Деятельностный подход в процессе обучения предметов естественного цикла


Малютина Татьяна Геннадьевна,
учитель биологии, географии
ГБОУ СОШ №270,
Красносельский район,
г.Санкт-Петербург
Деятельностный подход в процессе обучения предметов естественного цикла (географии, биологии)

В ФГОС нового поколения усилена ориентация на комплексный результат. Это единство личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты позволяют выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. И это важно при современном развитии мира, когда меняются условия жизни. Мы не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в дальнейшем.
Метапредметные результаты сформулированы на основе универсальных учебных действий, обеспечивающие социальное, познавательное и коммуникативное развитие личности школьника. Такие как: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, хранение, передачу; способность к приобретению новых знаний и практических умений, умение планировать деятельность, ставить цели, осуществлять контроль и самоконтроль, корректировать деятельность и др.
Предметные результаты – это система базовых (фундаментальных) естественнонаучных знаний и умений, составляющих единую картину современного мира.
Переход на деятельностную модель школьного образования вносит изменения в содержание современного урока, который предполагает различные виды действия учащихся, направленных на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной и др. видами деятельности. Таким образом, учебные умения и действия являются неотъемлемым содержательным компонентом урока.
Большое значение имеет организация учебной деятельности по освоению универсальных учебных действий (УУД). УУД характерны не только для учебной деятельности, но и для любой другой – практической, исследовательской, трудовой, что отражает их принадлежность к ключевым компетенциям.
Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит практическим и лабораторным работам по географии и биологии, которые предполагают следующие задания по формированию УУД:
По содержанию деятельности:
На отработку познавательных действий
На отработку коммуникативных действий
На отработку оценочных действий
На отработку рефлексивных действий
На отработку практических действий
На отработку исследовательских действий
ПО ХАРАКТЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
Репродуктивные
Частично-поисковые
Исследовательские
ПО ХАРАКТЕРУ ТРЕБОВАНИЙ:
Кратких требований («обозначит..», «дополнить..», «описать..»)
Качественных и количественных сведений
Инструкций и планов действий
ПО ИСТОЧНИКАМ ЗНАНИЙ:
Работа с картой
Работа с аппаратом учебника
Работа с профилем местности
Работа со статистическими данными
Работа с диаграммами, графиками, схемами
Работа с аэро –и космическими снимками
Работа с геоинфрмационными ресурсами
Работа с ресурсами Интернет
ПО УРОВНЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ:
Индивидуальная под руководством учителя
Групповая с помощью одноклассников
Фронтальная с использованием инструктивных карточек, памяток
Самостоятельная практическая или лабораторная работа
ПО ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
В тетради, в виде схемы, таблицы, описания, ментальной карты, модели (картографической, графической и др)
На контурной карте
В форме реферата, путеводителя. В форме устного сообщения, высказывания, суждения
В форме электронной презентации.
Таким образом, учебный процесс направлен прежде всего на формирование личности учащегося. Учитель на таком уроке выступает как организатор познавательной деятельности обучающихся, как их помощник и консультант. Центральное место на таком уроке отводится самостоятельному добыванию знаний и применению этих знаний и умений в процессе решения учебных задач.
Например, Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
1. Цель: Создать условия для изучения особенностей эритроцитов человека в сравнительном плане и выявление связи особенности строения с выполняемой функцией.
2. Планируемые результаты обучения:
Личностные: Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, развитие интеллектуальных умений.
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности.
Познавательные: Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу в виде текстов, рисунков, таблиц, выводов.Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение организовывать свою деятельность (самостоятельная работа по инструкции за установленное время); оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные: Проводить наблюдение и описание клеток крови человека и лягушки на готовых микропрепаратах; выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.
3. Методические рекомендации:
Работа может выполняться как практическая или как лабораторная, в зависимости от поставленной цели. Место работы в учебном процессе: Тема «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови» , 8 класс. Лабораторные  работы оформляются в рабочих тетрадях по биологии. При выполнении работы учащиеся записывают её номер, тему и цель, затем выполняют задание. Переписывать пункты инструктивной карточки не следует. В данном случае работа проводится как лабораторная.
