ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ЛОГИКА»



Разработки занятий кружка «Логика»

На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Чаще всего предлагаемые логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.


Занятие 1.
Занимательные вопросы.
Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше?
Математические фокусы.
Как из пяти спичек получить восемь, не ломая их?
Загадки.
Прибежит Маленькая
И солнце спрячет, Аленькая,
А потом ещё заплачет... В лес позвала,
А сама спряталась.
Задачи на смекалку.
Я провёл у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а моя сестра в ту же неделю – среду, четверг, пятницу и субботу. Сколько всего дней гостили мы у бабушки? (6 дней.)
Ребусы.
ВИ 3 НА 100 Л ПРО 100 Р
Задача-смекалка.
Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное? (10 – 9 =1)
Сколько получится, если из числа, выраженного тремя единицами второго разряда, вычесть число, выраженное пятью единицами первого разряда? (30 – 5 = 25)
Задача-шутка.
Что тяжелее – килограмм ваты или килограмм железа?
Два отца и два сына съели 3 апельсина. Поскольку апельсинов съел каждый из них? (По одному.)
Решение логической задачи.
На доске написаны слова цветными мелками:
рыболов карета
книга
Красное слово левее синего, синее – выше зелёного. Какое из слов красного цвета?(Рыболов.)
Математическая загадка.
Марина и Оля – сёстры. Марина сказала, что у неё 2 брата, и Оля сказала, что у неё тоже 2 брата. Сколько детей в семье Марины и Оли?(4)
Логический вопрос.
В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться?
Задача на сообразительность.
В двух корзинах лежало по одинаковому количеству яблок. Из первой корзины переложили во вторую 10 яблок. На сколько больше стало яблок во второй корзине, чем в первой?(На 20.)



Занятие 2.
Занимательная задача.
Расставьте в комнате 7 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула.
Числовой треугольник.
В кружках этого треугольника расставьте все 9 значащих цифр так, чтобы сумма из на каждой стороне составляла 20.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Загадки.
Очень любят дети Вот какое полотно -
Холодок в пакете. Всё дырявое оно,
Холодок, холодок, Рыбы в нём
Дай лизнуть тебя разок! Полным-полно.
Магический квадрат.
7
17



9




11





Математический лабиринт.
Какой круг лишний? Проследите за изменением чисел и найдите круг, в котором это изменение не такое, как в других.




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Занимательная геометрия.
Начерти в тетради квадрат. Сдвинь эту фигуру на четыре клеточки: а)вправо; б) влево.

Вставьте числа: ((( - (( = 1
Занятие 3.
Занимательный вопрос.
Вера и Катя пекли пирожки: кто-то из них – с капустой, кто-то – яйцом. У Кати не было пирожков с яйцом. Кто пёк пирожки с капустой?
Математические фокусы.
Как из восьми спичек получить три?
Загадки.
Его держу за поводок, Стоит на крыше
Хотя он вовсе не щенок. Верхолаз,
А он сорвался с поводка И ловит новости
И улетел под облака. Для нас.

Лето целое старалась – Вот так чудо! Вот так чудо!
Одевалась, одевалась... Сверху блюдо, снизу блюдо,
А как осень подошла Ходит чудо по дороге,
Нам одёжки отдала. Голова торчит да ноги.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
Ребусы.
ПИ 100 ЛЕТ С 3 Ж Р 1 А ПРО 100 Р
100 Й 3,, БАТОН ТЕ 100 ЛИ 100 К СВИ 100 К
Задача-смекалка.
Используя две карточки с цифрами 1 и 7 , изобразите наименьшее и наибольшее двузначное число.
Какое наименьшее число одинаковых палочек надо взять, чтобы с помощью их составит 3 квадрата?(10)
Задача-шутка.
*Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу?
*Мой приятель шёл,
Пятак нашёл.
Двое пойдём,
Сколько найдём?
Решение логических задач.
Расставьте 8 стульев у четырёх стен так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.
Нина живёт на пятом этаже, а Катя – на восьмом. Петя и Коля живу ниже Кати, но выше Нины. Петя живёт ниже Коли. На каких этажах живут Петя и Коля?
Из 17 роз, 8 васильков и 9 ромашек составлен букет из 20 цветов. Есть ли в этом букете розы? (Есть, так как васильков и ромашек всего 17, а в букете 20 цветов.)

