Урок обучения грамоте Звук и буква Д.

 Тема: Звук и буква Д. Выделение звука, чтение открытых слогов с буквой "д"; слов, в состав которых входит буква "д".
Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.
Цели урока:
образовательные: познакомить  со звуком и буквой д; создать условия для формирования  правильного слогового чтения слогов и слов с буквой "д";
коррекционно-развивающие:
- развитие мышления
- развитие и коррекция речи ;
- развитие фонематического восприятия;
воспитательные:
- формирование коммуникативных умений (умение внимательно слушать учителя через организацию беседы и игровых ситуаций.
Оборудование: Книга “Букварь”, под ред. В.В.Воронковой, предметные картинки,  касса букв и слогов.
Ход урока
1. Организационное начало урока.
- Я очень рада встрече , улыбнись мне! У  нас хорошее настроение! Мне бы хотелось, чтобы ты хорошо работал на уроке.
Давай проведём гимнастику для язычка:
- вспомни песенку сердитого гуся; (ш-ш-ш-ш)
- песенку водички; (с-с-с-с)
- оближи на губах сладкое варенье;
-  вместе проговорим стихотворение про кошку:
“Кошка серая гуляла, молочко своё лакала,
Губки, ротик облизала, свои зубки показала,
И “спасибо” всем сказала: “Мяу!”.
- Молодец!
2. Актуализация знаний и умений.
- Вспомни и назови гласные звуки?
- Почему они так называются?
- Назови согласные звуки?
- Почему они так называются?
- Давай повторим их  вместе! (Повторение хором)
- Сейчас мы проверим, как ты приготовил домашнее задание.  (С.91)
- Как зовут девочек, про которых ты читал? (Кира и Вика)
- Что они делали?
- Что случилось с Викой?
- Как надо правильно обращаться с иголками? С ножницами?
- Прочитай рассказ “Кира и Вика".
Физкультминутка.
(Учитель показывает буквы, ребёнок выполняет задания)
Тихо встанем, скажем: а!
Все присядем, скажем: у!
Тихо сядем, скажем: ы! 
Хорошо читаем мы!
3. Усвоение нового материала.
а) Знакомство со звуком “д”.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.
- Посмотри, что нарисовано на картинке?
(Учитель показывает картинку, на которой нарисован дом)

- Правильно, это дом. Назови все звуки в слове “дом”.
- Какие звуки мы знаем? (О, М)
- Какой звук не знаем? Сегодня научимся его произносить.
- Как произносится звук “д”? Где находится язычок? Как выходит воздух?
- Значит, какой это звук? (Согласный)
- Давай вместе выучим стихотворение “Дождик”.
(Учитель показывает картинку)
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!
(Беседа по содержанию)
- Про кого говорится в стихотворении?
- Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?
- Чем можно помочь дедушке?
б) Знакомство с буквой “д”. (Показ буквы и домика буквы “д”)
- Посмотри, вот это буква Д, большая и маленькая, рядом с какими буквами она живёт? На что походит буква Д?
- Сейчас я  предлагаю хитрую задачу.
- Посмотри на рисунок, сколько букв “Д” ты нашёл?
- Какие слоги, слова можно составить из букв?
в) Работа с кассой.
- Составь и покажи слоги да, до, ду, ды.
- Я буду к слогам добавлять буквы, а ты читай получившиеся слова. (Дом, дым, душ
Физкультминутка.
Потянулись! Чуть присели и соседа не задели, А теперь придётся встать, тихо сесть, начать читать!
г) Чтение по букварю, с. 92.
(Рассматривание букварной страницы, беседа по содержанию)
- Прочитай слоги, слова. (чтение)
- Чтение учителем рассказа “Сад”, беседа по содержанию.
(Чтение учащимся вслух )
- Прочитай предложение, в котором говорится, что растёт в саду?
- Что растёт за домом?
- Прочитай предложение, в котором говорится, что сад хороший?
(Повторное чтение букварной страницы)
4. Закрепление умений и навыков.
- Я хочу предложить тебе отгадать загадки!
Разноцветное коромысло над рекою повисло Что это? (Радуга)
- Где находится звук Д? (В середине слова)
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Я по дереву стучу, 
Я по дереву стучу, червяка достать хочу! Кто это? (Дятел)
- По каким признакам ты узнал? Где находится звук “д”? (В начале слова)
Всех он любит неизменно, 
Кто б к нему не приходил, догадались? 
Это Гена, это Гена (Крокодил)
- Где находится звук “д”? (В середине слова)
- Вспомни стихотворение, которое мы учили?
5. Инструктаж о домашнем задании.
- Дома ты повтори стихотворение, которое учили на уроке и научись читать с.92.
- Повтори, какое задание ты будешь выполнять дома?
6. Подведение итогов урока.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Как он произносится?
- Какой это звук?
- Спасибо вам за работу на уроке!
15