План конспект открытого урока на тему Устройство автомобилей изученных марок (11 класс)

План конспект открытого урока

Дата проведения: 21.02.17
Место проведения: гараж, ЛПЗ №13
Время проведения: 1300-1435
Необходимые инвентарь: слесарный инструмент, учебные приспособления, плакаты

Тема урока:
Устройство автомобилей изученных марок

Цель урока:
Практическое применение теоретических знаний при ремонте автомобиля
Регулировка передней ступицы автомобиля ЗИЛ 45-02
Теоретические вопросы по устройству автомобиля

Ход урока:
Организационный момент – 5 мин
Изложение последовательного выполнения практического задания
Вопросы техники безопасности
Подготовка рабочего места
Подбор необходимого слесарного инструмента
Выполнение технического задания
Окончание работ
Время на выполнения – 25 мин

Изложение теоретического материала по системам автомобиля
Система охлаждения ДВС
Система зажигания ДВС
Детали входящие в систему зажигания
Устройство КШМ, ГРМ
Время выполнения – 15 мин

Поведение итогов:
Разбор ошибок, недочетов – 5 мин












План урока:
Тема урока: Практическое занятие по регулировке подшипников ступиц, передних колес автомобиля ЗИЛ 45-02.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Сформировать у учащихся мотивацию к выполнению практического занятия. Регулировка подшипников ступицы, передних колес ЗИЛ 45-02.
Задачи:
Образовательные: 1. Знать устройство автомобиля, особенности устройства подвески легкового автомобиля, переднего моста грузового автомобиля.
2. Знание технологической карты проведения регулировочных работ ступиц автомобиля.
3. Знать и выполнять правила техники безопасности при выполнении практического задания.
Воспитательные: 1. Формирование у учащихся жизненно необходимых качеств, ответственности, внимательности, коллективизма.
2. Формирование личности в повышенной мотивацией к изучению предмета.
Развивающие: 1. Формирование у учащихся положительных методов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы, активности.
Методические приемы (организационные, логические, технические)
Время занятия: 3,5 часа Место: учебная аудитория, ремонтная зона гаража
Вид: групповой Метод проведения: объяснительный







Учебно-материальное обеспечение: видеопроектор, слайды, технологические карты.
Межпредметные связи: техника безопасности, пром.безопасность, экология, пром.санитария.
Литература для проведения: 1. Грузовые автомобили «Конструкция и работа механизмов, систем и агрегатов основных моделей автомобилей. Автор Родичев В.А.
2. Плеханов А.П. «Учебное пособие по устройству автомобиля»
3. Агафанов А.П. «Устройство легкового автомобиля»
Содержание учебного материала:
1. Этап организации учащихся -
2 минуты
А) приветствие.
Б) выявление отсутствующих выявление отсутствующих учеников.
В) проверки домашнего задания
(2-3 минуты) Во время проверки тетрадей проверяется наличие конспектов.
Работа с дидактическим материалом: Работа по карточкам, плакатам
Работа ДВС, механизмы; системы ДВС

Этап подготовки к изучение Тема: устройство и назначение переднего
нового материала: моста, подвески автомобиля
Объявить тему занятий и цели урока
Вопросы для актуализации знаний:
А) назначение передних мостов
Б) в чем разница этих устройств





Этап: Изучения нового материала (40 минут)
Изложение материала ведется
в следующей последовательности:
1.Назначение агрегатов в автомобилях
переднего моста, подвесок.
2. Устройство и принцип работы.
3. Регулировки подшипников ступиц
А) Грузовых автомобилей
Б) Легковых автомобилей
4. Выполнение работ по регулировке с
требованиями правил техники
безопасности.
5. Назначение и название каждой
изучаемой детали.


Этап: Закрепление полученных
данных (10 минут)
1. Рассказать о назначении узлов
переднего моста, подвески
2. Устройство этих узлов.
3. Выполнение регулировочных работ.
Этап: Обсуждение домашнего
задания (5 минут)
Самостоятельно изучать устройства,
назначение узлов

Этап: Подведение итогов
урока (10 минут)
Ответы на вопросы учеников,
Подведение итогов, высказывание
мнений о проведении занятий, о
достижении целей занятий.



