Открытое занятие на тему: «Введение в образовательную программу «Риторика и основы стихосложения». Цель: Знакомство с некоторыми видами деятельности программы «Риторика и основы стихосложения». Задачи: • Пробудить интерес к речевому творчеству и осно

Конкурсант: Шкурихина Валентина Евгеньевна.
Открытое занятие на тему: «Введение в образовательную программу «Риторика и основы стихосложения».
Цель:
Знакомство с некоторыми видами деятельности программы «Риторика и основы стихосложения».
Задачи:
Пробудить интерес к речевому творчеству и основам стихосложения;
Ознакомить с основами стихосложения;
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, воображение, фантазию, творческое самовыражение;
Пополнить словарный запас;
Прививать навык работы в группе.
Дидактическое обеспечение:
Распечатки с заданиями по станциям
Кроссворд «Узоры»
Оборудование:
ММП
Проектор, экран
Заготовки для снежинок, готовые снежинки, ножницы
Плакат со станциями
Бумага, ручки.

План-конспект открытого занятия на тему:
«Введение в образовательную программу «Риторика и основы стихосложения»
1ЭТАП (Организационный).
Здравствуйте! Меня зовут Валентина Евгеньевна, я - руководитель кружка по риторике и основам стихосложения. Я очень рада, что вы пришли ко мне на занятие, и хочу с каждым из вас познакомиться.
Перед вами листочки бумаги. Напишите на них своё имя (как бы вы хотели, чтобы я вас сегодня называла)
(Дети подписывают листочки и надевают бейджики)
Я рада, что мы теперь знакомы.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (о риторике и основах стихосложения)
2 ЭТАП (Основной).
Вопрос 1: Ребята, а что такое риторика? (Дети отвечают)
Чтобы дать более точный ответ на этот вопрос, я приглашаю вас в увлекательное путешествие на поезде с Госпожой Риторикой (на экране рисунок поезда и Г.Р.).
Путешествуя, будем играть и соревноваться. Для этого разделимся на 3 команды. Ребята, у которых белый бейджик – сядут за 1 стол, синий – за 2 стол, красный – за 3 стол.
Прошу занять места, поезд отправляется (музыка).
(дети имитируют движение поезда)

Наш поезд прибыл на станцию «Историческая»
(На экране станция « Историческая », рисунок Древней Греции и Г.Р.).
(Рассказ учителя)
Давно, более 2.500 лет назад, в Элладе, столице Древней Греции, расцвела древнейшая из наук на земле – РИТОРИКА.
В то время правило Элладой Народное собрание. Оно решало очень важные вопросы: начинать войну или заключать мир, осудить или оправдать человека. И выступить на собрании мог любой.
Древние греки учились риторике специально и считали ее очень важной наукой. Их учили УБЕЖДАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ, ВОСХВАЛЯТЬ, ОСУЖДАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ и т. д.
(слова на экране)
РИТОРИКА есть НАУКА КРАСНО ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ М.В. Ломоносов (философ и учёный)
Вопрос 2: Как вы понимаете « красно говорить»? (Дети отвечают)
На экране вы видите несколько фраз.
Выберите наиболее подходящую фразу?
1. Красно говорить - это значит говорить доходчиво и понятно.
2. Красно говорить - это значит говорить убедительно и доказательно.
3. Красно говорить - это значит, говорить свободно и плавно.
4. Красно говорить - это значит говорить так, чтобы добиться того, ради чего ты говоришь, – убедить, успокоить, упросить
/ похвала/
Вопрос 3: Как можно назвать человека, владеющего искусством слова?
КРАСНОРЕЧИВЫЙ ЧЕЛОВЕК (слова на экране)
Сделаем вывод: Что же такое Риторика?
(читаю из книги Толковый словарь для детей В.И.Даля стр.830)
Задание для команд: Составьте пословицы о речи.
(командам раздаются листочки с заданиями, дети соединяют пословицы ручкой, затем 1 человек из команды зачитывает их вслух).
1.Хорошую речь не без пустословия.
Петь хорошо вместе, хорошо и слушать.
В многословии, а говорить – порознь.