Подготовка к работе:
1. Точно установить цель и содержание работы, которую должны выполнить учащиеся, и проверить её самому на практике.
2. Составить план урока, в котором необходимо указать место и последовательность выполнения работы, содержание вводной беседы, задание для самостоятельной работы и т.д.
3. Всё необходимое для лабораторных занятий оборудование, должно быть заготовлено заранее.  
Правила техники безопасности:
Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.
Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.      
Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
Ученик знакомится с правилами работы с микроскопом, убеждается в его исправности.
Ученик соблюдает осторожность при работе с предметными стеклами.                  
Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, микропрепараты.
Требования безопасности после окончания работы.  
По окончании работы ученик собирает микропрепараты и сдаёт всё учителю биологии на хранение.
Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.    
По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.      
Варианты проведения работы:
Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть (зависит от содержания и объёма выполняемой работы). Лабораторное занятие может проводиться в двух формах: фронтально, т.е. по непосредственным указаниям учителя, и по предварительному заданию.
При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается  на части; по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся одновременно, «единым фронтом», и выполняют.
При занятиях по предварительному заданию последнее даётся сразу (инструктивная карточка) по всей работе, которую должны выполнить учащиеся.
Инструктивная карточка к выполнению лабораторной работы по теме: «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
Цель работы
Изучить строение крови человека и лягушки.
Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (х300).
Ход работы:
Подготовьте микроскоп к работе.
Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците, зарисуйте 3-4 эритроцита.
При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита.
Отчетное задание:
Найдите черты сходства и различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки, заполнив таблицу 1.
Признаки Эритроциты
человека лягушки
Форма Размеры Количество (относительно на единицу площади) Наличие ядра Ожидаемые результаты учеников:
Признаки Эритроциты
человека лягушки
Форма Двояковогнутый диск Двояковыпуклый диск, овальнаяРазмеры 7-8 мкм, мелкие 10-11 мкм, крупные
Количество (относительно на единицу площади) много мало
Наличие ядра нет есть
Сделайте вывод из этого сравнения
Ожидаемые ответы учеников: Эритроциты человека и лягушки похожи тем, что имеют красный цвет, потому что в их состав входит белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. Эритроциты крови человека и лягушки участвуют в переносе газов. Различие между красными клетками крови человека и лягушки в том, что эритроциты лягушки значительно крупнее, чем эритроциты человека. Кроме того, у взрослых эритроцитов человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть. Эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность, их больше в 1 мм3 , чем у лягушки.
Подумайте, чья кровь – человека или лягушки – способна перенести больше кислорода за единицу времени? Объясните, почему.
Ожидаемые ответы учеников: Кровь человека переносит больше кислорода в единицу времени потому, что организм человека нуждается в большем количестве кислорода в связи с более активным образом жизни, поэтому эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность и способствует лучшему проникновению в них кислорода. Отсутствие ядра в эритроцитах крови человека также увеличивает их ёмкость.
Сделайте вывод на основании ваших наблюдений и умозаключений: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении --------
Ожидаемые ответы учеников: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении уменьшения размеров и отсутствия ядра в зрелых клетках.
После завершения работы приведите в порядок оборудование и своё рабочее место.
5. Рекомендации по оцениванию:
Возможные критерии оценки:
Рисунки с обозначениями – 3 балла;
Заполненная без ошибок таблица 4 балла;
Ответы на вопросы и вывод – 3 балла;
В сумме 9-10 баллов - оценка «5»
В сумме 7-8 баллов - оценка «4»
В сумме 6- 5 баллов - оценка «3»
Менее 5 баллов – оценка «2»
Еще пример, урок географии в 6 классе по теме «План местности и географическая карта». ЦЕЛЬ: Создать условия для решения проблемного вопроса: «Зачем нужны планы местности и географические карты?» Использую следующие виды деятельности учащихся: индивидуальная - работа с географической картой (отработка условных знаков плана), работа в парах (ориентирование по плану и карте).
Планируемые результаты:
Личностные: Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Метапредметные:
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.
Предметные: Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.
