Проект по литературному чтению «Истоки сюжета сказок о спящей или мертвой царевне известных писателей»


Западное управление министерства образования и науки Самарской области
окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер»
Секция «Литература»
Информационно – исследовательский проект
«Истоки сюжета сказок о спящей или мертвой царевне известных писателей»
Выполнили: учащиеся 3 в класса
ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
Костяев Даниил,
Кретова Екатерина
Руководитель работы:
Алексеева Галина Александровна
учитель начальных классов
Сызрань 2014 г.
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………. 3
2. Основная часть…………………………………………………………….….. 4 -
2.1. Изучение истории создания мировых сказок……………………………… 4 - 6
2.2. Анкетирование………………………………………………………………. 7
2.3. Изучение находок в разных уголках планеты Земля……………………… 8 - 9
3. Выводы………………………………………………………………………… 10
4. Список используемых источников…………………………………………… 11
5. Приложение……………………………………………………………………… 12- 28
1. Введение
Детям часто читают сказки А.С.Пушкина « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», сказки братьев Гримм « Спящая царевна» и « Белоснежка», Ш.Перро « Спящая красавица». Опрашивая учащихся третьих классов, мы убедились, что дети в большинстве знают, кто из авторов, какую сказку написал и неплохо разбираются в сюжете.
Цель: изучить научную и художественную литературу и узнать, что или кто послужил материалом для создания сюжета сказки А.С.Пушкина « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», братьев Гримм « Спящая царевна» и « Белоснежка», Ш.Перро « Спящая красавица».
Гипотеза исследования:
Предположим, что сюжет сказок был взят писателями в устном народном творчестве, а народ рассказывал в сказке о реальной спящей в ларце девушке, уснувшей задолго до появления человека и его потомков на планете Земля.
Задачи:
Сравнить сюжеты сказок трех известных авторов ( Ш. Перро, братьев Гримм, А.С. Пушкина);
Изучить историю написания данных сказок;
Провести анкетирование на знание сюжета сказок среди учащихся третьих классов;
Подтвердить или опровергнуть гипотезу, что народ почерпнул сюжеты для сказки в глубокой древности, и сюжет уходит корнями на пять миллионов лет назад;
Проверить из разных источников ( газет и сеть ИНТЕНЕТ) правдивость сюжета передачи « Тайны мира» на канале РЕН ТВ о находке в Кемеровском районе саркофага с Тисульской принцессой и разных других артефактов
2. Основная часть.
2.1. Изучение истории создания мировых сказок.
Образ вечно юной девы в летаргическом сне, ожидающей возлюбленного, оказался настолько привлекателен, что постоянно кочевал по мировой литературе в разных обличьях. Достаточно вспомнить сказку "Белоснежка", "Спящую царевну" братьев Гримм, "Мертвую царевну и семь богатырей" А. Пушкина, « Спящую царевну» В..А.Жуковского, « Спящую красавицу» Ш.Перро. Например, между Пушкиным и Жуковским было заключено шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. Так что это шутливое соревнование послужило стимулом к написанию сказок. В результате появились «Спящая царевна» Жуковского и «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Как считалось, Пушкин написал поэму со слов своей няни Арины Родионовны, именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки. Он закончил «Сказку о мертвой царевне» в 1833 году. Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского 1831год, который опирался на записи европейских сказок.
И все же сюжет этих сказок сильно перекликается с сюжетами сказок народов Европы. Братья Гримм написали сказку о Белоснежке в 1812 году, основываясь, как считается, на древней немецкой легенде. Если посмотреть - то промежуток между годами не велик! 1833 - 1812. Всего 21 год. Сказка « Спящая царевна» (Dornröschen дословно с немецкого переводится Шиповничек), была также написана Гримм в начале 18 века и вместе со сказкой « Белоснежка» вышла в свет в большом сборнике.
А вот Шарлю Перро поведала сказку «Спящая Красавица»  некая «старая Мария». Сказку « Спящая красавица» Перро опубликовал в 1697 году, гораздо раньше остальных. Его сказку мы изучили подробнее. Во – первых, в оригинале сказка названа у Перро по-другому – "Красавица в спящем лесу" – что точнее передает ее волшебную атмосферу. Во-вторых, влюбленной паре после пробуждения красавицы предстоит еще нелегкое испытание в виде свекрови-людоедки, желающей закусить внучатами. В третьих, король и королева, царствуют, продолжают бодрствовать, хотя до пробуждения дочери, естественно, не доживают. Если в сказке все заканчивается поцелуем или после укола принцессы засыпают все жители королевства – то у вас в руках вариант братьев Гримм.
