Разработка классного часа на тему: Конвенция о правах ребенка


Внеклассное мероприятие «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА. Знаю ли я её?»
Цель:
учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей; они должны понять, что существуют весьма острые проблемы, связанные с защитой прав детей;
формирование правовой культуры школьников.
Задачи:
Способствовать развитию и расширению кругозора личности;
Формирование активной жизненной позиции;
Правовое просвещение и предупреждение правонарушений
Развить умения: - доказывать свою точку зрения;
                                    - оперировать юридическими
понятиями.
Оборудование:
Раздаточный материал — фрагменты статей из Конвенции о правах ребенка.
Выставка рисунков «Когда нарушаются мои права».
Презентация « Конвенция о правах ребенка».
Схема «Права ребенка»: обеспечение; защита; участие.
Градусник для измерения «температуры» прав человека в нашей школе. Шкала оценки.
                                                         
Ход занятия
1. Инсценирование.
Ведущий: Жил-был мальчик Антон - самый обычный мальчик: ходил в 3 класс, играл с друзьями в футбол и очень любил читать. Но однажды приключилась с ним совершенно невероятная история.  О ней-то мы и хотим вам рассказать.
Принесла как-то мама Антону небольшую книжку - "Конвенцию прав ребенка".
М.: На, Антон, прочти, в жизни тебе очень пригодится.
А.: Да ну, мам, книжка-то неинтересная. Посмотри, и обложка не глянцевая, и иллюстраций нет, да и разговоров что-то не видно! Лучше уж я их почитаю!
М.: Смотри, Антон, не пожалей.
В.: Послушала Конвенция их разговор и обидно ей стало.
К.: Ну и что, что я с виду неказистая, зато я людям жить помогаю в счастье и справедливости. Вот увидите, скоро Антон будет меня читать очень внимательно.
В.: Взмахнула тогда Конвенция страничками и поднялся тут сильный ветер, подхватил Антона и унес. Очнулся Антон, глядит по сторонам - сидит он в пустыне, кругом один песок, а рядом с ним только книжка Конвенция.
А.: Ой, где это я?
К.: В пустыне бесправия. Здесь оказываются все, кто не хочет знать своих прав и обязанностей.
А.: А я тут навсегда останусь?
К.: Навсегда!
А.: Конвенция, милая, помоги! Я домой к маме хочу!
К.: Эх, Антон, Антон! Говорила тебе мама: "Почитай, сынок, Конвенцию, она тебе в жизни очень пригодится!" А ты…
Ну да ладно, помогу. Для того чтобы тебе вернуться домой, нужно запомнить всё, о чём будем говорить сегодня на уроке, и тогда ты вернёшься домой целым и невредимым.
2. Вступительное слово учителя.
«Конвенция о правах ребенка» была принята 20 ноября 1989 года Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций. Этот документ должны знать все дети мира, так как он международного характера. Конвенция потому и существует, что взрослые люди прекрасно понимают – из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный и запуганный взрослый. Об этом и подумало мировое сообщество, принимая Конвенцию, которая вступает в силу с первого вздоха родившегося ребенка.
Ф. М Достоевский писал: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
  Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой абсолютно нравственной мыслью.
    В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро.
   
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА»
1 слайд:
Российские дети, по данным  статистики, находятся в тяжелейшем положении.
Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет.
 
