Бинарный урок по биологии на тему Вода (можно использовать для 5 класса Природоведение или для 6 класса «Биология – Неживая природа»)


Бинарный урок
по природоведению и русскому языку
5 класс
Тема: Вода.
Цель: Дать учащимся знания о воде и ее основных свойствах;
Задачи: Образовательная: ознакомить учащихся с широким распространением воды в природе; ее свойствами воды и значением для развития живых организмов на нашей планете; вспомнить пословицы и поговорки о воде; дать первоначальное знакомство с глобусом;
Коррекционно - развивающая: продолжить формировать умения учащихся выделять основную мысль и высказывать ее; через творческие задания развивать устную и письменную речь учащихся, образное мышление;
Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе и бережное отношение к ней, способствовать формированию интереса к изучению природоведения и русского языка.Тип урока: введение в тему – объяснение нового материала (бинарный урок: природоведение и русский язык).
Оборудование и материалы: - музыка «звуки воды»; - емкости с водой: 3-хлитровая банка, колбы, стаканы, бутылка с водой; - цветная бумага; - соль, сахар, песок, мел, зеркало; - раздаточный материал; - мультимедийный проектор, экран; - презентация «Вода», выполненная  в программе Microsoft Office Power Point 2003; - глобус;Ход урока.
I. Организационный момент:
создание благоприятного микроклимата (подготовка учащихся к восприятию новой темы).
II. Сообщение темы и цели урока: (в классе тихо играет музыка «Звуки воды»)
Ребята, прислушайтесь! Что вы слышите? (звук текущей воды). Правильно.
Актуализация опорных знаний: 1. А много ли вы знаете о воде? (ответы детей) (Рефлексия: оцените себя. Зарисуйте капельку настолько, насколько вы знаете о ней.) 2. Ребята, у вас было домашнее задание: написать загадки о воде. Давайте прочтем их. (дети зачитывают загадки) Что вы узнали из этих загадок о воде? (ответы детей) Мотивация учебной деятельности: Что бы вы еще хотели узнать о воде? Зачем надо знать? Попробуйте записать одним предложением. Начните так: (слайд 1-2)
1. Вода – это……. (жизнь) 2. Без воды люди……… (умирают) 3. Вода – наше …….. (богатство) (учащимся предлагается список слов, из которых они должны выбрать для ответа: гибель, жизнь, золото, грязь, богатство, проживут, планета, умирают) Учитель проверяет, что получилось у детей. Вода - наше общее богатство, но беречь ее надо каждому. Ведь вода – необходимое условие существования жизни на земле. Она составляет ¾ поверхности земного шара. Вода входит в состав живых организмов, есть в воздухе, под землей. Что же такое вода? Какие она имеет свойства? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите сегодня на уроке. (слайд 3 – 4)
III. Новый материал:
3.1 Где встречается вода?
- Ребята, вы много чего знаете о воде. Давайте с вами теперь вспомним и закрепим. Где встречается вода? (в реках и озерах, морях и океанах) Правильно, все это можно назвать – водоемы. (слайд 5). Подумайте, а где еще кроме водоемов встречается вода в природе?
- Когда идет дождь, то куда девается часть воды с поверхности земли? (учащиеся могут ответить, что кроме водоемов, вода встречается в земле) Вода содержится не только в верхнем слое земли почве, но и во всем грунте: в камнях, глине и песке. Под землей встречаются подземные воды и даже реки. (слайд 6)
- Если человек подышит на зеркало. Что можно на нем в дальнейшем заметить? (учитель предлагает одному из учеников подышать на зеркало – на поверхности появляются капельки воды) О чем это говорит? (что вода есть в человеке, в его крови, мускулах и внутренних органах) Вода содержится в телах растений и животных. В некоторых растениях (огурцах, помидорах и арбузах) вода составляет больше половины массы тела – 90%. Нет ни одного растения и животного, в теле которого не было бы воды. (слайд 7)
- А где еще встречается вода? Давайте проведем небольшой опыт (учитель сырой тряпкой вытирает доску. Доска высыхает.) Куда исчезла вода с доски? (ответы – испарилась). Мы говорим,  испарилась, то есть превратилась в пар – крохотные капельки, такие маленькие, что их и не видно. Испаряясь с поверхности земли, вода поднимается вверх и образует облака и тучи. (слайд 8)
На основании изученного учитель предлагает сделать общие выводы и записать их в тетрадь.
- Вода встречается везде: в водоемах, в почве и под землей, в воздухе, в растениях и животных, в человеке. (слайд 9)
3.2 Состояние воды.
Учитель загадывает загадки:
Он пушистый, серебристый, С неба крупа падает (град) Белый, белый, Чистый, чистый, Что вверх корнем растет? (сосулька) Ватой наземь лёг. (снег)
Меня часто просят, ждут, Зимнее стекло А как только покажусь, Весной потекло. (лед) Сразу прятаться начнут. (дождь)
Без крыльев летит, В морях и реках обитает, Без ног бежит, Но часто по небу летает. Без паруса плывет. (облако) А как наскучит ей летать, . На землю падает опять. (вода)
Из загадок, вы узнали, в виде чего встречается вода? (снег, лед, град и т.д.) А что такое снег, лед, град? (это вода только твердая). Вода встречается в природе в виде снега, льда, тумана, пара, жидкости. В природе одни вещества встречаются чаще в твердом (гранит, песок), другие – в жидком (нефть), а третьи – в газообразном (воздух, газ) состоянии. Вода – удивительное вещество на Земле, которое может переходить из одного состояние в другое и обратно при незначительных изменениях окружающих условий и находиться во всех этих состояниях одновременно. (слайд 10)
(с детьми разбирается загадка)
Я и туча, и туман, (газообразное состояние)
Я ручей, и океан, (жидкое состояние)
Я летаю и плыву (пар и облако - газообразное состояние)
И стеклянной быть могу. (лед - твердое состояние) (слайд 11)
Дождь и облако, туман и град, айсберг в океанах, моря и ручейки – это волшебное превращение воды.
В процессе объяснения  учитель выстраивает схему: (учащиеся переносят ее в тетрадь) (слайд 12)