2.Много говорено, а слушать нечего.
Кто говорит, тот сеет; да мало сказано.
Красно говорит, кто слушает – собирает.

3.Красно поле пшеницей, что меду напиться
С тобой разговориться, тот много знает.
Кто много читает, а беседа умом.

(команды получают букву за правильный ответ)
Прошу занять места, поезд отправляется (музыка).
(дети имитируют движение поезда)
Наш поезд прибыл на станцию «Давайте пообщаемся»
(На экране станция «Давайте пообщаемся», рисунок поезда и Г.Р.).
Задание: Послушайте стихотворение А. Барто и подумайте, почему стихотворение называется «Я люблю ходить вдвоем» (на экране портрет А.Л.Барто и стих).
Я люблю ходить вдвоем,
В поле, в лес, на водоем,
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь.
Я люблю кричать: «Гляди!
Посмотри! Постой-ка!
Видишь, речка впереди!
Лодок, лодок сколько!..»
И с обрыва, с высоты
Я зову: «Ау! Где ты?
Погляди с обрыва,
Как вокруг красиво!»
Я один брожу в лесу
(Так бывает редко.)
Задрожала на весу,
Закачалась ветка.
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Крикнуть некому: «Постой!»
Я один
Мне красотой
Поделиться не с кем.
(ответ 1 команды)
Вывод: Конечно, когда не с кем поговорить о том, что увидел, не с кем «поделиться красотой», не с кем разделить свое чувство восхищения, человеку плохо. Человеку нужно общение.
- Если один человек говорит - это монолог.
Читаем его по ролям (учитель - автор, дети - мальчик)
- Если два человека разговаривают, то они ведут диалог.

Задание: Каждая команда прочитает диалог с карточки по ролям и прокомментирует его.
1. – Девочка, можно тебя попросить
– Ну, чего вам?
– Извини, уже ничего.
(ответ команды)

2. – Не могли бы вы мне помочь?
– Да, конечно.
– Скажите, пожалуйста, как проехать к центру?
– Садитесь на троллейбус №1 и езжайте до конца. (ответ команды)

3 . - Ты что делаешь?
- Ничего.
- А он что делает?
- Мне помогает.
Задание: Прочитай, что говорят Димка и Денис. (карточка) читает 1 команда, которая первая поднимает руку.
– Да, – задумчиво протянул Димка, – с математикой у меня дела плохи.
– Конечно, – отвечал Денис, – овчарка – отличная собака, но мне больше нравится колли.
– Задачу не решил, у примера ответ не сошелся.
– Колли веселая, с ней можно поиграть.
– Придется заниматься в каникулы.
Вопрос 4 (дополнительный): Можно ли назвать это диалогом?
Почему у ребят не получилось настоящего разговора? (ответ 1 команды)