Меры предосторожности при техническом обслуживании автомобиля (регулировка подшипников передней ступицы автомобилей)
1. Получение задания от руководителя проведения занятий.
2. Автомобиль устанавливается на ровной площадке.
3. Под колеса устанавливаются противооткатные упоры.
4. На руль вывешивается табличка «не заводить, работают люди»
5. Автомобиль фиксируется ручным тормозом.
6. Проверить исправность подъемного механизма – домкрата.
7. Проверить исправность страхующего козелка.
8. Проверить исправность рабочего инструмента.
9. Рабочий (ученик) должен быть одет в рабочую спецодежду.





Последовательность выполнения упражнения. Проверка люфта и регулировка ступиц передних колес.
1. Поднять одну сторону передней оси до свободного вращения колеса, установить страхующий козелок, снять колпак ступицы, расшплинтовать регулировочную гайку или отвернуть контргайку, отвернуть гайку крепления подшипников и снять ступицу.
2. Промыть ступицу и подшипники, заложить в подшипники свежую смазку и установить все снятые детали на него в обратной последовательности.
3. Затянуть регулировочную гайку до тугого вращения колеса, а затем отвернуть до свободного (1\8 оборота).
4. Зашплинтовать регулировочную гайку или закрепить, заменить смазку в колпаке ступицы и установить колпак на место.
5. Опустить поднятое заднее колесо.
6. Убрать страхующий козелок.



Регулирование подшипников передних колес это регулирование зазора в подшипниках передних колес, которое выполняют на всех автомобилях следующим образом. Надо приподнять колесо над землей с помощью домкрата и покачивать его в направлении, перпендикулярном плоскости вращения. Обнаружив повышенный зазор в подшипниках, их регулируют. Для этого отвертывают болты и снимают колпак, предварительно очистив его от грязи. Расшплинтовывают гайку оси цапфы и завертывают ее до появления повышенного сопротивления вращению колеса. Затем отвертывают гайку до совпадения прорези в ней с отверстием под шплинт в оси и зашплинтовывают. Проверяют легкость вращения колеса, закрепляют колпак и опускают колесо, освободив домкрат.

ПОДВЕСКА
§ 1. Передний мост и подвеска
Подвеска это система устройств для упругой связи остова автомобиля с его колесами; подвеска смягчает удары от неровностей дороги (почвы).
От конструкции и состояния подвески зависит плавность движения машины, которая влияет на производительность труда водителя и долговечность крепежных деталей. Нагрузки, действующие между опорной поверхностью и рамой, воспринимают передний и задний мосты.




Передний управляемый мост. Данная конструкция представляет собой балку 4 (рис. 103) с установленными по обоим ее концам поворотными цапфами 7.
Балки грузовых автомобилей изготовляют из кованой стали в виде двутавра с отогнутыми вверх концами. Выгнутая вниз средняя часть балки дает возможность более низко установить двигатель. На концах балки расположены бобышки с проушинами, в которые вставлены шкворни 14, соединяющие балку с поворотными цапфами колес. Чтобы облегчить поворот колес, между проушиной цапфы и бобышками помещен опорный шариковый подшипник 6. На оси цапфы в двух конических роликовых подшипниках установлена ступица 8 переднего управляемого колеса. Регулировочной гайкой 9 можно регулировать затяжку подшипников во время эксплуатации.
Шкворень 14 неподвижно закреплен в бобышке балки клиновым болтом 3. Поворотная цапфа установлена на шкворне в бронзовых втулках 1, запрессованных в отверстия ее проушин. Поворотные рычаги 16 вставлены в конические отверстия проушин цапфы и закреплены гайками.
Осевой зазор между поворотной цапфой и балкой регулируют прокладками 2. К поворотной цапфе болтами прикреплен щит тормозного барабана 13. Этот щит опора колесного тормозного механизма.
Для крепления рессор на балке 3 (рис. 104, а) выполнены площадки. Верхняя часть поворотных цапф 7 соединена через поворотный рычаг 1 с рулевым механизмом, а нижняя часть через рычаг 5 рулевой тяги с поперечной рулевой тягой 11 (рис. 104, б).
Для облегчения управления автомобилем и сохранности шин управляемые колеса должны иметь определенные углы установки.
Угол
· продольного наклона шкворня (рис. 104, в) измеряют между вертикалью и осью шкворня, верхняя часть которого отклонена назад. Такой наклон обеспечивает устойчивость управляемых колес при прямолинейном движении, поскольку при незначительном повороте колес появляется стабилизирующий момент, стремящийся возвратить колесо в плоскость его качения. Это повышает устойчивость траекторного управления автомобилем.
Угол
· поперечного наклона шкворня (рис. 104, г) измеряют между вертикалью и осью шкворня, верхняя часть которого отклонена внутрь. Такой наклон также способствует стабилизации устойчивости колес, особенно при небольших скоростях. При повороте колеса благодаря поперечному наклону шкворня происходит небольшой подъем передней части машины. Масса поднятой части стремится вернуть колесо после поворота в положение прямолинейного движения.

