Урок литературного чтения «Приключения Тома Сойера» Марк Твен (к 135-летию выхода в свет произведения )

Урок литературного чтения
«Школа 2100» Бунеев Е.В. 3 класс
Тема: Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героем и местом действия(к 135-летию выхода в свет произведения)

Цели урока:
познакомить учащихся с творчеством Марка Твена;
ввести в круг чтения учащихся новые произведения зарубежных писателей;
закрепить литературоведческие понятия «юмор», «литературный герой»;
учить анализировать произведение, давать характеристику главному герою;
продолжить формирование навыка чтения, словесного рисования;
развивать внимание, речь, творческие способности.

Проблемный вопрос урока: - Почему же Том Сойер
«решил уйти куда глаза глядят и в этот день не возвращаться в школу»?
Оборудование:
1) проектор
2) интерактивная доска
3) компьютер
4) мультимедийная презентация
Ход урока
1.Организационный момент

-Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем мы наш урок.
2. Постановка целей урока. Эмоциональный настрой.
-Я рада видеть ваши глазки и ваши улыбки.
Уверена, что сегодня вы покажете себя активными и любознательными.

3.Проверка домашнего задания.
– Вы должны были прочитать разговор Насти и папы на с. 54 учебника (до слов «В твоей книжке есть главы»).
-О чём же говорят наши герои?(ответы детей)
-Сегодня мы познакомимся с главами нового произведения и будем читать его перевод. Автор писал эту книгу по-английски. (Слайд №1)
4.Постановка задачи урока.
Учитель: - Книга! (Слайд №2)
Она ведёт нас от познания первых несложных истин всё дальше и дальше. Она рассказывает и про сказочных героев, и про школьную жизнь, и про дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует на триста лет вперед, в будущее, и на сотни лет назад, в историю. Обо всём на свете рассказывает книга.( Слайд №3)
Прочитайте названия этих книг, имена их авторов. (Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ».)
– Что объединяет все эти произведения?
– Эти книги о приключениях и путешествиях. Они написаны иностранными авторами.
– Как вы думаете, почему столько много книг написано о путешествиях и приключениях?
-Откройте учебник. Прочитайте имя и фамилию писателя, о творчестве которого мы будем сегодня говорить. (Марк Твен. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.)(Слайд №4)
- Как вы думаете, почему здесь написано два имени? (Под одним именем он писал, а другое – его настоящее имя.)
5.Открытие детьми новых знаний.
– Что вы знаете об этом писателе?(ответы детей)
Учитель: Настоящее имя Марка Твена – Сэмюэл Клеменс. Он родился в небольшом поселке Флорида на юге Америки. Сэмюэль был пятым ребенком в семье. Детство Сэма кончилось рано. Когда мальчику было двенадцать лет, его отец умер. Сэму пришлось взять на себя обязанность содержать семью, он поступил учеником наборщика в местную типографию. Затем он перепробовал множество занятий: работал в бакалейной лавке, в кузнице, писал репортажи в газету, странствовал по разным городам в качестве корреспондента и наборщика. Был золотоискателем, занимался боксом, фехтовал, водил пароходы по Миссисипи, но никогда не прекращал заниматься журналистикой.
И свое литературное имя он выбрал не случайно. Во времена, когда он был лоцманом и замерял глубину ,то кричал своему помощнику на рубку: “Марк твен!” – отметь, что до дна две сажени (около 4 метров) и значит пароход может пройти.
За этой подписью – Марк Твен – с 1863 года выходило в свет всё, что он напечатал. Твен начинал как писатель-юморист. Его смех, заразительный, буйный, на долгие годы создал ему репутацию безобидного писателя-юмориста, автора, как многие тогда считали, произведений для детей.
Марк Твен- писатель американский и книги его написаны на английском языке.
-И сегодня книга поведает нам о приключениях американского мальчишки, имя которого– Том Сойер(слайд №5).
6. Актуализация знаний.
Учитель: Мы будем не просто читать произведение, а будем учиться вести диалог с автором через текст: находить его вопросы к тебе и отвечать на них, прогнозировать развитие действия, проверять себя.
– Кто же главный герой? (Том Сойер.)
Наш урок посвящён 135-летию выхода в свет произведения «Приключения Тома Сойера».
а)Первичное чтение текста (главы 1-4) учителем и подготовленными учащимися.(По ходу чтения учащиеся отвечают на вопросы, данные в тексте)
–Каким образом Том Сойер оказался в лесу?(Слайд №6)
- Почему он так одинок? О чём он думает?
- Кем хотел стать Том? (Слайд №7)
б) Работа с текстом
-выборочное чтение: прочитайте строки, где говорится о том, как Том Сойер ясно видел своё будущее, «озарённое неописуемым блеском» (Слайды № 8-9)
– Кого называют пиратами?
-Пираты – морские разбойники.
– Какие вы знаете атрибуты пиратского корабля?
– Черный флаг – непременный атрибут пиратского корабля.
– Как вы думаете, почему Том Сойер принял решение стать пиратом?
в) Физминутка (учащиеся выполняют движения) (Слайд №10)
Знайте все, что мы пираты, Настоящие пираты, В самом деле мы пираты. Всех кругом бросает в дрожь! Ну, а если мы пираты, Ни за что ты, никуда ты, Нипочем и никогда ты, От пиратов не уйдешь!
Физминутка для зрения-(Слад №11)
г)Словарная работа.(Слайд №12)
Тупик – улица, не имеющая сквозного прохода и проезда.
Гармония – согласованность, стройность в сочетании с чем-нибудь.
Эластичный – упругий и гибкий, растяжимый.
Шутовство – поведение, свойственное шуту.
Паясничать – кривляться, вести себя как шут.
Романтика – то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека.
Прерии – пустыни.
Поприще – область деятельности.
Юркнул – юрким (быстрым, проворным) движением скрыться куда-нибудь.
д)Беседа по-прочитанному:
– Что вы узнали о Томе Сойере?
– Каким вы увидели мальчика?
– Что любит Том Сойер, а что терпеть не может?
– Где происходит действие?
– Какое поверье существовало среди мальчишек?
– Прочитайте описание природы в лесу.
– Кому завидовал Том Сойер, сидя в лесу?
– Кем хотел стать Том Сойер? Прочитайте.
– Какое «богатство» стал собирать мальчик?
– Прочитайте заклинание, которое произнес Том Сойер, откапывая тайник.
7.Характеристика главного героя:
Уже с первых строк книги Том предстает перед нами:
– Какие слова можно использовать в описании характера Тома?
(Слайд №13)
Каким вы его себе представляете? (Том - фантазёр и мечтатель, у него горячее сердце, но ещё более пылкое воображение, он не может без игры).
С этим мальчуганом всегда происходят интересные приключения.
- Почему же Том Сойер «решил уйти куда глаза глядят и в этот день не возвращаться в школу»?

