Непосредственно образовательная деятельность учителя — логопеда с детьми подготовительной группы тема:Зимняя книга на конкурс Воспитатель года 2017


МБДОУ «Детский сад «Тополёк»

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы
Тема: «Зимняя книга». Дифференциация звуков [З] - [С]
Учитель – логопед
Гордеева А.В.
2016г.
Цель: - совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; употребление существительных в родительном падеже).
- Дифференциация звуков /З/ - /С/

 Образовательные задачи:
-обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах;
-активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков;
-развитие связной речи (составление предложений по теме «Зима, « Зимние забавы»);
Развивающие задачи:
- развивать подвижность органов артикуляции;
- активизировать мимическую мускулатуру;
- совершенствовать мелкую моторику руки;
-развитие длительности и плавности речевого выдоха;
-развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, речевого слуха, диалогической речи, умения комментировать свои действия, делать словесно-логические обобщения;
 Воспитательные задачи:
- стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений;
- воспитывать культуру речевого общения.
-развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:   презентация , проектор, экран, дидактические развивающие пособия и игры: « Дом – бизиборд» , «Цветовые параллели», «Весёлые человечки», «Кубидом» , сказочный герой «Логошарик», книга « Зимняя книга», картинки о зиме, карточки с буквами З, С, схемы, мячики “Су-Джок” , раздаточный материал для творческой мастерской.
Ход занятия
Организационный момент (укрепление эмоционального контакта)
Логопед:
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Алла Владимировна, я рада видеть вас, давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!(Дети встают вместе с логопедом в круг.)Наступил новый день.
Улыбнитесь друг другу, всем.
Мы приветливы добры,
Мы здоровы, веселы.-А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра.
Логопед:
Кто приходит к нам зимойВ гости к каждому домой,С бородой и посошком,И подарочным мешком?Над усами красный  нос.Кто же это?…(Дед Мороз)
Дети:
- Дед Мороз.
Дед Мороз говорит с экрана
-Здравствуйте дети!
Из моей зимней книги пропали картинки, буквы, слова со звуками «С», «З» и дети не могут составить рассказ.
Помогите, мне пожалуйста их вернуть в книгу.
Логопед берёт в руки «Зимнюю книгу».
-Хотите вернуть буквы и слова?
Дети:
-Хотим!
Логопед:
-А сможете?
Дети:
- Сможем.
На экране фото «Зимняя книга»
Логопед:
Ребята, посмотрите вот зимняя книга, которую прислал Дед Мороз .Что вы видите на первой странице?
Дети:
-Цифру один.
Логопед:
-Посмотрите, видите ли вы такую цифру где-нибудь.
Дети находят цифру 1 на Бизиборде.
Ребенок открывает окошко под № 1,берет карточку с изображение цветовых параллелей и схемы зачеркнутой руки.
Дети подходят к игре «Цветовые параллели» (возле игры предметы: трубочки, камешки, кисточки и др.)
Логопед:
-Ребята, под песком что-то спрятано. Как мы можем это достать, не дотрагиваясь до песка? (Дети отвечают)
Дети по выбору берут предметы разгребают песок находят карточки с буквами « З» и «С».
Логопед обращается к детям
- Какую букву ты нашёл? ( Дети называют буквы, звуки)
Артикуляционная гимнастика с ЛОГО-ШАРИКОМ.
Логопед :- Давайте выполним гимнастику с этими звуками
- зубки заборчиком,
- губки улыбаются,
- воздушная струя холодная.
- вдох носиком
Произнесем звук «С», он глухой.
Дети произносят ССССССССССССС, дети дуют на ладошку, ощущая холодный поток воздуха.
Логопед:
- Молодцы! А теперь положите руку на горлышко, произнесем звонкий звук «З», добавляем голос ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ. ( Индивидуальная работа)
- Повторяйте за мной:
за-за-са- к нам пришла лиса
