4, приложение)
Сообщение ученицы на тему « Родники моего края»
Древние говорили, что вода, воздух и земля – звенья одной цепи. И если хотя бы одно из них не будет здоровым, то не будет здоровым и человек. Свидетельство тому- открытие родника «Олы Яр» в деревне Старое Альметьево в Сармановском районе. По извилистой тропинке, с висящими на расписных коромыслах ведрами, полными воды, напевая песню, девушки возвращаются с родника. Их встречают парни.
Для татарского народа родники издавна были одним из самых священных мест.
К роднику приходили и в радости, и в печали. Здесь же парни и девушки назначали свидания и давали друг другу клятву в верности. Вот и в нашем районе продолжается обновление, возрождение заброшенных родников. Родник «Олы Яр»- в их числе. Этот родник, с давних пор даривший селянам свою хрустальную чистую воду, в последние годы стал высыхать. Но к счастью, всегда находятся благородные люди, которые не остаются равнодушными к судьбе нашей природы.
Но часто люди спускают в водоемы отходы, грязную воду. А с потоками талых вод или после сильных дождей туда попадают ядохимикаты. Загрязняются водоемы и бытовым мусором. Все это приводит к гибели живых существ, обитающих в водоемах.
- Чем же мы можем помочь в решении этой проблемы?
- Не бросай в воду бутылки, консервные банки, камни и другой мусор. Это опасно не только для обитателей водоемов, но и для людей, которые в нем купаются. В нашем городе Альметьевск очистили болото, построили каскад прудов, там сейчас проводятся разные праздники, фотографируются молодожены , обустроили водохранилище, там проводится праздник сабантуя.
Учащиеся встают и исполняют песню «Наш край» Сл. А.Пришелец.
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такай.
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт-
Все бегут, бегут дороги,
И зовут они вперед.
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд-
Край родной, навек любимый,
Весь цветет, как вешний сад.
Детство наше золотое!
Все светлей ты с каждым днем
Под счастливою звездою
Мы живем в краю родном!
2-я группа.
На территории республики Татарстан выделяются 4 лесохозяйственных района: Предкамский, Предволжский, Закамский, Закамский возвышенный. Площадь лесов в Татарстане невелика – 16,4% территории республики.
- Мы покажем небольшую сценку «Два ежа».
Как-то раз два мальчика поймали в лесу двух ежей. Прошло несколько дней .Встретились друзья и заспорили, кто больше любит своего ежа.
-Я своего ежа очень люблю, кормлю его молоком, в сарае устроил ему постель из разных листьев. Даже иголки готов ему чистить. А ты что сделал для своего ежа?
- А я отнес его в лес и выпустил на волю.
- Кто из мальчиков поступил правильно? (Обсуждения.)
- Теперь мы будем загадывать загадка, а вы угадайте про какие обитатели нашего края эти загадки.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. ( Белка)
Есть на речке лесорубы
В серебристо- бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)

Под фонограмму « Голоса птиц» учащиеся рассказывают об экологических проблемах леса и как они могут помочь в решении этих проблем. Читают запрещающие знаки.
ПРАВИЛА
- Не ломать ветки деревьев и кустарников!
- Не срывать и не затаптывать цветы!
- Не ловить бабочек, стрекоз и других красивых насекомых!
- Не уничтожить лягушек, жаб!
- Не подходить к птичьим гнездам!
- Не забирать яйца из гнезд!
3-я группа.
Рассказывает какие экологические проблемы существуют в городе и что родители и ученики делают для того, чтобы наш город был красивый и чистый.
Традиция Альметьевского муниципального района:
- Еженедельные санитарные пятницы .- Экологические субботники.
- Экологические месячники.
- Акции, посадка деревьев.
В целях увеличения зеленой зоны в 2009-2012 годах были созданы 5 скверов. АО «Татнефть» запустило Бигашевскую водоочистную станцию для очистки камской воды .В городе организована деятельность 7 стационарных и 1 передвижного пункта приема вторсырья. Ученики принимают в этом активное участие.
Ученик показывает свою презентацию на тему: « Питомцы тоже часть нашей природы»

(Слайд 5, приложение)
3. Заключительная часть.
- Удивительный и загадочный мир природы… Родная природа, которая нам дарит золотую осеннюю листву, пушистый зимний снег, душистые весенние цветы, яркое летнее солнышко. Помните, от того, как вы будете относиться к природе, зависит здоровье, жизнь и благосостояние вас самих, ваших близких и всего человечества. Любите и берегите матушку Природу!
« Родимая страна. » На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья! (А.Прокофьев.)