Но и Перро был не первым. Истоки сюжета "Спящей красавицы" теряются в глубинах Средневековья. Одна из древнейших обработок принадлежит итальянцу Джамбаттисте Базиле, опубликовавшем в 1636 году один из первых в мире сборник сказок "Пентамерон». Героиню у Базиле зовут Талия. Сказка была бы непонятна детям, да страшновата. "Облагородил" сказку Шарль Перро.
Сравним важные моменты сказок:
Семь гномов.Семь богатырей.
Волшебное число 3: три капли крови в снегу рядом с темным эбеновым деревом — картина для проявления особенной красоты Белоснежки в сказке; волшебное зеркало, пояс и гребень; контрастирующие цвета: чёрный, красный и белый, кровь и снег;
3 обращения к силам природы.
Принц случайно находит Белоснежку.Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну.
Жестокий финал: мачеху убивают.Мягкий исход: мачеха умирает от тоски, злости и зависти.
Сказка написана в прозе.
У Пушкина и Жуковского написана красивым литературным языком, в стихах.
И во всех вариантах — хрустальный гроб. В гробу — мертвая, но нетленная красавица: кажется, будто она спит.
Сходство между 5 сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким, французским и итальянским вариантом сказки. Как же не зная всех тонкостей, дети различают автора и сюжет? Мы решили обратиться к одноклассникам.
2.2. Анкетирование.
На этом мы не закончили работу со сказками. Мы провели анкетирование в параллели 3 классов и выяснили, что сказка Пушкина по знанию сюжета набрала 100 баллов, сказка Перро – 65 баллов, а сказка Гримм – 60 баллов. Приложение 1.
Значит, родную русскую литературу ученики третьих классов знают лучше и читают с удовольствием. Теперь нам осталось выяснить, откуда сама Арина Родионовна узнала про спящую царевну, если была неграмотной. Заглянем еще глубже в историю земли русской.
2.3. Изучение находок в разных уголках планеты Земля .
Чем серьёзнее начинаешь изучать историю, тем больше убеждаешься, что от нас пытаются скрыть нечто очень важное, необходимое для выживания. Мы хотим опровергнуть слова иностранцев, что наша история насчитывает немногим больше 1000 лет, что у нас всё заимствованное, даже русский язык. Нет, наша страна вынуждена доказывать, что ее литература, язык и культура гораздо древнее и, возможно даже внеземного происхождения.
И вот Земля начинает отдавать свои тайны, которые описаны в наших русских сказках. Уже давно ученым известно о некоторых ископаемых предметах, которые не поддаются классификации. Более того, само наличие этих предметов заставляет усомниться в том, что время появления на Земле человека установлено правильно.Одним из интересных фактов, является  «Тисульская находка» - удивительный артефакт, найденный в Тисульском районе Кемеровской области в 1969 году. Об этой находке написал Олег Кулишкин в 124 номере газеты «Аркаим» .
Приложение 2.
Мы изучили размещенную статью в сети Интернет, посмотрели фильм, показанный по каналу Рен ТВ в феврале 2014 года и предлагаем вам нашу версию того, что в устном народном творчестве нашей страны было изложена не выдумка, а действительность. Приятно читать, что у женщины европейские черты лица, широко раскрытые голубые глаза, а также русые волосы, т.е. генетический анализ тела из мраморного саркофага показал ее 100 процентную однотипность с современным русским человеком.
Мы предлагаем вашему вниманию фильм, который мы сделали с папой.
Фильм
Ларец нашли горнорабочие в 1969 году и подняли на поверхность. Чтобы открыть, долбили по краям окаменевшую от времени замазку. Крышка ларца была подогнана идеально точно. Открытие стало шоком для присутствующих. Ларец оказался гробом, до краёв наполненным розово-голубой кристальной чистоты жидкостью, а под ней лежала высокая (около 180 см) стройная, необычной красоты женщина. Густые тёмно-русые с рыжеватым отливом локоны до пояса слегка покрывали покоящиеся вдоль туловища нежные белые руки с короткими, аккуратно постриженными ногтями. Одета она была в белоснежное кружевное прозрачное платье длиной чуть ниже колен, с короткими рукавами. Казалось, женщина не мёртвая, а спит. У изголовья — чёрная, прямоугольная, закруглённая с одного края, металлическая коробочка размером примерно 25 на 10 см.  Гроб стоял открытым для всеобщего обозрения примерно с 10 до 15 часов. Потом его понесли в вертолёт, но ноша оказалась слишком тяжела, и решили удалить жидкость. Тогда труп прямо на глазах начал чернеть. Жидкость снова залили, и чернота быстро исчезла. Спустя минуту на щеках женщины уже играл румянец, и тело приобрело прежний вид.