А теперь давайте проверим то, что вы запомнили. Где встречается вода и в виде чего? (каждому ученику дается лист со стихотворением, в котором необходимо найти - где встречается вода (подчеркнуть) и в виде чего она бывает (подчеркнуть волнистой линией и выписать в тетрадь в схему. Проделанную работу учитель проверяет с детьми.) Стихотворение: (слайд 13)
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане и водопроводном кране.
 Как сосулька замерзает, лес туманом заполняет,
Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей рушится потоком селей.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем, мы привыкли, что вода - наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться, не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
(слайд 14) сосулька, вода – сель, чай пар, туман ледник
(Словарная работа: сель - бурный грязекаменный поток, возникающий в горах во время сильных дождей или таяния снегов.)
Физминутка: (учащиеся повторяют движения вслед за учителем) (слайд 15)
Очень всем нужна вода Делай раз и делай два. (дети по очереди кладут руки на пояс) Звери у ручья напились, (наклониться вперед, вернуться в исходное положение) Влево вправо наклонились. (наклон вправо и влево) Вместе на носочки встали, ( встать на носочки) Тучку лапами достали, (подтянуться руками вверх) Дружно хлопнули в ладоши, (хлопнуть в ладоши) До чего же день хороший! Дождик вдруг полил с утра (потрясывая руками, опустить их вниз) За работу нам пора. (дети садятся на свои места)
Продолжение новой темы
3.3 Свойства воды. (Выполнение практической работы – демонстрация опытов)
Вода обладает многими свойствами. Ребята, какие свойства вы можете назвать? (отдельные ученики могут сказать, что вода прозрачная, бесцветная). С некоторыми свойствами мы познакомимся сейчас, а с некоторыми позже – в 6 классе.
Как можно доказать, что вода прозрачная? (стакан с водой и камушек) - Демонстрация 1. Прозрачность воды.
Положите камушек в стакан с водой. Вода дает возможность «прозреть», увидеть предметы, находящиеся в ней. Если бы вода была непрозрачной, камушка не было бы видно. Поскольку камушек виден, вода прозрачна.
- Демонстрация 2. Цвет воды. (стакан с водой и цветные полоски бумаги)
Сравните цвет цветных полосок (красная, желтая, синяя, зеленая) с цветом воды. Какого цвета вода?
- Демонстрация 3. Текучесть. (2 стакана. вода)
В один из стаканов налить воду, затем перелить эту воду в другой стакан. Вода легко переливается, следовательно, она текуча.
- Демонстрация 4. Вкус и запах воды. (стакан с водой)
Какие вкусы вам известны? Если попробовать на вкус чистую кипяченую воду, какой она имеет вкус? А запах?
Вывод: Чистая вода не имеет вкуса и запаха. Различный вкус воде придают те вещества, которые в ней растворены.
- Демонстрация 5. Вода - растворитель. (3 стакан с водой, соль и сахар, мел)
Растворим в воде соль, сахар, мел. Что произошло в каждом стакане? Соли и сахара не видно. Мел осел на дно. Что произошло?
Вывод: вещества по отношению к воде делятся на растворимые(соль, сода, сахар) и нерастворимые (мел, песок).
На основании изученного учитель предлагает сделать общие выводы и записать их в тетрадь. Свойства воды: прозрачная, бесцветна, текуча, не имеет вкуса и запаха, растворяет различные вещества. (слайд 16)
3.4 Вода в природе.
Ребята, давайте посмотрим на глобус. Скажите, какого цвета здесь больше? (синего или голубого)
А как вы думаете, что можно изобразить синим цветом? (воду – моря и океаны, озера и реки)
Чего на Земле больше – морей и океанов или рек и озер? (морей и океанов)
Чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках и озерах? (в море вода соленая, а в реке нет - пресная). Основную массу запасов воды составляет соленая вода.
Обратимся к стихотворению на листочке. Прочитаем последние строчки.
- Мы ее не замечаем, мы привыкли, что вода - наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться, не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!

