Статья. Эссе Миссия педагога


МИССИЯ ПЕДАГОГА
Школа – это многогранник,
Школа – это храм идей.
С каждым годом факел знаний
Горит ярче и сильней.
Школа – это храм искусства,
А учитель в нем – творец,
Ему доверено судьбою
Столько маленьких сердец!
Школа – это вдохновенье,
Путь к вершинам мастерства…
Эти истины простые
Я открыла для себя.
Думала ли я, что когда-нибудь стану учителем?
Одно знаю наверняка: меня всегда привлекали точные науки. Сидя за третьей партой в уютном кабинете моей родной школы, я с замиранием сердца слушала, как в очередной раз наш учитель физики Терехов Николай Владимирович раскладывает такой сложный материал по полочкам. И всегда удивлялась, как такое возможно? Как можно, никуда не подглядывая, так чётко и ясно, а главное, интересно преподносить физический материал?  Восхищённо глядя на своего учителя, я свято верила, что он уже родился таким умным, эрудированным, «ходячей физической энциклопедией».
Действительно, от учителя зависит очень и очень многое. Ведь именно в школьные годы у человека происходит становление личности, формируется его характер и даже судьба. Ребенок проводит больше времени с учителем и одноклассниками, чем с родителями, и это накладывает колоссальный отпечаток в его душе. Первый учитель в первом классе, который подчас воспринимается как божество, первый классный руководитель, который ведет ученика к выпускному балу, взрослея с ним же, а после выпуска еще долго его незримо сопровождает.
Как правильно воспитать маленького человека, находясь рядом с ним в такой ответственный момент? Как научиться работать так, чтобы после окончания школы и спустя годы ученики вспоминали своего учителя не только как хорошего педагога, но и как человека справедливого, доброго, на которого хотелось бы быть похожим?
Один из важных принципов в педагогике – принцип воспитания собой. Одно из главных правил - образ учителя должен быть привлекательным для школьников. А главным моментом в имидже педагога и одновременно самым неуловимым является его личное обаяние.  Еще в педагогике Древнего Рима были известны мудрые слова Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Не посмеяться над ребенком, затрудняющимся ответить, а, не пожалев времени, приостановить бег урока, чтобы дать возможность высказаться ему одному, улыбнуться так, чтобы все его страхи отступили и выросла уверенность в своих возможностях.
В современном мире невозможно обойтись без физических знаний, ведь это не только явления и задачи, но и способ мышления. Нужна ли физика в повседневной жизни? На этот вопрос мы отвечаем на каждом уроке, решая задачи и учась рассуждать логически, видеть физические закономерности вокруг нас. Не надо убеждать учеников, что все, чем приходится заниматься на уроке физики, будет непосредственно использоваться в их будущей жизни. Достаточно помочь детям иначе взглянуть на получаемые задания: внести смысл в текстовые задачи, в функциональные зависимости, в обычные физические явления.
Мне придаёт силы каждый удачный урок. Стараясь вдохновлять ребят на знания, я вижу на последующих уроках отдачу: их багаж знаний растёт, развивается мышление и память, растет мотивация. Они разделяют мой интерес к точным наукам, которые я им преподаю, и уже на следующий урок они бегут с жадной готовностью впитать еще больше, тянут руки и возмущаются, что не всегда оказываются первыми в ответе. Нет радостнее момента, когда уверенно отвечает сильный ученик, он спокойно разбирается в физических задачах и сложных формулах, которые требуется знать и которые он сам узнал. Но ещё больший для меня праздник, когда начинает работать ученик, ранее испытывавший трудности в изучении моего предмета, и в глазах его видится интерес и надежда. Приятно сознавать, что мотивация — это великая сила, и тебе это в который раз удалось!
Мой педагогический стаж составляет 8,5 лет. Всё было за эти годы: радости и огорчения, победы и поражения, колебания и сомнения.  Это были годы поисков, раздумий, открытий. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Сегодня гораздо увереннее я ступаю на тернистый путь педагогического мастерства и понимаю, что нужно еще многое сделать, предстоит ещё многому научиться.
Новые информационные технологии. Новые социальные сервисы. Новые образовательные стандарты. Обновлённая современная школа.  И в этой школе – новый учитель, который каждый день несёт новую информацию детям, осуществляет связь времён и поколений.
Свою роль как учителя информатики (а это дополнительная специальность в моем дипломе) я вижу в том, чтобы снабдить учеников инструментами, которые помогут им не потеряться в современном информационном пространстве. Каждую секунду количество информации в мире растет. Навыки работы с информацией, овладение информационно-коммуникационными технологиями – это ключ к успешной учебе, а в дальнейшем – к успешной деятельности во взрослой жизни. (оставишь этот абзац, если ведешь этот предмет).
PS Каждый день я вхожу в класс, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые и ясные глаза - веселые и испуганные, настороженные и искренние, любопытные и добрые, оценивающие каждый мой шаг… Все они разные, но их объединяет одно - ученики видят в своем учителе проводника в огромный взрослый мир. Поэтому они многого ожидают от меня.
Звенит звонок. «Урок окончен», - говорю я своим ученикам, но понимаю, что он будет длиться еще долго и найдет свое продолжение, а я испытаю гордость, когда мои выпускники придут ко мне и будут рассказывать о своих успехах и достижениях. Усталость и напряжение уходят, и завтра я опять войду в класс, где детские глаза снова будут смотреть на меня в ожидании чего-то нового…