Гроб закрыли и увезли в Новосибирск. Выяснили, что возраст захоронения около 500 миллионов лет. Женщина похоронена в каменноугольный период палеозойской эры за миллионы лет до появления динозавров, незадолго до образования на планете каменного угля. Сначала гроб стоял в деревянном склепе среди глубокой чащи леса. Со временем склеп врос в землю, разрушился и без доступа кислорода в течение многих лет превратился в целый пласт угля. Установлено, что уровень цивилизации, к которой принадлежала женщина, превышает все известные до сих пор. Даже ткань, из которой изготовлено платье «царевны», не поддаётся научному анализу. Не удалось пока определить и состав жидкости, понятны только некоторые её компоненты ( это древнейшие разновидности лука и чеснока). Через два года в Ржавчике были найдены, отрыты и вывезены еще 2 саркофага, где находились мужчина и женщина. Также есть записи очевидцев, которые наблюдали НЛО в стороне Ржавчика. Объект был абсолютно беззвучен. Затем в трёх точках возникло временное свечение, которое потом повторилось, но уже ближе, примерно в 4-х километрах от Тисуля.
Но мы не остановились на одном факте, доказывающем первородность русской нации. К артефактам можно отнести саркофаг с мумией внутри, выставленный в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. И хотя он найден на Алтае ( Алтайская мумия принцессы) и ему якобы 2500 лет, ученые сделали вывод, что женщина не принадлежит к монголоидной расе и не может относиться к скифской народности.
Приложение 3.
Остальные находки тоже достойны внимания, вот только их возраст не такой древний, как в Кемеровской области.
Также мы узнали, что во время правления папы Павла 3 ( 1534 – 1549) в Риме на Аппиевой дороге была открыта гробница дочери Цицерона ( римского деятеля). Так вот тело девушки тоже плавало в прозрачной жидкости и сохранилось прекрасно. Казалось, что она спит, несмотря на то, что прошло 15 веков.
Приложение 4.
Мы отыскали данные, что есть и мужской эталон древних предков арий и славян. Он был найден в Иране и назван Яромиром. Но там в отличии от женской истории, имеется целая серия фотографий и видеосюжетов этой находки, где изображен прекрасный мужчина славянской внешности, огромного роста и великолепного сложения. Его могила была исписана предупреждениями о том, что не следует тревожить это захоронение. Но они потревожены и разграблены, что является огромной утратой для всех славянских народов. 
Приложение5.
Мы не знаем достоверно, знал ли народ Италии или Франции о спрятанных саркофагах, так как на территории их стран находок пока не было, возможно их там и нет. Но каким-то образом история дошла до братьев Гримм и Шарля Перро.
Значит, если Пушкину сюжет сказки рассказала няня Арина Родионовна, можно сделать вывод:
Народ знал о существовании саркофагов и спящих телах, хотя время их появления до конца не установлено, возможно, когда ни человека, ни его потомков на планете Земля еще не было. Знал и изложил это в сказках и легендах. И вполне возможно, если исходить из находок на территории России, наш народ является древнейшим, надо только очень хорошо изучить свою историю, не умалчивая, не пытаясь скрыть важное, возможно, необходимое для выживания человечества.
3.Выводы.
Изучив научную и художественную литературу, мы узнали, что послужило материалом для создания сюжета сказки А.С.Пушкина « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», братьев Гримм « Спящая царевна» и « Белоснежка», Ш.Перро « Спящая красавица». Сюжет сказок был взят из устного народного творчества. Народ изложил историю о спрятанных много миллионов лет назад саркофагах и спящих в них людях с европейскими чертами лица, исходя из реальных находок. Эти находки были найдены, в основном, на территории России (Тисульская и Алтайская принцесса) примерный возраст находки – около 500 миллионов и 2500 лет, в Италии ( дочь Цицерона) возраст – 1500 лет, в Иране ( Яромир) возраст - 12 000 лет.
4. Список литературы.
Чудинов В.А. Золотая маска Рода из Греции. Сайт http://runitsa.ru/publications/publication_579.phpЧудинов В.А. Синайский сюжет на фоне ландшафта. Сайт http://chudinov.ru/sinayskiy-syuzhet-na-fone-landshafta/3/Левашова Светлана. Откровение. Детство.- СПб, Митраков, 2011. - том 2. - 400 с., ил."
http://planeta.moy.su/blog/tisulskaja_princessa_video/2013-04-05-48158#ixzz2vvq6TMG3Зуева Т.В. Сказки Пушкина.-М., 1989
Львова С.И. Уроки словесности 5=9 классы. -3-е изд., стереотип. И.:Дрофа,2000
Пушкин А.С. Сказки.-М., 1990
Гримм Я., Гримм В. Полное собрание сказок и легенд в одном томе. / Перевод с нем. П. Полевого и К. Савельева. — М.: Альфа-книга, 2010. — (В тексте помещены рисунки немецких художников Ф. Грот-Иоганна и Р. Лейнвебера).
Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.:1989. С.300-307.
5.Приложение.