Сценарий классного часа Уважение к людям, уважение к себе


«Уважение к людям, уважение к себе»,
интерактивная игра для младших школьников
Цель: развитие у детей стремления к осмыслению себя, своих поступков и поведения, достижений и успехов.
Задачи:
- показать уникальность каждого человека;
- познакомить с понятиями «мир», «человек», «уважение»;
- способствовать воспитанию ценностного отношения к себе, окружающим людям и развитию положительных качеств личности;
- создать ситуацию развития критического мышления детей, навыков самоконтроля и самооценки, умения вести диалог с собой и другими людьми.
Ресурсы: карточки с заданиями, бумажный круг и секторы, горошины по числу детей, книжки-малышки для каждого участника встречи.
Ход занятия
Тема нашей встречи кажется необычной «Уважение к людям, уважение к себе». Проговорите слово «уважение». Звучит это слово, как важность, важный, уважаемый. «Уважение, сказано в словаре Ожегова, почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств». Что значит уважать? Относиться с уважением к кому-нибудь (чему-нибудь); считаться с чем-нибудь (кем-нибудь), принимать во внимание, соблюдать что-нибудь, чьи-то интересы.
Я прошу приготовить ладонь правой руки, положить на парту. На каждую ладонь я положу маленькую горошину, ваша задача сберечь ее до конца занятия. Вы теперь хранители этих горошин. Внимательно рассмотрите ее, на что она похожа? (Дети делятся своими вариантами ответов).
Да, вы правы, она - круглая. Эта горошина похожа на нашу планету Земля. Именно такой она видится из космоса. Я предлагаю вам поразмышлять, что каждый из вас увидел на этой маленькой «копии» планеты Земля? (Дети размышляют).
Итак, ваши ответы. (Дети делятся вариантами ответов).
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? (Круг из трёх секторов). Есть предложение открыть сектор (открываем). Открываем сектор со словом «Я». Я прошу рассказать, как каждому из вас живется на Земле? (Дети отвечают).
На нашей планете живет очень много около 7 миллиардов жителей. Каждый человек - это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый старается стать лучше. Можно поразмышлять над вопросом: «Какой я? Что во мне хорошего?» идеальных людей не бывает. Но в каждом человеке есть что-то хорошее. Необходимо учиться видеть доброе, хорошее в себе и окружающих людях.
Я предлагаю вам продолжить фразы: «Кто есть я?
- в классе я…;
- дома я…;
- среди друзей я …
Спасибо! Совершенно верно! В классе вы - ученики, дома-дети своих родителей (сын, дочь). А среди друзей - друг, подруга.
Представьте себе, что добрая волшебница подарила вам шапку-невидимку, с помощью которой вы можете перевоплощаться в различных животных. Прошу подумать и не говорить вслух.
- В кого бы вы хотели превратиться на уроке, надев шапку-невидимку? (Ответы детей).
- Если бы вы надели шапку-невидимку, гуляя со своими друзьями, в кого бы вы хотели превратиться? (Ответы детей).
- Если бы вы надели шапку-невидимку дома, в кого вы бы хотели превратиться? (Заслушиваются ответы детей).
На Земле проживает 7 миллиардов жителей. Всем хватает места, солнца, воздуха, воды, пищи и хотя делить нечего, люди не хотят жить в мире.
- Как вы думаете, почему человечество постоянно находится в состоянии войны? (От желания завладеть всей землей)
Существует два мира:
-мир искусства, любви, добра;
-мир пошлости, глупости, скуки.
Каждый человек сам должен решить, в каком мире ему жить, какой мир ему строить. Я думаю, что вы выбираете мир искусства, любви и добра. Успехов вам! Сделаем одно доброе дело для себя. Предлагаю физкульминутку.
Следующее задание. Продолжи фразу: «мне нравится, когда…»
(Заслушиваются ответы детей).
Спасибо за ваши ответы! От вас самих зависит, как будут складываться ваши отношения с другими людьми. Известная истина: « Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Уважение к людям - это уважение к себе.
Предлагаю открыть второй сектор со словом «Люди».
Рассмотрим горошину и подумаем о том, без чего жизнь людей на планете была бы невозможна. (Заслушиваются ответы детей)
Совершенно верно! Жизнь невозможна без деревьев, кустарников, цветов, животных, насекомых. Без всего этого человечество не могло бы существовать. Но люди рубят сук, на котором сидят, и не берегут окружающую природу. Сберечь Землю сможет только знающий и образованный человек, добрый и внимательный, уважительный.
Я предлагаю открыть третий сектор со словом «Природа». Прочитаем следующее слово (переворачиваю круг, на котором написано слово «Мир»).
Да, это, действительно, наш мир. Взгляните на горошину. Сумели ли вы ее сохранить? Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть очень внимательным, бережливым и уважительным.
Жить в мире с собой, в согласии с другими людьми, видеть красоту и гармонию природы – это значит владеть «культурой мира», беречь мир внутри себя. Если вам будет одиноко, возьмите вашу горошину, посмотрите на нее, вспомните наш разговор. Может быть, вам станет чуть-чуть радостнее и спокойнее. Желаю вам мира.
Прошу вас подумать и ответить на вопрос: Какие слова мы хотим сказать и что пожелать всем нам?
В память о встрече каждый участник получает книжку - малышку. Она называется «книга чувств». В книге только названия страниц. Предлагаю вам заполнить их дома. Это ваша книга.
1 лист - «Книга чувств»
2 лист - «Чувства, которые я чаще всего испытываю в школе»
3 лист - «Чувства, которые я чаще всего испытываю дома»
4 лист - «Чувства, которые я испытываю со своими друзьями»
Каждый задумался о том, кто я, что собой представляю, что нужно сделать, чтобы стать другим, чтобы уважать себя и уважительно относиться к другим. Ваше домашнее задание поможет вам подвести итог нашей встречи. Спасибо за встречу и за приятное общение. Цените друг друга, цените дружбу, уважительно относитесь к окружающим и у вас все получится.