Произнесите наоборот: лес бор вата шея крот рука двор скала

Занятие 4.
Задачи-шутки.
1. В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться?
6 картофелин сварилось в кастрюле за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина?
Математическая загадка.
Марина и Оля – сёстры. Марина сказала, что у неё 2 брата, и Оля сказала, что у неё тоже 2 брата. Сколько детей в семье Марины и Оли?(4)
Задача-шутка.
*Пара лошадей пробежала 20 км. По сколько км пробежала каждая лошадь?
*7 воробьишек спустились на грядки,
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик-хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки!
Сколько теперь их осталось на грядке?
Задача-смекалка.
На сколько единиц больше наибольшее двузначное число, чем наибольшее однозначное число?
Сколько получится, если сложить наибольшее двузначное число и наименьшее однозначное?
Ребусы.
6 , Э 100 НИЯ РАС 100 ЯНИЕ
3 ТОН ВО 100 К КОС .
Занимательные вопросы.
На одной странице нарисованы туфли и ботинки, на другой – сапоги и кепка. Что из нарисованного на второй странице не подходит к первой?
Даша и Инна читали: кто-то из них книгу, кто-то – журнал. Даша читала книгу. Кто не читал журнал?
Математические фокусы.
Задумайте число от 1 до 10. прибавьте к нему 1, ещё 1, ещё 1. отнимите 1, ещё 1, прибавьте 1. Скажите результат, а я скажу, сколько вы задумали.
Занимательная задача.
Из 10 одинаковых палочек сложите 3 одинаковых квадрата.



Загадка.
Без расчёски причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

Какое слово лишнее? Санкт-Петербург Витебск Москва
Занятие 5.
Магические квадраты.
1
11


9



7







Продолжи узор.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Занимательная геометрия.
Начерти в тетради треугольник. Сдвинь эту фигуру на три клеточки:
а) вправо; б) влево.
Занимательная рамка.

1
9
17

2
10
18

3
11


Математическая викторина.
Если Захар ростом не выше Олега, то какого он может быть роста по сравнению с Олегом.
Двое играли в шашки. Через некоторое время на доске осталось 5 шашек. Остались ли на доске 3 шашки одного цвета?
Используя цифры 0, 3, 6, 9, написать наибольшее и наименьшее четырёхзначные числа.
Продолжи ряд
46 10
69 12
812 14
Числовая головоломка.
Сравни ряды чисел.
6 10 14 18
5 9 13 17
3 5 7 9
7 11 15 19
Занимательная задача.
Шестиметровое бревно надо распилить на части, длиной по 1 метру. На отпиливание одной части тратится 2 минуты. За какое время будет распилено бревно?(10 минут)
Какое слово лишнее и почему? Диван, стол, кресло, стул.
Ель, сосна, липа, кедр.
Окунь, щука, дельфин, акула.

Занятие 6.
Занимательная задача.
Как по двум прямым линиям разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 одинаковых квадрата?
Логические вопросы.
1. В субботу, устав от занятий в школе, Костя лёг спать в 9 часов вечера. Чтобы на следующий день не вставать рано, но и не спать слишком долго, он завёл будильник на 11 часов. Сколько всего часов он проспит, прежде чем его разбудит будильник?
2. Сколько концов у двух палок?
3. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии 1м друг от друга. Вся линейка растянулась на 25м. сколько было учеников?(26)
Занимательные вопросы.
На одной странице нарисованы туфли и ботинки, на другой – сапоги и кепка. Что из нарисованного на второй странице не подходит к первой?
Даша и Инна читали: кто-то из них книгу, кто-то – журнал. Даша читала книгу. Кто не читал журнал?
Ребусы.
100 Й ООО 5, НО ,ЛА 100 ЧКА
ПО100 ВОЙ ОС ЕЕЕ
100 ЛЕТИЕ 6, ВИЕ КО ,3 ДОР
Задача-смекалка.
*Назови двузначное число, в котором число десятков на 9 больше числа единиц.
*В пределах двадцати назовите число, в котором число единиц на 7 больше, чем число десятков.
*Даны ряды чисел:
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
Сумма первого вертикального ряда 55. быстро найдите суммы остальных четырёх вертикальных рядов.
Задача-шутка.
На берёзе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.
- У тебя, - говорит первая ворона, - лапки в грязи.
- А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.
- Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны.)
Вставь буквы: _ _ ка
_ _ ка

5

8

3

9

1

2

6

7

4

2 16

4 8

4 28

12 20

7 31

15 23

3 27

11 19





15