Угол
· развала колес угол между вертикальной плоскостью и плоскостью переднего колеса, наклоненного в наружную сторону. Этот угол влияет на устойчивость управляемых колес при больших углах их поворота на низких скоростях.
Углы наклона шкворня в пределах а = 1 ...3°, (3 = 1 ...8° и угол развала колес в пределах
· 1 ...4° не регулируются.
Схождение колес (см. рис. 104, б) необходимо для того, чтобы обеспечить их параллельное качение. Сила сопротивления качению, возникающая при движении машины, стремится повернуть колесо наружу. При этом выбираются зазоры в подшипниках и оба колеса катятся параллельно один другому без бокового проскальзывания, что уменьшает износ шин. Колеса машины располагают так, чтобы расстояние Б между шинами впереди было несколько меньше, чем расстояние В сзади. Схождение колес устанавливают при техническом обслуживании в пределах 0... 8 мм при помощи рулевых тяг.
Передняя подвеска. Эта подвеска осуществлена на продольных полуэллиптических рессорах 12 (рис. 105). Дополнительно к рессорам она снабжена гидравлическими амортизаторами 4.
Крепление рессор к раме выполнено на резиновых подушках 8. В передние кронштейны рессор в специальные гнезда дополнительно установлены упорные резиновые подушки 13, воспринимающие усилия, направленные вдоль автомобиля и препятствующие перемещению рессор вперед. Перемещение при прогибах рессор происходит за счет смещения задних концов рессор. Прогибы рессор ограничивают резиновые буферы 9. Подобным образом выполнена передняя подвеска и на других автомобилях.









При изложении вопросов использованной литературы, методические пособия, технологические карты и видеоматериалы.

При освещении изучаемого материала особенно обратить внимание на выполнение регулировочных работ подшипников, ступиц колес, с учетом техники безопасности.

При изучении материала использовать плакаты с названиями деталей агрегатов



Рис. 103. Передний мост автомобиля ЗИЛ:
1 втулка шкворня; 2 регулировочные прокладки; 3 клиновой болт; 4 балка моста; 5 поперечная рулевая тяга; 6 опорный подшипник; 7 поворотная цапфа; 8 ступица колеса; 9 регулировочная гайка; 10 контргайка; 11 замочная и стопорная шайбы; 12 конический подшипник; 13 тормозной барабан; 14 шкворень; 15 продольная рулевая тяга; 16 поворотный рычаг


б в г
Рис. 104. Передний мост автомобиля ГАЗ: а устройство; б схождение колес; в, г схемы соответственно продольного и поперечного наклона шкворня; 1 поворотный рычаг; 2 шкворень; 3 балка; 4 штифт; 5 рычаг рулевой тяги; 6 упорный подшипник; 7 поворотная цапфа; 8 втулка; 9 регулировочная гайка; 10 масленка; 11 поперечная рулевая тяга; А посадочные места конических подшипников; Б и В расстояния между шинами соответственно впереди и сзади; а угол продольного наклона шкворня; р угол поперечного наклона шкворня; у угол развала колес



Рисунок 115