Конспект занятия на тему Мои права. Мои обязанности


Занятие на тему:
«Мои права. Мои обязанности»
-57467517970500
Социальный педагог ГБОУ АО
«Ракуло-Кокшеньгский детский дом»
Н.В. Дейтина
Февраль 2015 г.
Желаешь достичь успеха – не избегай своих обязанностей.
Цель: повышение правовой грамотности воспитанников.
Задачи:
Формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;
Целенаправленное педагогическое воздействие на поведение воспитанников в соответствии с нормами правовой культуры;
Формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;
Развитие интереса воспитанников к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности.
Аудитория: воспитанники 12-16 лет.
Оборудование, материалы: музыкальный центр, музыка для релаксации, высказывания о правах и обязанностях, листы с изображением острова для записывания прав, ватман, маркеры, памятки, Конвенция о правах ребенка.
Ход занятия:
Игра «Мы похожи?»
Участники игры под музыку ходят по комнате. Когда музыка замолкает, участники встают в пары, лицом друг к другу и говорят две фразы: «Ты похож на меня тем, что…» и «Я отличаюсь от тебя тем, что…»
-1524007493000Игру нужно повторить несколько раз. Желательно, чтобы каждый раз образовывались новые пары.
Ведущий:
Обратите внимание на стенд. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о правах)
Знаете ли вы свои права?
Для чего нам нужны права?
В игре «Мы разные?» мы воспользовались правом на отличие, т.е. каждый из нас имеет право быть собой.
Игра «Необитаемый остров»

Представьте, что вы потерпели кораблекрушение в открытом океане, подводное течение разбило вас на две группы и вынесло на два необитаемых острова. На эти острова не ступала нога человека, здесь нет никаких законов и правил. Вы являетесь первыми поселенцами на этой земле.
Но мы с вами знаем, что жить без прав и законов очень сложно, поэтому вам нужно определить права, которые будут действовать на вашем острове.
(Поделиться на группы можно разными способами, в данном случае на каждом острове находятся буквы, которые соответствуют первой букве имени участников. Можно предварительно задать вопрос: «Какое право приобретает человек при рождении?» (Право на имя). Участники подходят к тому «острову», на котором найдут первую букву своего имени)Индивидуальная работа: Каждый участник должен самостоятельно выбрать три права, которые, по его мнению, должны быть гарантированы каждому жителю этого острова.
Групповая работа: Группа обсуждает выбранные участниками права и выбирает и выбирает десять прав, являющихся, по общему мнению, наиболее важными. (выбранные права нужно записать на листке, где также записывается название острова)
Ведущий:
- Сложно ли было выполнять задание по одному? В группе?
- Кто был самым активным? К чьему мнению больше прислушивались?
- А теперь давайте составим общий список прав. Права, которые будут повторяться, будем отмечать галочкой.
- Сколько прав мы записали в нашем списке? Дайте ещё раз назовем права, которые, по вашему мнению, являются наиболее важными.
Ведущий:
Все мы знаем, что приобретая то или иное право, мы приобретаем и обязанности. Давайте мы запишем обязанности, которые мы приобретаем вместе с правами. (обязанности записываются на отдельном листе, который расположен рядом с тем, на котором записаны права, обязанности вытекают из прав, например: право на образование – обязанность учиться, выполнять домашнее задание, и т.д.)

Ведущий:
- изменились ли в ходе выполнения заданий ваши представления о том, какие права являются наиболее важными?
- какой станет жизнь, если исключить некоторые из этих прав?
- есть ли какие-либо права, которыми вы бы хотели дополнить список?
- с какой целью мы составили эти два списка?
Игра «Пантомима»
Ведущий:
А теперь представьте, что ваши права нарушаются.
Жители каждого острова показывают пантомиму, иллюстрирующую нарушение права. Жители другого острова должны угадать, какое право нарушено.
Ведущий:
Хорошо ли, когда ваши права нарушаются? (нет)
Ведущий:
Ну, что ж, сегодня вы очень хорошо поработали. Что наиболее всего вам запомнилось?
Всеми ли правами вы пользуетесь?
Не нарушаются ли ваши права?
Не нарушаете ли вы права других людей?
Выполняете ли вы свои обязанности?
Надеюсь, что защищая свои права, вы не станете нарушать права другого человека и не забудете про свои обязанности. А чтобы наша беседа запомнилась, я хочу подарить вам памятки, в которых вы найдете информацию о правах и обязанностях.