Прошу занять места, поезд отправляется на следующую станцию (музыка). (дети имитируют движение поезда)
Наш поезд прибыл на станцию «?»
(На экране станция «?», рисунок поезда и Г.Р.)
Мы с вами прибыли на станцию, а на какую мы узнаем, если сложим слово из букв (я, а, р, о, и, г, в) (КОЛЛЕКТИВНО)
Получилось слово – станция «Игровая»
Задание: Тренируем эмоции
Улыбнитесь:
- как кот на солнце;
- как хитрая лиса;
- как будто увидел чудо. (ответ команды)
Позлитесь:
- как два барана на мосту;
- как ребенок, у которого отняли мороженое;
- как человек, которого ударили. (ответ команды)
Устаньте:
- как человек, поднявший тяжелый груз;
- как муравей, притащивший большую муху.
- как ребенок, который много потрудился, но помог маме; (ответ команды)
(каждая команда получает свою букву за правильный ответ)
2.Игра в рифму (ЧИТАЕМ ОБРАЗЕЦ С ЭКРАНА)
Са-са-са – вот идет лиса.
Су-су-су – видим мы лису.
За-за-за – закрывай глаза.
Ся-ся-ся – вот и сказка вся.
Жу-жу-жу – я на солнышке лежу.
Бе-бе-бе- сидели на трубе.
Задание:Сочините чистоговорки по образцу (карточки)
Ря-ря-ря-
Ре-ре-ре-
Ры-ры-ры-
·.
(слова подсказки: во дворе, комары, моря, летали, играли, синие)
Чи-чи-чи-
Чу-чу-чу-
Че-че-че- .
(слова подсказки: плече, калачи, кричу, кошка на, громко я, испекли мы)
Да-да-да -
Ды-ды-ды -
До-до-до - .
(слова подсказки: звезда, ноту ДО, сады, играем, зацвели, яркая)
(каждая команда зачитывает чистоговорки и получает свою букву за правильный ответ)
Прошу занять места, поезд отправляется (музыка).
(дети имитируют движение поезда)
Наш поезд прибыл на станцию «Текстовая»
(На экране станция «Текстовая», рисунок поезда и Г.Р.).
Задание: Работа с деформированным текстом (Расставить номера предложений и прочитать текст)
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415Наступила холодная зима. 13 EMBED Excel.Sheet.8 1415Выпал пушистый снег и замёрзла река. 13 EMBED Excel.Sheet.8 1415Теперь можно кататься на коньках и лыжах. 13 EMBED Excel.Sheet.8 1415Ночью ударил мороз. 13 EMBED Excel.Sheet.8 1415Хорошо зимой!
(на экране)
Проверь себя: 3, 2, 4, 1, 5. (букву получает та команда, которая расставила правильно № предложений)
Прошу занять места, поезд отправляется (музыка).
(дети имитируют движение поезда)
Наш поезд прибыл на станцию «Угадайкина»
(На экране станция «Угадайкина», кроссворд и Г.Р.).
Кроссворд «Узоры» - коллективно (снежинку вырезаем постепенно, после каждой загадки, под музыку «Танец снежинок»)
1. Детки сели на карниз
И растут все время вниз.
Что вверх корнем растет? (сосульки)

2. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила (зима)

3. Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (мороз)

4. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год (декабрь)

5. Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки,
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют.
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу (лыжи)

У нас получилось слово «Узоры».
Покажите, какие узоры получились у вас.
Я хочу подарить вам свои снежинки. На них можно написать и отправить письмо Дедушке Морозу.

А теперь пора подвести итог. Составьте из разрезных букв слова и прочтите их (мысль, речь, стихи, диалог)

Вывод: Риторика учит работать с текстом, четко и логично высказывать свои мысли, задавать вопросы, участвовать в диалоге, грамотно оформлять свою речь

3 этап (Итоговый).
Я надеюсь, что, путешествие по станциям (обращаю внимание на экран, где изображены эти 5 станций и ещё раз их перечисляю), вам понравилось. Это примерно то, чем дети занимаются у меня на занятиях кружка по риторике.


Я надеюсь, что риторика станет для вас самым большим другом, поможет научиться выразительно читать, говорить, сочинять.
Очень хотела бы видеть вас на своих занятиях.
До свидания! До новых встреч!

Снежинки – пушинки
К нам с неба летят.
Снежинки – пушинки
Глядят на ребят.

Снежинки – пушинки
Изысканней нет,
И шлют нам снежинки
От тучки привет.







Станция
«Историческая»

Станция
«Давайте пообщаемся»


Станция
«Игровая»

Станция
«Текстовая»


Станция
«Угадайкина»

КРАСНОРЕЧИВЫЙ
ЧЕЛОВЕК

монолог

диалог

РИТОРИКА есть

НАУКА КРАСНО

ГОВОРИТЬ И

ПИСАТЬ

М.В. Ломоносов




Задание: Составьте пословицы о речи.
(соедините пословицы ручкой, затем 1 человек из команды зачитывает их вслух).
1.Хорошую речь не без пустословия.
Петь хорошо вместе, хорошо и слушать.
В многословии, а говорить – порознь.