Многие педагоги на своих уроках используют ресурсы Интернета, и я не исключение. Хочу представить из своего опыта работы методику проведения Internet-уроков. Такие уроки требуют не только наличие стационарного или мобильного компьютерного класса с локальной сетью, а также предварительной подготовки учителя по выбору и отбору информации, распределение учебного времени в соответствии с возрастными особенностями школьников, нормами СанПиНа и умения учеников работать с ПК.
Как уже говорилось выше, использование новых информационных технологий заставляет нас пересматривать содержание учебных предметов «география, биология». Переход к деятельностному обучению позволяет применять приёмы самостоятельного поиска, обобщения и систематизации знаний, поскольку современные технические средства позволяют с постоянно растущей скоростью обрабатывать материал, предоставляя доступ к нему. Особенно большую роль здесь играют телекоммуникационные сети Интернета.
Основные этапы проведения интернет – уроков:
1. Выбирается курс, тема, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее всего вписываются в процесс обучения, и, соответственно, достигается максимальный образовательный эффект. Учебный материал планируется в соответствии с современными требованиями дидактики и возрастной психологии, поэтому рекомендую построение блока урока на основе одного сайта, т.к. его информационное поле достаточно для этого. Например, урок биологии в 7 классе по теме: «Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение», можно провести с привлечением ресурсов Интернет («Природа и животные» http://zoo.rin.ru.). Цель урока: расширить знания учащихся о многообразии насекомых. Для поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Познакомить с первичнобескрылыми и крылатыми класса насекомых, показать их значение в разнообразных природных сообществах.
Развить у учащихся умение делать вывод о взаимосвязи особенностей внешнего строения и условий обитания насекомых.
Продолжить формирование у учащихся навыков индивидуального мышления и самостоятельной работы.
2. Актуализация знаний: предлагается видеоклип и выдвигается проблема «Есть ли ненужные насекомые?», которую в ходе урока решают школьники.
3. Каждый интернет - урок включает в себя раздел «Домашнее задание», состоящий из разнотиповых вариантов. На «смысловом этапе» я провела проверку знаний – тестирование. Выполнение заданий тестов дает возможность учащемуся немедленно понять, насколько полноценно им усвоен изученный материал, так как дается алгоритм оценки знаний, осуществляется проверка и выявляются ошибки, допущенные при выполнении теста. Кроме того, домашнее задание оценивается сетевым учителем. Результаты заносятся в электронный журнал и хранятся в индивидуальном файле учащегося, доступ к которому имеет не только учитель, но и учащийся.
4. Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения и многообразие насекомых» - один из ведущих этапов урока, где школьники не только используют коллекцию насекомых, но и информацию сети- Интернет. Данный вид деятельности предусматривает самостоятельную разработку стратегии проведения исследования, выбор необходимых материалов, проведение анализа полученных результатов. Конечно, предварительно необходимо определить сложность заданий, их объем, величину школьных групп. По ходу выполнения лабораторной работы учащийся может получить консультацию учителя по освоению учебного материала. Школьники работают по группам и педагог координирует учебный процесс. Мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты, энциклопедические статьи, богатый иллюстративный материал позволяют познакомиться с множеством интересных сведений, которые являются значимыми как с информационной точки зрения, так и с мотивационной, способствующей возникновению импульса получения дополнительной информации, что является существенным в условиях обучения в школе.
5. Контроль учебных достижений учащихся построен на принципах максимальной открытости, объективности и критериальности. Школьники публично представляют выполненные задания и обмениваются полученными знаниями.
Считаю, что такой подход в построении учебного материала, с использованием информации сети - Интернет, способствует развитию у учащихся навыков самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует универсальности и повышению качества образованности учащихся.
Деятельностный подход позволяет научиться осуществлять деятельность, а знания должны являться условием выполнения ее. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать решения, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, – будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. И тут уместно высказывание Гелберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Список литературы:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Многообразие живых организмов» учебник биологии 7 класс, М, «Дрофа», 2006г,247с.
Т.Л.Богданова «Биология: задания и упражнения», М, «Высшая школа», 1991г, 350с.
Н.Грин и др. «Биология: в 3т.2-е изд., стереотипное, М, «Мир», 1996г.
«Природа и животные» htt://zoo.rin.ru.
А.Г. Асмолов «Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения», М.: Педагогика, 2009
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова, М.: Просвещение, 2013.