Обобщающее занятие по разделу «Давление твердых тел, жидкостей и газов»: «Сила Архимеда» (7 класс)

Обобщающее занятие по разделу:
«Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Физика, 7 класс
«Сила Архимеда»
07. 04. 2016
Задорожная С.В., Никулкина Н.Р., учителя физики высшей категории,
МОУ СОШ № 125
с углубленным изучением математики
г.Снежинск
“Кто овладел творениями Архимеда, будет меньше удивляться открытиям самых великих людей нашего времени”
Лейбниц
Цель занятия:
Развитие познавательных интересов учащихся по физике в игровой деятельности.
Задачи занятия:
1.Систематизировать знания учащихся об архимедовой силе и условиях плавания тел, научить применять их в нестандартных ситуациях, решать задачи повышенного уровня.
2.Развивать у учащихся интеллектуальные качества личности, коммуникативные навыки, умение работать в группе и работать с различными источниками информации, умение формулировать выводы, планировать и оценивать свою работу.
3.Воспитывать любознательность, познавательную активность, интерес к предмету.
Временные рамки: один урок.
Участники игры: четыре команды учеников 7-х классов, ведущий игры, жюри - учащиеся 9х классов, консультанты - учителя физики.
Оборудование:
Интерактивная доска, мультимедиапроектор, видеопризентер, компьютеры с локальной сетью, презентация учителя с кратким вступлением, лист заданий для команд с критериями оценки конкурсов (прилагается), карта жюри.
Домашнее задание для команд:
Название команды;
Приветствие команды;
Занимательный опыт на проявление действия силы Архимеда
Ход игры:
Вступительное слово учителя физики (презентация прилагается)
Учитель ставит цели занятия, коротко поясняет ход игры, задачи каждого этапа игры и критерии оценки деятельности команд, выдает командам листы заданий, представляет жюри, передает полномочия ведущему игры и занимает место консультанта. Основная задача ведущего - организация и ведение всего хода игры, контроль времени выполнения заданий на каждом ее этапе. Контроль времени осуществляется при помощи функции электронных часов интерактивной доски.
Этапы игры.
Приветствие команд (около 2 минут).
Оцениваются приветствие и название команды в соответствии с заявленной темой игры, юмор и культура исполнения.
Решение физических задач (около 10 минут).
На данном этапе игры учащимся предлагается решить по одной задаче из раздела «Сила Архимеда», повышенного уровня.
Задача №1
Какую силу надо приложить к пробковому кубу с ребром 0,5 м, чтобы удержать его под водой?
(ответ: 950 Н)
Задача №2
Кусок металла массой 0,8 кг имеет в воде вес 6,8 Н, а в некоторой жидкости 7,1Н. Определить природу жидкости.
(ответ:700 кг/м3)
Задача №3
Когда подвешенный к динамометру сплошной груз опускают в воду, динамометр показывает 34 Н, а когда груз опускают в керосин, динамометр показывает 38 Н. Какова масса груза?
(ответ: 5,4 кг)
Задача №4
Цинковый шар весит 3,6 Н в воздухе, а при погружении в воду – 2,8 Н. Сплошной ли этот шар или имеет полость? Если не сплошной, то определите объем полости.
(ответ: 30 см3)
Оцениваются оформление задачи, работа с СИ, решение задачи в общем виде, работа с размерностью, анализ ответа задачи. Приветствуется решение задач несколькими способами.
Сила Архимеда в опытах (около 12 минуты, примерно по 3 минут на один опыт, с учетом вопросов учащихся других команд и ответов на них).
На данном этапе игры учащиеся представляют опыты, приготовленные заранее.
Оцениваются оригинальность, наглядность, научность объяснения, качество выполнения, эстетичность, полнота и правильность ответов на вопросы по демонстрируемым опытам. За каждые оригинальные вопросы и ответы команда получает дополнительный балл.
Сила Архимеда вокруг нас (10 минут)
На данном этапе игры учащиеся, используя компьютеры с локальной сетью, находят материал и соответствующие ему картинки по заданным темам в сети Интернет, так чтобы получился связный рассказ с необходимыми иллюстрациями:
Сила Архимеда в быту;
Сила Архимеда в технике;
Сила Архимеда в природе;
Сила Архимеда в кроссворде.
Размещают материал в газете и делают короткие комментарии к иллюстрациям.
Оцениваются актуальность, научность, полнота, доступность (ясность), адекватность.
5. Подведение итогов игры (6 минут)
Пока жюри подводит итоги игры, учитель-консультант вместе с учащимися подводят итоги занятия и формулируют выводы.
Результаты передаются ведущему игры по локальной сети и отображаются на экране.

Карта жюри

№, название команды

Приветствие (мах – 3 балла)
Сила Архимеда в теории
(мах – 5 баллов)
дополнительные баллы за вопросы и ответы
Сила Архимеда в опытах
(мах – 5 баллов)
дополнительные баллы за вопросы и ответы
Сила Архимеда вокруг нас
(мах – 5 баллов)
дополнительные баллы за вопросы и ответы
Итого

Критерии
соответствие теме игры, оригинальность, содержание
оформление
работа с СИ
решение в общем виде
работа с размерностью
анализ ответа

оригинальность
наглядность
научность объяснения
качество выполнения
эстетичность

актуальность
научность
полнота
доступность (ясность)
адекватность



1 команда
( )





















2 команда
( )





















3 команда
( )





















4 команда
( )





















Литература:
А.В. Перышкин Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2006.
Л.А. Кирик Физика. 8 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса, 2002.
Интернет-ресурсы.