Каждый год  из дома убегают 50 тыс. детей. 60% сирот, достигших трех лет , попадают в спец интернаты.
348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.
Это еще раз  подтверждает необходимость получения, как детьми , так и родителями, знаний в области прав ребенка. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.
2 слайд:
1924 год – Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка.
1959 год – ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
3 слайд:
В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта  Конвенции о правах ребенка.20.11.1989 г.  Конвенция о правах ребенка  была принята Генеральной Ассамблеей ООН. В 1990 г. она  была ратифицирована Россией и вступила в силу в 1.10.1990 г.
4 слайд:
«Декларация»-
 с латинского
«провозглашение».
Присоединение  к декларации — лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет.
«Конвенция» - с латинского «соглашение».
Государство, подписавшее конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно предоставляет отчет в ООН о положении детей в своей стране.
Поэтому с юридической точки зрения более значимым документом является Конвенция о правах ребенка.
5 слайд:
По сравнению с Декларацией, где было 10 принципов, Конвенция  имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм  международного права.
6 слайд:
Конвенция включает в себя группы:
1) основные права – на жизнь, на имя;
2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);
3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);
4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);
5) образование детей  и их культурное развитие;
6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.
7 слайд:
Я имею право:
на жизнь,
 на свободу слова, мысли и религии,
 на медицинскую помощь,
 на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,
 жить со своими родителями и воспитываться в семье,
 на воспитание,
 на уважение человеческого достоинства,
 на защиту от жесткого обращения,
 на Ф.И.О. при рождении,
 на защиту от вовлечения в преступную деятельность,
 на образование ,на защиту от насилия в семье,
иметь гражданство своей страны,
на защиту от продажи в рабство,
на помощь со стороны государства по защите моих прав.
Слово учителя.
- Но, тем не менее, всё чаще права ребёнка нарушаются. Растёт детская преступность.
А случалось ли вам встречаться с нарушением своих прав?
Представьте свои рисунки.
У каждого учащегося на руках выдержки из Конвенции.
У нас работают сегодня две группы.
Я предлагаю проанализировать ситуации, ответить на вопросы: нарушаются ли права ребёнка? Какие? Оцените действия. (Карточки с ситуациями.)
 Ситуация 1.
В лютый мороз ребёнка не пустили в школу из-за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него не было. Вечером он всё рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, - переходите в другую школу.
      Вопрос. Нарушаются ли права ребёнка? Какие?
Ситуация 2.
Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, ученики списывали. И поэтому она сказала. Что так нельзя, так как перемена – это личное время учеников, учительница ответила: “А за чем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться”.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребёнка? Кто прав?
 Ситуация 3.
Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю,  и она рассказала всё участковому милиционеру. На все вопросы они отвечали, что так они воспитывают  у Васи чувство  долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это ребёнок их, и они воспитывают его как хотят.
  Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.
   Ситуация 4.
Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От  них она услышала, что у них нет денег на “побрякушки”, которые хочет их дочь.
   Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.  
«Температура прав человека в нашей школе»
Как вы себя чувствуете? Как температура? А сейчас предлагаю измерить «температуру» прав человека в нашей школе. В тетради подпишите заголовок «Температура прав человека в нашей школе», считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прочитайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно они применимы к коллективу нашей школы. Шкала оценки (заранее на доске)
1 — никогда 2 — редко 3 — часто 4 — всегда.
Вопросы для измерения «температуры» прав человека в школе.
1. В моей школе учащимся обеспечены безопасность и личная неприкосновенность.
2. В моей школе одинаковые мероприятия для всех.
 3. Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
 4. Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.
 5. В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.
 6. Никто не посягает на мое персональное имущество или место.
7. Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.
8. Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.
9. Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.
Максимально возможная температура — 36 градусов «прав человека».
У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36 градусам.
- Как вы думаете, от кого зависит «температура» прав человека в школе? (От учащихся, учителей — сотрудничество между ними). Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права «заканчиваются у кончика вашего носа». Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.
ВИКТОРИНА
(с помощью конвенции о правах ребёнка).
Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его…(талантов).
Ст. 31 конвенции признаёт право ребёнка на отдых и …(досуг).
Кто, согласно ст.18 конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка? (Родители).
Право ребёнка на что закреплено в ст. 6 Конвенции? (Образование.)
Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст. 6 Конвенции? (Жизнь.)
Кто, если не родители, согласно ст. 18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребёнка? (Опекуны.)
Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (обязательным).
Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и (какого?) насилия? (Психологического.)
Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка? (ООН.)
Извлечение
Из конвенции о правах ребёнка
Статья 18.
 1. Государства-участники предпринимают, все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.  
Статья 19.
 1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административных, социальные и просветительные меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбление или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке.  Статья 27.
 1. Государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка.
 2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка.
Статья 28.
Государства-участники признают право ребёнка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей  они, в частности:
а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставленные в случае необходимости финансовой помощи;
в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка, и в соответствии с настоящей Конвенцией.  
Статья 29.
Государства-участники соглашаются в том, что образование ребёнка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
в) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
 г) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
 е) воспитание уважения к окружающей природе.    
Статья 31.
Государства-участники признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Государства-участники уважают и поощряют право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.
 Статья 6.
      1. Государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Конкурс «Ромашка» (за определенное количество времени написать на лепестках ромашки запомнившиеся права ребенка.)
Фрагменты из Конвенции о правах ребенка.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Фрагмент 2 
Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 9. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка... Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Фрагмент 3 
Статья 12. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка...
Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Фрагмент 4 
Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 19. Государства-участники принимают все необходимые... меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации...
Я имею право нажизнь
учебу
свободу
свободу мысли
защиту от насилия в семье
свободу верить или не верить в Бога
иметь гражданство своей страны
защиту от продажи в рабство
помощь со стороны государства по защите моих прав
Основные права ребенка:
          - право на жизнь,
          - право на свободу слова, мысли и религии,
          - право на медицинскую помощь,
          - право на отдых, досуг и участие в культурной и
творческой жизни,
          - право жить со своими родителями и воспитываться в
семье,
          - право на воспитание,
          - право на уважение человеческого достоинства,
          - право на защиту от жесткого обращения,
          - право на Ф.И.О. при рождении,
          - право на защиту от вовлечения в преступную
деятельность,
          - право на образование и др.
-Для чего нужна Конвенция?
-Зачем ребёнку знать свои права?
-Что делать, если ваши права нарушены?
Подведение итогов занятия
А.: Спасибо, Конвенция! Выручила меня из беды, теперь я обязательно всю тебя изучу, потому что каждый человек, если он не хочет жить один в пустыне бесправия, должен знать свои права и обязанности.