Логопедическое занятие для учащихся 2 класса с ФФНР «Дифференциация звуков Т-Д в слогах и словах»

Тема Дифференциация звуков Т-Д в слогах и словах
Цели:
Учить различать на слух и на письме парные согласные на уровне звука, слога, слова.
Развивать временные представления, общую и мелкую моторику, слуховое восприятие, внимание и память.
Воспитывать интерес к звуковой стороне речи.
Оборудование. Цветные изображения Звукознайкина и Цветика, предметные картинки, удочка, домики с 4 картинками и квадратиком, предметные картинки (дедушка, торт, продукты, медведь, вертолёт, дятел) и схемы к ним, мяч, магниты, бумажные смайлики.

Ход занятия
Вопросы на вход:
Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера?
Какое сейчас время года?
Какое время года бывает перед весной?
Назови все весенние месяцы.
Назови первый осенний месяц.
Назови второй день недели.
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас в Гостях Звукознайкин. Он расскажет нам про парные согласные, которые дети иногда путают между собой. Попробуйте догадаться о каких парных согласных пойдёт речь.
На доске картинки: дедушка, дождь, девочка
- Какой одинаковый звук в этих словах?
Тапочки, тыква, торт, танк.
- Какой одинаковый звук в этих словах?
- Какие звуки сегодня «дежурные» на нашем занятии?
- Какие парные согласные вы уже знаете?
Запишите число и тему урока.
II. Основная часть. Сравнение парных звуков и букв.
Отгадайте загадку Звукознайкина:
Всё время стучит, Деревья долбит,
Но их не калечит,
А лечит!
(Дятел)
- Как стучит дятел? (Д-д-д)
- Скажите звук Д и почувствуйте, какую преграду встречает воздух, выходя изо рта? (Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху выходить изо рта).
- Согласный или гласный звук Д?
Приложите ладонь к горлу и произнесите звук Д.
- С голосом или без голоса мы произносим звук Д? Как называются согласные, которые мы произносим с голосом? (Согласные, которые мы произносим с голосом – это звонкие согласные звуки.)
Логопед превращает букву Д в дятла.
Письмо прописной заглавной и строчной буквы.
Чтение слогов.
Ад-од-уд-ыд-ид
Да-до-ду-ды-ди
- Детёныш дятла ещё слабенький. Он стучит по дереву: «Дь-дь-дь».
- Как произносится звук? (мягко)
- А вот ещё одна загадка Звукознайкина. Отгадай её.
Сам деревянный,
А голова железная.
(Молоток)
- Как стучит молоток? (тук- тук)
- На какую букву похож молоток?
- Верно. Молоток похож на букву Т.
- Скажите звук т и почувствуйте, какую преграду встречает воздух, выходя изо рта? (Кончик языка также стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху выходить изо рта).
- Согласный или гласный звук Т?
- Звонкий или глухой?
- Сколько одинаковых элементов в написании буквы? (три) Слово три тоже начинается с буквы Т.
Письмо прописной заглавной и строчной буквы.
Чтение слогов.
Ат-от-ут-ыт-ит
Та-то-ту-ты-ти
- Как тикают часики? (Ть-ть-ть)
- Буквы Д и Т живут в одном доме. Чем эти звуки похожи?
- Какая буква живёт в квартире со звонком? (Д) Звук Д звонкий.
- Какая буква живёт в квартире без звонка? (Т). Звук Т глухой.
Динамическая пауза
Упражнение с мячом «Мяч лови и слог с парной согласной говори»

Логопед говорит слог со звуком Д (да, до, ду, ды, дэ, ди) и бросает мяч. Ребёнок возвращает мяч, называя слог со звуком Т.
Доскажи слог ДА или ТА. Воро, доро, пого и т.д

Упражнение «Четвёртый лишний»
Буквы Д и Т живут в домиках. Только один жилец в домике лишний. Он только пришёл в гости к парной согласной. Найдите гостя и закройте картинку квадратиком.
вертолёт, радуга, ландыш, дракон;
труба, дрова, халат, капуста;
дыня, туфли, лопата, тапки;
парта, диван, ботинки, батон;
колодец, одуванчик, трава, ведро;
дельфин, звезда, медведь, тигр.