8.Викторина(Слайды №14-19)
Марк Твен – это псевдоним писателя. Назовите его настоящее имя. (Самюэль Ленгхорн Клеменс)
В каком году была издана книга Приключения Тома Соейра? (1876)
Как называется город, в котором жил Т. Сойер? (Санкт-Петербург)
С кем Том сбежал на остров? (Гек Финн и Джо Гарпер)
Вспомните название корабля, на котором Том хотел плавать пиратом. (Демон Бури)

9. Итог урока. Рефлексия деятельности.
У ч и т е л ь:
Ребята, ответили ли мы на поставленный вопрос урока?
Что Вам запомнилось на уроке?
С какими трудностями столкнулись?
А что оказалось самым интересным для вас?

Учитель : (Слайд №20)
-Недостойной, скучной и неинтересной жизни Марк Твен не принимал никогда - ни для себя, ни для своих героев. И поэтому никогда не станут скучными и неинтересными его книги.
Советую прочесть его произведения.(Слайд №21)
Со всеми заданиями вы справились, потому что были внимательны и дружны. Все сегодня были молодцы!
Домашнее задание: выразительно прочитать 1, 2, 3, 4-ю части VIII главы.
Выставление оценок.

Используемая литература:
Литературное чтение в 3 классе автор Р.Н.Бунеев
Список используемых источников:
Список используемых источников:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



15