Урок по самопознанию на тему Живая вода (4 класс)


Интегрированный урок самопознание + музыка в четвертом классе по теме: «Живая вода».
Вода… тебя невозможно описать,
тобою наслаждаются,
не ведая, что ты такое!
Нельзя сказать, что ты необходима
для жизни : ты сама жизнь…
Антуан де Сент – Экзюпери,
французский писатель, летчик
Цель: расширять представление о воде как источнике жизни и здоровья.
Задачи:
- раскрыть значение и целебные свойства воды для жизни и благополучия человека, животных и растений;
- развивать эмоционально- чувственное восприятие воды как источника жизни;
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Цель по музыке : познакомить с музыкальными произведениями о воде.
Задачи по музыке : - знать музыкальные произведения о воде ; - развивать чувство ритма, слух;
- воспитывать любовь к произведениям композиторов – классиков.
Ресурсы : аудиозапись звуков моря, «Океан – море синее»Н.А.Римский-Корсаков, песня «Море,море»сл.Н.Соловьёвой, муз.М.Парцхаладзе, 2 колбочки с водой, кусочек сахара, краски.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
Круг радости
Учитель приглашает учащихся тепло поприветствовать друг друга и читает четверостишие : Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,
Бодрым, красивым, весёлым, умелым.
Нужно тебе подружиться с водой,
Чистой, прозрачной, здоровой, живой!
- Вода- одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие , но и само существование целых континентов и народов. Не случайно с давних пор люди селились по берегам крупных и малых рек, озёр и морей. Академик А.П. Карпинский назвал воду живой кровью, которая создает жизнь там, где её не было.
Творчество композитора
В музыке с любовью рисовал звуками морские пейзажи Николай Римский – Корсаков. С детства он любил море. Он мечтал стать моряком, читал книги о дальних плаваниях, строил игрушечные корабли. Мечта мальчика сбылась . Он стал морским офицером и совершил длительное кругосветное плавание.
Н.Римский – Корсаков видел море спокойным и ласковым, с тихим ленивым покачиванием волн. Но было оно и бушующем, со стоном и рёвом, бросающ им водяные глыбы и сокрушающим всё на своем пути.
Море – главный герой его музыкальных сказок, произведений для симфонического оркестра.
Учитель предлагает учащимся послушать произведение «Океан – море синее» и рассмотреть репродукции картин Н. Нурмухамедова и П. Гогена.
- Картина какого художника созвучна музыке Римского-Корсакова?
- Какие выразительные средства использует композитор?
-Какой характер у музыки?

Разминка «Волшебная вода»
Учитель предлагает хором прочитать стихотворение и дополнить его мимикой и жестами.
Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная…
Ну, в общем, очень разная.
Цитата урока
«Вода ….тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая , что ты такое! Нельзя сказать , что ты необходима для жизни : ты сама жизнь…».Антуан де Сент – Экзюпери
- Какими примерами из жизни вы можете подтвердить это высказывание?
( Ответы учащихся ) Наедине с собой
Звучит аудиозапись «Звуки моря».
Учитель приглашает учеников сесть удобно и постараться представить себе бескрайнее синее море, жёлтый берег, горячий песок.
- Вы слышите плеск волн и ощущаете морскую свежесть. Прислушайтесь к звукам, которые исходят от моря…
Упражнение «Какая она, вода?»
-Вода- это огромные океаны , бурные реки, гладкие озёра, маленькие капельки росы…В древности и по сей день люди относятся к воде очень бережно.
- Какая она, вода? С чем её можно сравнить? Попробуйте подобрать эпитеты к этому слову.
( Ответы учащихся).
Проведение эксперимента.
Учитель демонстрирует, что вода может иметь свойства: цвет, запах, вкус . Для этого он берет 2 колбочки с водой, в1 колбочку добавляет сахар, а в другую каплю красной краски (гуашь). Затем просит учеников посмотреть, что произошло? (ответы учащихся)
Задание. Провести дома эксперимент, вычислить сколько количество воды используется за неделю. И записать вычисления в тетрадь.
Исполнение песни
Учащиеся исполняют песню «Море, море» М.Парцхаладзе.
- Чем отличается песня М.Парцхаладзе от произведения Н. Римского – Корсакова?
- Составьте ответ по плану : а) вокальная или инструментальная музыка ;
б) музыкальный язык ( мелодия, ритм, динамика, тембр);
в) исполнители.
Домашнее задание
- Напишите историю о пользе и ценности воды.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает учеников прослушать стихотворение и хором произнести последнее слово в нём:
Борис Заходер Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам…
( Ребята завершают фразу : « не прожить» ).