Звуки любят играть вместе, например, в игру «Весёлый дождик»
Пальчиковая гимнастика «Весёлый дождик»

Дождик капнул на ладошку – т-д, т-д
(Правой рукой изобрази падающие капельки дождя.)

На цветок – т-д, т-д
(Левой рукой изобрази цветок.)

И на дорожку– т-д, т-д
(Из левой руки сделай дорожку.)

Застучал по крыше он – т-д, т-д
(Изобрази левой рукой крышу дома.)

И раздался частый звон т-д, т-д, т-д ..
(Дождик пошёл сильнее.)

У Звукознайкина есть друг Цветик. Он поэт, зовётся Цветик, от него вам всем приветик. Когда на улице идёт дождь и гулять нельзя, друзья любят сочинять стихи. Давайте и мы попробуем.
Упражнение «Рифмовка». Доскажи слово, заменяя звук парной согласной.

Под Москвой есть город Тверь,
В доме открываем дверь.

Положил я лист на стул,
Ветер его сразу сдул.

Назовём мы книгу «том»
Для жилья построем дом.

Мама с дочкой взяли тачку
И поехали на дачку.

За воротами – трава,
На траве лежат дрова.

В реке плавает уточка,
У нас хорошая удочка.

Запись слов парами в тетради.
- Какую букву напишем в слове удочка?

Упражнение «Рыбалка»
- Дождь закончился. Ребята, давайте возьмём удочку и отправимся с друзьями на рыбалку.
Задание. Поймать рыбку-картинку, назвать, какой звук Т или Д есть в слове, и сказать, где он в слове находится.

Маленькой игрушечной удочкой дети «ловят» картинки ( кит, телефон и т.д.) и называют место звука Д или Т в слове.

Ну и жаркий нынче день,
Срочно мы поищем тень.

Физпауза «Волшебный сон»
Логопед. Начинается новая игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но вы не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу.
Внимательно слушайте и про себя повторяйте мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Волшебный сон закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!»
Наступает «волшебный сон»... (Тихим голосом, замедленно, с длительными паузами дается формула общего покоя. Отдельные формулы внушения повторяются 2 3 раза с изменениями логического ударения).

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем... (Два раза.)
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают... засыпают... (Два раза.)
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется. (Два раза.)
Дышится легко... ровно... глубоко...
Длительная пауза. Дети выводятся из «волшебного сна»:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали...
Громче, быстрее, энергичнее:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться!
Улыбнуться!
Логопед. Всем открыть глаза и встать!
Закончилась игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки, ноги, все тело, губы и нижняя челюсть.
Отдохнуло наше тело,
Принимаемся за дело.

В русском языке есть слова, в которых есть две буквы Т или две буквы Д. Бывает, что обе буквы (Д и Т) встречаются с слове. Надо научиться слушать звуки и правильно писать буквы. Давайте попробуем разгадать код.

Упражнение «Разгадай код». Задание. Слова закодированы в виде схемы. Рассмотрите картинку, назовите предмет, изображённый на ней. Подберите схему.
Логопед раздаёт детям по одной предметной картинке. На доске расположены схемы слов. Дети по мере выполнения задания подходят к доске и закрепляют картинки магнитом под схемами. Каждый называет слово-название картинки и объясняет, какие буквы и где находятся в данном слове.
Логопед просит записать все слова в тетради и подчеркнуть букву Т одной чертой, а букву Д двумя чертами.
III. Поведение итогов занятия.
Логопед заканчивает занятие стихами.
Мама учит дома дочку:
«Всегда ставь, где надо, точку.
- Дети, а вы не забыли поставить точку.
Вот и занятию конец,
А кто слушал молодец!
Логопед:
- Что вы узнали на занятии про звуки и буквы Д и Т?
- Было ли вам интересно на занятии? Что больше всего понравилось?
- С каким настроением вы уходите с занятия? Выразите его с помощью магнитов.
Дети получают по 3 магнита с изображением лиц, выражающих разное настроение. Магниты крепятся на доске в виде гусеницы.

Вопрос на выход.
Назови два слова, отличающиеся только одной буквой, которые звучали на занятии в рифмовках.



15