Исследование космоса и экология космоса


Предмет: естествознание Класс: 5№ урока: 6 Дата:12.10.16 г.
Тема: «Исследование космоса и экология космоса».
Подготовила: учитель географии ГУ «Новоселовская средняя школа» Данник Н.А. Цель урока: получение новых знаний об исследование космоса и экология космоса.
Задачи:
Образовательные:
формировать представление об исследовании космоса;
изучить понятие космос и познакомить с первыми космонавтами Казахстана;
развивающие:
Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания;
расширить кругозор детей;
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности, формировать навыки общения внутри группы;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе.
Оборудование: учебник естествознания Могилюк С.В.- Астана: «Арман - ПВ», плакат «Солнечная система», карточки, презентация.
Ход урока:
1. Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята. На предыдущих уроках мы с вами изучили солнце и солнечную систему. Прежде чем приступить к изучению новой темы, узнаем, насколько была усвоена вами тема.
2. Повторение. Тест «Солнце и Солнечная система».
Тесты по естествознанию.
1. Выдвинул гипотезу о том, что Земля движется вокруг Солнца: а) Н.Коперник; б) Аль- Фараби; в) Ч.Дарвин. 2. Первый изобрёл телескоп: а) Леонардо да Винче; б) Г. Галилей; в) К. Линней. 3. Естественные науки: а) физика, химия, математики; б) астрономия, биология, история; в) экология, литература, русский язык. 4. Расстояние узнают с помощью: а) измерения; б) наблюдения; в) опыта. 
5. Здание для астрономических наблюдений: а) медресе; б) школа; в) обсерватория. 6. Тела, находящиеся вне пределов Земли: а) космические; б) небесные; в) физические. 7. Изменения, происходящие в природе: а) смена; б) явления; в) наблюдения. 8. главный источник энергии на Земле: а) Солнце; б) Луна; в) Звезда. 
9. Что составляет совокупность галактик? а) Вселенная; б) «Млечный путь»; 
в) Космос. 10. Самая маленькая и близкая к Солнцу планета: а) Земля; б) Венера; в) Меркурий. 
Взаимопроверка.
3. Групповая работа. Деление на группы. Дети берут понравившуюся ракету, прикрепленную к доске. На ракете есть специальный шифр, но дети думают это номер ракеты. Например: сумма 12 получается при сложении 291,453, 615, 831 и тем самым сумма 15 получается при сложении 924, 348, 663, 519 и т.д.
Учитель: Я вижу, что все готовы к путешествию. (Звучит музыка взлет ракеты). Итак, мы с вами в открытом космосе. Начнём наше путешествие с самой далекой планете солнечной системы. Итак, мы взяли курс на Нептун. (Заранее на магнитной доске прикреплены планеты солнечной системы или плакат солнечная система)
Чтобы преодолеть эту планету и отправиться дальше, нам необходимо ответить на вопросы, касающиеся пройдённой темы.
Вопросы команде № 1:
1. Звёзды – это … (раскаленные огненные шары или солнца).
2. Невооружённым взглядом на небе видно около …(3000 звёзд).
3. Солнце и планеты образуют … (Солнечную систему).
4. Что ещё входит в состав Солнечной системы? (малые планеты, кометы, метеорные тела)
5. Назовите самую ближайшую к солнцу планету. (Меркурий)
6. Какая планета дальше всего о Солнца? (Плутон)
Вопросы команде № 2:
1. Вокруг солнца вращается … (8 планет).
2. Спутник Земли … (Луна).
3. Планеты – это … (небесные тела).
4. Луна сама светится или отражает солнечный свет? (Отражает)
5. Какая планета самая большая в Солнечной системе? (Юпитер)
6. Какая планета самая маленькая в Солнечной системе? (Меркурий)
Учитель: Молодцы все справились с заданием. Но, наше путешествие продолжается. Итак, преодолев Планету, Нептун мы очутились на другой следующей планете. Дети сами называют планету – Уран. Ребята чтоб отправиться дальше, нам нужно разгадать загадки о космосе.
Загадки:        
Звёзды, астероиды, кометы,
Метеоры, спутники, планеты,
Необъятность взглядом бесконечность,
Мрак, величие, тайны, вечность.
                                                (Космос)
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька.     (Луна)
В небе виден желтый круг
И лучи , как нити.
Вертеться Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый – знаю, то не круг, а шар,
Сильно раскаленный (солнце)
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет (Юпитер)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин (Сатурн)
В небе Я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка. Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара (Венера)
Вот планетам младший брат ,По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален (Меркурий)
В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд (комета).
Учитель: Молодцы все справились с заданием. Следующий наш маршрут Сатурн. Задание группам. Расставьте планеты солнечной системы по порядку.
«Построй модель Солнечной системы»
Земля, Венера, Уран, Марс, Нептун. Юпитер, Меркурий, Сатурн, Солнце.
Учитель: и вы снова все справились с заданием. Наше путешествие продолжается дальше мы оказались на планете Юпитер.
Физминутка.
Учитель: ну немного мы расслабились на этой планете. И снова в путь. Мы приближаемся к красной планете – Марс.
Откройте параграф 6 на странице 41
Задание 1 команде изучить вопрос: Как исследовался космос, и защитить это на плакате.
Задание 2 группе изучит вопрос: Экология космоса, и защитить на плакате.
Молодцы! И наконец, мы с вами вернулись домой с хорошими оценками, с позитивным настроением и со знанием новой темы.
На планете Земля провести рефлексию.
4. Итог урока. Рефлексия:
Школьникам предлагается небольшая анкета, ответ подчеркнуть:
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
5. Домашнее задание. Параграф 6 страница 41-47
Лист оценивания на группу
Ф.И.ученика 1 Ф.И.ученика 2 Ф.И.ученика 3 Ф.И.ученика 4
Тест (макс 10 бал) Вопросы команде (макс 6 бал) Загадки (макс 4 бал) Модель Солнечной системы (макс 8 бал) Защита плаката (макс 5 бал) Общий бал 33-31б оценка «5»
30-25 б оценка «4»
24-17 б оценка «3»
Менее 17 б оценка «2» Приложение
«Построй модель Солнечной системы»
Задание: Расставьте планеты солнечной системы по порядку.
Земля, Венера, Уран, Марс, Нептун. Юпитер, Меркурий, Сатурн, Солнце.
1._________________________
2._________________________
3._________________________
4._________________________
5._________________________
6._________________________
7._________________________
8._________________________
«Построй модель Солнечной системы»
Задание: Расставьте планеты солнечной системы по порядку.
Земля, Венера, Уран, Марс, Нептун. Юпитер, Меркурий, Сатурн, Солнце.
1._____________________
2.______________________
3.______________________
4._______________________
5._______________________
6._______________________
7._______________________
8.________________________