Воспитывать чувство любви, уважения, гордости за свою семью, уважения к родителям, предкам, прошлому своей родины углубить представления об именах, их происхождении и назначении развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, р

Индирбаева Эльвира Абдулхалимовна
МБОУ « СШ№5» г. Новый Уренгой, ЯНАО
Учитель русского языка и литературы

ТЕМА: МОЯ РОДОСЛОВНАЯ
Цели: воспитывать чувство любви, уважения, гордости за свою семью, уважения к родителям, предкам, прошлому своей родины;
углубить представления об именах, их происхождении и назначении;
развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
познакомить с наиболее распространенными традициями русского народа;
развивать речь учащихся;
учить правильно формировать и уметь высказывать свои мысли и чувства.
Оборудование: выставка книг, выставка семейных реликвий, бабушкин сундук со старинными вещами, святцы, магнитофон, проигрыватель, красочно оформленный устный журнал, предметы старины.
Ход урока.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы подведем итог нашей нелегкой работы.
Мы долго готовились к этому уроку. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени: антикварами, археологами, репортерами, даже лингвистами, так как на пути у нас встречались незнакомые слова.
Мы узнали много нового и интересного. И сегодня вам есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. Урок сегодняшний пройдет в форме устного журнала. И так открываем первую страницу.
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА
« Что в имени тебе моем»
А.С.Пушкин
Учитель: У всех людей есть имена. Это кажется настолько естественным, что об этом никто не задумывается. А ведь между рождением ребенка и получением имени проходит время.
До принятия христианства на Руси новорожденных нарекали не именами, а простыми словами, причем, на наш взгляд, довольно нелепо.
После принятия христианства на Руси выработался обычай называть детей обязательно в честь какого-нибудь «святого» человека, прославленного церковью. После смерти таких людей возвышали до небес для новой жизни, оттуда они могли оказать помощь своим «тезкам». Имена святых вносили в святцы.
Святцы - церковная книга, содержащая месяцеслов, календарь, составленный в порядке месяцев и дней года.
И принято было называть младенцев именем того из святых, память которого приходилась на день рождения ребенка.
Нет меж живущих людей, да и не может быть безымянных,
В первый же миг по рождению каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар от родных получают
Так когда-то писал Гомер.

Давайте, ребята, запишем дату своего рождения, дату имени, свое имя и его значение.
Представьте, вы на лугу, перед вами много ромашек и я предлагаю сорвать и поиграть в игру:
Игра « Ромашка»
Нужно заполнить центр ромашки своим именем, а листочки ромашки заполнить производными своего имени. (раздаются ромашки). Сравните свой цветок с « ромашкой» товарищей.
- Как вы думаете, почему у «ромашек» оказалось разное количество лепестков.
- Ребята, а все ли вы знаете значение и историю возникновения своего имени.
Запишите эту информацию на обратной стороне « ромашки»:
1. Мое имя
2. Пришло из языка
3. Оно означает
4. Внесено в святцы в честь
(дорабатываются цветки и сдаются учителю).

Стихотворение С. Маршака « В защиту детей»
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.

Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.

А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям...

- Как вы думаете, нравятся ли эти имена самому поэту?
- Чем эти имена отличаются от имен ребят вашего класса?
- Расскажите историю вашего имени: « Почему меня так назвали»
« Как мне выбирали имя»
(слушается рассказ 2-3 учащихся)
Тезка – человек, имеющий с кем-нибудь одинаковое имя.
- Есть ли у вас в классе тезки?
- Назовите знаменитых, великих людей своего тезку.

Стихотворение А.С.Пушкина « Что в имени тебе моем?»
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...

ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Есть у солнца уголок земли
Вот перелистали страницу, а как вы думаете, о чем пойдет речь?
Пять ступеней, краской крытых,
Сколько раз вы мною мыты!
Сколько раз вы мной метены
Веником пихтовым, дрёмным
И березьим голиком...
Пять простых ступеней в дом!
А на верхней, что поуже,
Где сучок, что око, тужит,
Сколько раз сидела я,
Юбки подобрав края.
И смотрела в хвойный лес,
В вековую даль небес,
На калину у крыльца,
На кадушку без венца –
С дождевой водою черной!
До травинки все я помню,
Как легко над тем крыльцом
Вьются комары столбцом!
Это тыщи дум моих
Среди сумерек глухих
Вьются там уж без меня,
В тишине родной звеня...
Счастье – родину иметь
Да о ней всю жизнь болеть!
Вечно помнить свет села,
Дом родной, святые сени
И заветные ступени,
По которым в мир сошла.

Т. Смертина
Не зря именно эти строчки стали эпиграфом второй страницы.
Запишем в тетради свой адрес.
Ребята, попробуем ответить на следующие вопросы:
- История моего города. (села, станицы)
- Кто знает, когда зародился наш город?
- Кто знает, почему улица, на которой проживает он, называется так.
Все в нашей душе не случайно
Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: « Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их.
Если человек не любит старые улицы, старые дома – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране»
Стихотворение Г.И.Кабаева
Жизнь человека – только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Все это так. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи нередки.
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений-
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой
Одной семьей, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется,
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.
Чтобы эта связующая нить никогда не оборвалась, давайте с вами посмотрим следующую страницу. Издавна одной из добрых традиций в семьях была традиция составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи.

ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА
Моя родословная
«И память их из рода в род»
- Как вы думаете, что означают эти слова из Библии?
Они имеют иносказательный смысл и произносятся в церкви, когда упоминаются умершие, погибшие, как призыв хранить об ушедших память из рода в род.
В Библии действительно много слов, притч, имеющих иносказательный смысл, а также непосредственно обращенных к нам. Каждый из нас должен следовать этим словам.
Так когда-то и было. На Руси испокон веков чтили память предков.
На этом уроке мы постараемся заполнить каждый свою родословную таблицу
- Обратимся к слову «род». Что оно означает? (людей, связанных родственными узами, происходящих от одного предка).
- Молодцы! Теперь назовите мне слова, образованные от корня «род». (родня, родичи, родина, рождать, урожай, народ, родственник, родители, родовой, родимый, родоначальник, родословная)
- Каждое из этих слов дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю
Кстати, название одного из Христианских праздников – Рождество – происходит от этого же корня.
- Нельзя жить Иванами, не помнящими родства. Нужно помнить свои корни, род, свою родину (именно маленькую).
Фамильная честь, интерес к своему роду – все это ветви одного большого дерева, имя которому Патриотизм.
- Попробуем нарисовать свою родословную. На заготовленных листах схемы до 5 поколения, а если, потрудившись еще, узнаете больше, я уверена, вам ваши дети и внуки скажут огромное спасибо.
Мой совет: эти схемы вклейте в свои семейные альбомы. Обязательно просмотрите все фотографии родных и пометьте в своих работах тех родственников, фотографии которых хранятся в альбомах.
Пополняйте свое дерево, побольше узнавайте о своих родственниках, передавайте свои знания, эти документы из поколения в поколение.
Пусть это станет доброй семейной традицией.
( учащиеся заполняют свои таблицы, в это время читается стихотворение)
А.С.Пушкин « Моя родословная»
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.

Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.

Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.

Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.

Смирив крамолу и коварство
И ярость бранных непогод,
Когда Романовых на царство
Звал в грамоте своей народ,
Мы к оной руку приложили,
Нас жаловал страдальца сын.
Бывало, нами дорожили;
Бывало... но - я мещанин.

Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:
Не любит споров властелин.
Счастлив князь Яков Долгорукой,
Умен покорный мещанин.

Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.

Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.

Post scriptum
Решил Фиглярин, сидя дома,
Что черный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу попал.

Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.

Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.

И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала,
И пал впервые Наварин.

Решил Фиглярин вдохновенный:
Я во дворянстве мещанин.
Что ж он в семье своей почтенной?
Он?.. он в Мещанской дворянин.

ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА

Добрая пословица ко времени молвится
Теперь мы делимся на две команды и посоревнуемся, кто из нас знает
больше пословиц и поговорок о семье и доме. Игра наша называется: «Скажи начало пословицы»
1. При солнышке тепло, а при матери добро.
2.Нет лучше дружка, чем родная матушка.
3.Птица рада весне, а дитя матери.
4.Хорошие люди умирают, а дела их живут.
5.Без добрых дел не будет доброго имени.
6.Лучше глаза лишится, чем доброго имени.
7.Не место красит человека, а человек место.
8.Детей питать – в долг давать, отца-мать кормит – долг отдавать.
9.Пустой колос всегда нос кверху дерет.
10.Кто родителей почитает, то вовеки не погибает.
11.Растить детей не легче, чем управлять государством.
12.Добрые дети – дому венец, дети худые –дому конец.
13.Всякая невеста для своего жениха родится.
ПЯТАЯ СТРАНИЦА
В каждой семье есть предания, интересные истории жизни предков. У вас, ребята, были удивительные сочинения, мне бы очень хотелось, чтобы желающие зачитать истории из жизни своих предков, по очереди вышли к доске. (несколько работ зачитывается)
Спасибо все большое, я думаю, вы искренне восхищались своими родными, писали о любви к ним, гордитесь ими, но, к сожалению, никто из вас не сказал, о том как вы заботитесь о них, как им помогаете, в чем проявляется ваша любовь.
Я зачитаю вам строчки из сочинений ваших родителей. Они написали о вас следующее: (зачитываются строчки их работ)
Обратите внимание, вы такие маленькие, но мамы и папы вами уже гордятся.
Я желаю, чтобы в будущем уже ваши дети написали те же самые слова.
Чехов писал: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»..
- Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в вашей квартире, в вашей комнате. (предметы, вещи).
Человек пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, некоторые вещи связаны с какими-то событиями в его жизни.
И вот не стало человека, а вещь осталась. Мы продолжаем ее хранить. У каждого в шкафу, гараже, на чердаке, в сарайчике, в чуланчике хранится много старинных вещей.
А мы с вами уже провели разведку, состоялся поиск старинных вещей, многие из вас принесли их сюда, чтобы всем показать их, обратите внимание на нашу выставкуМного вещей в бабушкиных сундуках.
Один из таких сундуков и на нашей выставке.
- Какие же тайны хранит бабушкин сундук? (учитель достает по очереди вещи, а учащиеся кратко рассказывают, кому служила эта вещь).
- Почему мы храним эти вещи?
Они нам интересны и с исторической точки зрения как предметы старины, нашей культуры, быта, они нам дороги как память о наших родных.
История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества.
Пусть такая добрая традиция, которая была и есть во многих семьях, живет вечно.
Есть еще одна замечательная традиция- застолье, празднование какого-нибудь события, любимого семейного праздника.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их какими-нибудь особыми кушаньями.

ШЕСТАЯ СТРАНИЦА
Любимый семейный праздник
Вот и последняя на сегодня наша страница.
- Какие праздники принято отмечать в вашей семье?
- Какие традиционные блюда на вашем семейном столе?
( рассказ учеников)
Итог урока:
Мы много говорили о разных семейных традициях, составили родословную таблицу, вспоминали пословицы о семье, доме, заглянули в бабушкин сундук.
Для чего же это все нужно?(ответы)
Многих ошибок могли бы избежать и жили бы гораздо лучше, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, наши просчеты ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет глаз, волос, рисунок носа и рта. Но и историю нашей жизни.
Поощрения, слова благодарности учащимся и их родителям; выставление оценок.




Использованная литература:
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: литературные цитаты, образные выражения./ Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. – М.: Современник, 1996. – 560с.
Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. / С.Я. Маршак. – М.: Дет.лит., 1987. – 639с.:ил.
Пушкин А.С. Стихотворения / А.С. Пушкин. – М.: Дет.лит., 2002. – 255с.:ил.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Библиотека Максима Мошкова.