Зу-зу-су- не боимся мы лису,
са-са-за- прибежала коза,
су-су-зу-покормили мы козу.
Дети кладут карточки с буквами в книгу.
- Следующая страница, с которой потерялись буквы….
Дети:
-Страница № 2
Логопед:
- Найдем такую же цифру,
Дети находят цифру под № 2. Во втором окошке нарисована снежинка.
Логопед:
-Снежинка какая? (Красивая, легкая, воздушная, холодная)
-Что делает снежинка? (Падает, кружится, ложится)
(Дети называют слова-признаки)
Логопед слаживает зимние картинки в книгу.
Предлагает детям взять по снежинке с бизиборда и подуть на них.
Дыхательная гимнастика : «Зимние забавы» ( звучит спокойная мелодия)
Как подул Дед Мороз в воздухе морозномПолетели, закружились ледяные звёздыКружатся снежинки в воздухе морозном.Падают на землю кружевные звёзды.Вот одна упала на мою ладошку.Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Меняют руки, повторяют вместе с логопедом.
Логопед:
- Следующая страничка номер…
Дети:
- Страничка № 3.
Дети находят на домике цифру.
Ребенок открывает окошко достаёт схему с изображением человечков: (девочка улыбается, в руках шарик , мальчик грустный.)
Логопед :-Что вы видите на схеме?(Девочку и мальчика)
-Какое у них настроение? (ответы детей)
-Как вы думаете , почему?
Дети:
-У девочки в руках шарик, поэтому она веселая, а у мальчика ничего нет, поэтому он грустный.
Логопед :-У меня тоже есть «Веселые человечки», возьмите какой вам понравиться.
Дети из «Кубидома» берут «Веселых человечков».
Я буду называть разные слова, если в слове, вы услышите звуки «С» и «З», покажите мне веселого человечка, если нет в словах этих звуков, то грустного человечка.
-Слушайте, внимательно я называю слова : снег, лыжи, лето, санки, зима, мороз.
Дети индивидуально называют звуки и определяют на каком месте находятся звуки «С» и « З» в словах . Возвращают «Веселых человечков» на место.
Логопед:
-Давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо».
-Как вы думаете, зима это хорошо или плохо?
-Хорошо!
-Почему?
Дети называют предложения .(Можно лепить снежки, кататься на санках, лыжах, коньках)
-А что плохого в зиме? Скажите, почему вы так думаете. ( Скользко, холодно, птицам нечего кушать).
- Вы отлично справились с заданием.
Дети кладут «зимние слова» в книгу.
-У нас осталась последняя страница
Дети:
- № 4
Ребенок открывает окошко с изображением часов.
Логопед предлагает по картинкам составить предложения.
Дидактическое упражнение «Придумай предложение»
Логопед показывает стрелочкой на картинку – дети составляют предложение.
Логопед кладет картинки в книгу.
-Логопед , а вы любите играть в снежки? Хотите поиграть? Только у меня снежки необычные!
Логопед предлагает взять мячики Су -джок .
Пальчиковая игра – массаж Су -джок.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Снеговика с тобой слепили и его мы нарядили.
Логопед:
- Хорошо размяли наши пальчики. Теперь можно и снеговика слепить, хотите?
Творческая мастерская.
«Лепим» снеговика из фольги, «оживляем» его пластилином, фломастерами и т.д. Готовых снеговиков дети ставят на полянку.
Логопед:
- А сейчас посмотрите все на экран и давайте все вместе составим рассказ о зиме по картинкам.
На экране интеллектуальная карта «Зима», дети составляют по ней рассказ.
Логопед хвалит детей.
На экране Дед Мороз: « Ребята, большое вам спасибо. Вы помогли мне вернуть все буквы, слова, картинки в книгу и составить рассказ о зиме. Я дарю вам эту книгу»
Рефлексия
Логопед предлагает взять «Веселых человечков».
-Сегодня вы все показали, какие вы дружные, отзывчивые и добрые. Если вам было трудно - сделайте грустное лицо человечку, а если вам все понравилось - веселое. Вы мне очень понравились, поэтому я сделаю веселое лицо своему человечку. Я дарю вам «Веселых человечков» и «Зимнюю книгу» в подарок на память о нашей встрече.