Экскурсионная работа в музее


«Экскурсионная работа в музее»Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя«Средняя общеобразовательная школа №39» Целью экскурсионной деятельности в школе является: сохранение и экспонирование свидетельств славной истории школьного спорта, а также советского и российского спорта, донесение до будущих поколений имен и биографий людей, посвятивших себя спорту, проявив лучшие человеческие качества и принесшие славу Отечеству. Для достижения этой цели ставятся задачи: Посредством экскурсионной деятельности сформировать у учащихся такие нравственные гуманистические ценности, как любовь и уважение к Родине, спорту и популяризации здоровому образу жизни. Развить у учащихся историческое сознание, включая в это понятие такие позиции, как осознание себя продолжателем дела предков, хранителем спортивной памяти. Воспитание музейной культуры и бережного отношения к историческим памятникам как части общей культуры человека. Помочь учащимся в выработке адекватной самооценки при сопоставлении себя с предыдущими поколениями. Совершенствование коммуникативности, культуры учащихся; при этом целесообразно пользоваться вербальными и невербальными способами передачи информации и воздействия на аудиторию путем организации системы подготовки юных экскурсоводов. • Приобщение учащихся к плодотворным способам и формам проведения свободного времени, через вовлечение их в культуро-сообразную, досуговую деятельность. Сегодня экскурсия — это методически продуманный показ экспозиций, посвященных спорту, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Экскурсовод в музееОдной из массовых форм работы в нашей школе являются экскурсии в музей. Экскурсоводом в школе может быть каждый, кто любит музей, кто умеет интересно рассказывать. Но подготовка и проведение экскурсий требует настойчивости и специальных навыков. План подготовки экскурсии1. Выбор темы.Прежде, чем выбрать тему экскурсии, необходимо просмотреть еще раз экспозицию музея, отметить для себя, какие разделы наиболее интересны, а также посоветоваться с руководителем или Советом музея, где можно собрать материал по интересующей теме. 2. Определение цели и задач экскурсии.Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это поможет более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам экспонаты музея и другие экскурсионные объекты. 3. Знакомство с темой и поиск материала экскурсии.Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии необходимо проводить, постоянно сверяя свои материалы с темой. Затем выясняется история экспонатов музея, являющихся объектами вашей экскурсии - как проходил поиск материалов, как экспонат попал в музей. Если тема совсем новая и экспонатов по ней нет, то проводится их поиск. Актив музея делится на несколько групп, которые работают по конкретной подтеме 4. Основные требования к экскурсии.Продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы, но и способностью слушателей активно воспринимать рассказ. Ребята 1-4-х классов способны это делать 15-20 минут, 5-8-х классов - 30-40 минут, 9-11-х классов - 40-50 минут. Поэтому, обычно, текст экскурсии пишется в расчете на старшеклассников, но в нем сразу отмечаются возможные сокращения в расчете на младший и средний школьный возраст. 5. Работа над построением экскурсии.Разделив свою тему на отдельные подтемы и вопросы, определив их последовательность и внутреннюю связь, необходимо выяснить, как они представлены в экспозиции и обеспечены материалом. Для этого производится отбор нужных для темы экспонатов в соответствии с намеченными подтемами и вопросами. В результате отбора наиболее важных по содержанию экспонатов складывается маршрут экскурсии (путь движения от витрины к витрине, от экспоната к экспонату). 6. Подготовка экскурсовода к экскурсии.После утверждения текста, начинается отработка экскурсии на экспозиции. При этом можно пользоваться своим текстом, но заучивать его наизусть не обязательно. Экскурсия отрабатывается по частям. Особое внимание следует обратить на показ и анализ экспонатов: на какую деталь предмета, на какое место в документе следует обратить внимание экскурсантов, связан ли показ с рассказом, нельзя ли предложить слушателям сравнить несколько экспонатов или фактов и самим сделать заключение, как лучше по нескольким вещам, документам, фотографиям воссоздать целую картину событий. Таким образом, главное в экскурсии — ее идейное содержание. Но эффективность экскурсии зависит в значительной мере от искусства убедительно, ярко и доходчиво излагать материал. Можно хорошо его знать, но не уметь передать экскурсантам. Вот почему подготовки экскурсоводов нужно уделить особое внимание. В нашей школе проводятся экскурсии:«О, спорт, Ты жил и будешь жить! И до, и после нашей эры!»;Олимпийское движениеОбзорная экскурсия Никто — не забыт, ничто не забыто.Спортивные достижения школы.