Кругом вода, а с питьем беда. (разбирается загадка)
- А всякая ли вода годится для наших нужд? (нет) - В какой воде нуждается человек, многие растения и животные? (в пресной)
Запасов пресной воды на Земле не очень много. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (Свои слова учитель сопровождает показом опыта). (3% от мировых водных ресурсов, доступно лишь 1,1%) Основная часть пресной воды законсервирована в ледниках.
Наша страна богата водными ресурсами, в том числе пресной водой. Но есть страны, в которых остро ощущается ее недостаток.
Записи в тетрадь. (слайд 17)
ЗЕМЛЯ

СУША ВОДА


Морская (соленая) Пресная
(моря и океаны) (реки и озера)
IV. Закрепление материала.
О воде можно говорить много и долго. Зная свойства воды, ее огромное значение в природе, человек сложил о ней пословицы и поговорки. (Раздаются карточки детям и вместе с учителем пословицы прочитываются вслух. (слайд 18)
Была бы водица, а зелень народится. Вода - всему голова! Беречь воду - значит беречь жизнь. Много снега -  много хлеба, много воды - много травы. Огонь чистит, вода моет. Чистая вода для хвори беда. - Как можно объяснить эти пословицы? Ученикам раздаются карточки с пословицами и поговорками о воде. В них пропущены самые важные слова. Надо их восстановить.
Под лежачий камень и …….не течет (вода) Правда в огне не горит и ……… не тонет (в воде) Апрель с ……., а май с травой (водой) Весенний ……… растит, осенний гноит (дождь) В тихой ……. омуты глубоки (воде) Мокрый ……… не боится (дождя) Много ……… утекло с тех пор (воды) Где ….. не было, там сухо (воды) (слова подсказки – вода, дождь) (Учитель вместе с детьми проверяет проделанную работу.)
(Творческая работа)
Почти каждый день вы слышите слово ВОДА. - Какими звуками слово вода воздействует на Вас? (расскажите, поделитесь) - А теперь закройте глаза и попробуйте представить, что вы в воде. Что Вы ощущаете? Попробуйте сказать и написать о своих ощущениях! - Какая вода бывает? - А теперь ответьте, что вы ощущаете, если у вас по спине будет стекать ледяная вода? - Где человек применяет воду? - Чем она служит нам? - Как вы можете нарисовать воду? (рисунки обсуждаются)
V. Итог урока
Вывод:
Вода на Земле распространена широко; она образует моря и океаны, реки, находится в почве и воздухе, в телах растений, животных и людей. Вода встречается в природе в трех состояниях – твердом, жидком и газообразно. Вода прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса и запаха.
Мы много сегодня говорили о воде, об ее удивительных свойствах превращения. Хотелось бы закончить наш урок словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Так он сказал о воде: “Вода, у тебя ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете” (слайд 20)

VI. Рефлексия.
- Какой этап урока вам понравился больше всего?
- Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Мне было с вами интересно.
- (На столе каждого ученика лежат по 3 капельки разных размеров. На доске нарисован сосуд.) Ребята, выберите капельку того размера, насколько вам понравился урок и прикрепите ее на доске, заполняя сосуд.
- Большая капелька – понравился урок и все понял;
- Средняя капелька –
- Маленькая капелька –
VI. Оценки
VII. Домашнее задание (слайд 21)
По русскому языку: - подобрать родственные (однокоренные) слова к слову ВОДА.
(водопад, водолаз, водокачка и др.)
2. По природоведению:
- стр. 50 - 54
- нарисовать рисунок на тему «Берегите воду!»

Спасибо всем! (Слайд № 22)
Литература:
- З.А Клепина «Природоведение 4» , М., «Просвещение» 1991
- http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_water.php- В.Н. Федорова, С.З. Якупов «Методика обучения природоведению в 4 классе», М., Просвещение, 1983
- http://kvarkenososh.ucoz.ru/NMR/otkrytyj_urok_dlja_prezidenta_rossii_kozlovoj e.i.pdf