Задание: Составьте пословицы о речи.
(соедините пословицы ручкой, затем 1 человек из команды зачитывает их вслух).

2.Много говорено, а слушать нечего.
Кто говорит, тот сеет; да мало сказано.
Красно говорит, кто слушает – собирает.



Задание: Составьте пословицы о речи.
(соедините пословицы ручкой, затем 1 человек из команды зачитывает их вслух).
3.Красно поле пшеницей, что меду напиться
С тобой разговориться, тот много знает.
Кто много читает, а беседа умом.

Задание: команда читает диалог с карточки по ролям и комментирует его.
– Девочка, можно тебя попросить
– Ну, чего вам?
– Извини, уже ничего.



Задание: команда читает диалог с карточки по ролям и комментирует его.
– Не могли бы вы мне помочь?
– Да, конечно.
– Скажите, пожалуйста, как проехать к центру?
– Садитесь на троллейбус №1 и езжайте до конца.




Задание: команда читает диалог с карточки по ролям и комментирует его.
- Ты что делаешь?
- Ничего.
- А он что делает?
- Мне помогает.

Задание: Прочитай, что говорят Димка и Денис.
читает команда, которая первая поднимает руку.

– Да, – задумчиво протянул Димка, – с математикой у меня дела плохи.

– Конечно, – отвечал Денис, – овчарка – отличная собака, но мне больше нравится колли.

– Задачу не решил, у примера ответ не сошелся.

– Колли веселая, с ней можно поиграть.

– Придется заниматься в каникулы.


Можно ли назвать это диалогом?
Почему у ребят не получилось настоящего разговора?



Задание: Тренируем эмоции
Улыбнитесь:

- как кот на солнце;
- как хитрая лиса;
- как будто увидел чудо.



Задание: Тренируем эмоции
Позлитесь:

- как два барана на мосту;
- как ребенок, у которого отняли мороженое;
- как человек, которого ударили.



Задание: Тренируем эмоции
Устаньте:

- как человек, поднявший тяжелый груз;
- как муравей, притащивший большую муху.
- как ребенок, который много потрудился, но помог маме.

Задание:Сочините чистоговорки по образцу
Ря-ря-ря-
Ре-ре-ре-
Ры-ры-ры- .
(слова подсказки: во дворе, комары, моря, летали, играли, синие)



Задание:Сочините чистоговорки по образцу
Чи-чи-чи-
Чу-чу-чу-
Че-че-че- .
(слова подсказки: плече, калачи, кричу, кошка на, громко я, испекли мы)


Задание:Сочините чистоговорки по образцу
Да-да-да -
Ды-ды-ды -
До-до-до - .
(слова подсказки: звезда, ноту ДО, сады, играем, зацвели, яркая)

Задание: Работа с деформированным текстом

(Расставить номера предложений и прочитать текст)

13 EMBED Excel.Sheet.8 1415Теперь можно кататься на коньках и

лыжах.

13 EMBED Excel.Sheet.8 1415Выпал пушистый снег и замёрзла

река.

13 EMBED Excel.Sheet.8 1415Ночью ударил мороз.


13 EMBED Excel.Sheet.8 1415Наступила холодная зима.


13 EMBED Excel.Sheet.8 1415Хорошо зимой!




М

Ы


С


Л

Ь




Р

Е


Ч

Ь






С

Т


И

Х

И




Д

И


А

Л

О
Г


Р
И

Т
О

Р
И

К
А


Снежинки – пушинки
К нам с неба летят.
Снежинки – пушинки
Глядят на ребят.

Снежинки – пушинки
Изысканней нет,
И шлют нам снежинки
От тучки привет.


Root EntryArial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial Cyr1" Arial CyrО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 Arial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial CyrО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 Arial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial CyrО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 Arial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial CyrО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 Arial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial CyrО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14