Статья на тему КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО: МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.


КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО: МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Г.В.Богатырёва, учитель начальных классов
МОУ «СОШ №8 с. Горькая Балка Советского района»
Ставропольского края
"Каждодневный творческий
процесс ученика должен
быть зафиксирован".
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Оценка достижения планируемых результатов образования выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.
Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности: включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); использование критериальной системы оценивания; использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Рабочий Портфолио ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных
предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио в традиционном понимании – это коллекция работ обучающегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени.
Чем портфолио моих учеников отличается от общепринятых? В основном, в портфолио помещаются грамоты, дипломы, сертификаты, творческие работы (аппликации, рисунки и т.д.), описания увлечений, лучшие, по мнению ребенка, его работы. На мой взгляд, портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации образования школьников.
Портфолио учеников моего класса состоит из нескольких разделов:
Мои достижения по предмету
Моё творчество
Мои успехи
Диагностика
В разделе «Мои достижения по предмету» помещены результаты работ по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, физической культуре.
Опишу систему работы на примере некоторых предметов.
В «Мои достижения по литературному чтению» вкладывается список книг, прочитанных летом, оформленный в виде аппликаций, рисунков. Здесь же ведутся странички:
«Я учусь читать», где отражается динамика навыка чтения ребенка с начала 1-го класса в течение всех лет обучения в начальной школе по четвертям (приложение 1);
«Я – автор», где собираются лучшие сочинения ученика (приложение 2).
В разделе «Мои достижения по физкультуре» отражаются спортивные достижения детей: прыжки с места, подтягивания, отжимания и т.д.
(приложение 3).
В папку вкладываются контрольные работы и оценочные листы к ним. В контрольных работах меня и моих учеников интересует не только количество, но и тип ошибок. Нужно ли вводить учеников на эту «учительскую кухню»? Конечно, нужно. Увидев, что какой-то тип ошибок в их работах не случаен, повторяется от раза к разу, ребенок будет знать, чем ему заниматься самостоятельно. Оценочные листы заполняются после проверки работы учителем. Мы эту работу начинали в первом классе, сначала под руководством учителя, а к концу второго класса дети могут это делать уже самостоятельно. «Плюс» означает, что ребенок не сделал ошибок на эту орфограмму в данном диктанте. Цифры указывают количество ошибок того или иного типа. В процессе оценивания работы дети не только видят свои ошибки, оценивают аккуратность её выполнения, выделяют трудные и легкие для себя задания. Таким образом, заполнение оценочного листа способствует не только формированию действий самоконтроля и самооценки, но и планирования, умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
В папку «Моё творчество» вкладываются работы детей, выполненные на уроках технологии и изобразительного искусства.
В раздел «Мои успехи» вкладываются олимпиадные работы детей, грамоты, дипломы, которые ребенок получает не только в школе, но и за ее пределами.
В папку «Диагностика» помещаются анкеты для родителей и учеников, а также материалы и результаты диагностики детей, проводимой мною.
Портфолио представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. Она позволяет ребенку осмыслить свои знания, поступки, возможности. Кроме этого, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела всех к успешному результату.
Я делаю первые шаги в работе над портфолио в начальной школе, однако уже можно отметить интерес к этой работе со стороны учеников и их родителей, т.к. портфолио является важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель – ученик – родители».
Умелое использование портфолио в условиях обучения представляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии обучающегося и способствует постепенному формированию у него действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки на внутреннюю самооценку). Такая форма оценивания как портфолио должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а инструментом, с помощью которого у младших школьников формируется контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.
Список использованной литературы:
Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Гайтукаева И.Ю. Юдина И.Г. Живая оценка: Программа “Портфолио в школе” / Е.В.Меттус. – 3-е изд., стереотипное – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009. – 272 с.
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., Рассказов. 2002.
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М., Русская энциклопедия. 1998.
Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., Рассказов.2004