Урок по развитию речи на тему «Обобщение знаний и личных впечатлений о зимующих птицах»

Технологическая карта урока по развитию речи в 3 г классе УМК « Школа России»
МБСКОУ школа-интернат №11, учитель 1 категории Юлдашбаева А.А.

Урок развития речи
Тема урока:
«Обобщение знаний и личных впечатлений о зимующих птицах»

Цель:
1. Обобщить и закрепить представление детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбор слов-антонимов, однокоренных слов.
2. Развитие связной речи, эстетических чувств, работать над увеличением объема памяти, тренировать образную память, развивать мышление, воображение.
* воспитывать бережное отношение к птицам.
ЗАДАЧИ:
* активизация словаря, формирование умения согласовывать существительные с прилагательными;
* коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании и различении;
* развитие мотивации к учению.

Планируемые результаты:
- личностные: освоить личностный смысл учения, желание учиться.
- метапредметные: учащийся контролирует выполнение учебной задачи, классифицирует, сопоставляет, противопоставляет понятия, отвечает на итоговые вопросы, оценивает свою работу.
- предметные: продолжить знакомство по теме «Зимующие птицы». Развивать умения анализировать, делать выводы, развивать выразительную речь, мышление, внимание.



Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД


1.Организационный момент.








2. Речевая разминка



































3. Актуализация знаний


















4. Постановка учебной задачи
(Целеполагание)












5. Работа над темой урока


















































































































































































·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Итог урока

Рефлексия




















7. Дом. задание












- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их.
Вот звенит для нас звонок - начинается урок.
На столе у нас в порядке, книжки, ручки и тетрадки.
Тихо сядьте все за парты. Ровно руки положите,
На меня все посмотрите.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было все понятно.

Сейчас мы выполним артикуляционную гимнастику и постараемся на уроке говорить чётко и правильно .
1.. Артикул. гимнастика: - Для того, чтобы говорить внятно и понятно на м поможет в этом Лосяш. (Слайд )
А Лосяш наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Сказки эти он расскажет И картинки нам покажет.
Сказка о Весёлом Язычке. (Показ слайдов).
2.Скороговорки и чистоговорки

Вспомним нашу скороговорку «За обедом»
А сейчас чистоговорку:

Ок –ок – ок – выпал снежок.
Ул – ул – ул – ветер подул.
Ели – ели – ели – птицы улетели.
Оз – оз – оз – пришёл мороз.
Ма – ма – ма – наступила зима.
МОЛОДЦЫ!


А сейчас мы с вами отгадаем загадку:
Много разных видов есть
Сразу их не перечесть.
Пьют из лужицы водицу,
Всюду зернышки клюют
Ошибиться - не годиться,
Потому что это (птица)
Просмотр фильма о птицах №1

-Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края, а остаются рядом с нами?
Дети: - Зимующие птицы.
-Кто такие зимующие птицы?
Дети: -Те, которые остались на зиму в родных краях.
-Почему зимой птицы перебираются из леса ближе к жилищу людей?
- Каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: -Ворона, сорока, воробей, синица, дятел, голубь.
А есть ещё птицы, которые прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?
Дети: -Снегирь, клёст, свиристели.
Почему зимующие птицы не страшатся морозов?
Дети: -Эти птицы выносливые, неприхотливые, питаются семенами, ягодами рябины и тем, что дадут люди.

-В этом конверте загадки о птицах. Давайте их отгадаем.
1. «Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика».
- Кто это?
Дети:- Это синица. (слайд)
-Давайте послушаем сообщение детей о синице.
Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
- Какая грудка у синички? Желтая грудка. Как сказать одним словом? (желтогрудая)
-Составьте предложение со словом синичка.
-У нас живут синицы нескольких видов, но самая известная - большая синица. Она звонко поёт, быстро перепрыгивает с ветки на ветку, у неё деловой вид.
У синиц тёмно-синие пёрышки. Выискивая насекомых, они повисают то вниз головой, то усаживаются боком. Целый день они делают доброе дело - поедают вредных насекомых.
2. «Птица редкой красоты - украшение зимы.
Серо-розовое платье, хохолок на ней, шляпка.
Где рябина полыхает
Там красавица бывает».
 Это довольно крупные птицы, размером со скворца, появляются стаями. Свиристели доверчивы, позволяют себя рассматривать с близкого расстояния. Их нежнейшее оперение имеет дымчато-розовую окраску, на голове пушистый хохолок, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской.
Свиристели- прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Основной корм свиристелей зимой - ягоды рябины. Крылья у нее черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. За это их и прозвали свиристелями.
 
3. «Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это (Cнегири) ».
Д. : Это снегири, (выставляется картинка снегиря) .
- Какого цвета грудка у снегиря? (красного) Красная грудка, а как сказать одним словом? (красногрудый) С чем сравнивается снегирь в загадке? (с яблоками) Почему?
Снегирь небольшой, чуть крупнее воробья, плотного телосложения. Зимой в морозные дни  птицы топорщат свое густое оперение и тогда кажутся даже толстыми. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, рябиной. Весной снегири будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут и выкормят птенцов. Поздней осенью, в начале зимы раздаётся низкий звонкий посвист: жю- жю-жю.
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири зимой только прилетают к нам. Они и зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом.
Для снегирей наши леса и есть «тёплые края», летом они живут на севере. Увидеть зимой снегирей нетрудно, их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета..
4. «Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле, кле, кле –
Поет со свистом».
Д. : Это клест, (выставляется картинка клеста) .
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.
- Зачем природа одарила клеста таким клювом?

5. «Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю».
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель загадывает другую загадку) .
«По дворам шныряет, крохи собирает»
-Кто это?
Дети:-Это воробей, (выставляется картинка воробья) .
-Назовите воробья ласково. (воробышек, воробьишко)
-Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых.  Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.
6. Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит
Д. : Это дятел, (выставляется картинка дятла)
- Почему дятла называют лесным доктором?
-Почему дятла называют пестрым? ( У дятла чёрные и белые перья, красная шапочка и штанишки).

-Дятлы- в наших лесах обитают не менее восьми видов дятлов. Из которых наиболее распространёнными можно считать большого пёстрого и малого пёстрого дятлов. Первый на самом деле не такой уж и большой- весит граммов 100. Но по сравнению с малым ( а тот весит раз в десять меньше) он, конечно же великан.

- С поразительной ловкостью дятлы передвигаются по стволу. В этом ему помогают своеобразно устроенные ноги, два пальца которых обращены вперёд. а два- назад, снабжённые очень острыми изогнутыми когтями. Важным подспорьем для искусного лазанья является ещё и хвост дятла. Состоящий из жёстких и упругих перьев. Прицепившись острыми когтями к коре. Дятел прижимает к стволу дерева свой необыкновенный хвост, который таким образом, служит ему опорой и своеобразной пружиной, позволяющей отталкиваться при движении вверх по стволу. Обращает на себя внимание и действительно «выдающийся» клюв дятла- длинный, сильный, долотообразный.

7. «Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая».
Сорока- окраска оперения головы, шеи, спины черная с сильным металлическим блеском, брюшная сторона, плечи и пятна на крыльях белые. Длинный ступенчатый хвост, короткие и широкие крылья. Сорока активно осваивает городские территории. Ведёт осёдлый образ жизни. Это всеядная птица : поедает мышевидных грызунов, птичьи яйца и птенцов. Из кормов растительного происхождения семена подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза и различных сорняков.

Оседлый, хорошо приспособившийся к жизни вид. Зимний холод и голод заставляет эту осторожную птицу жаться ближе к жилью человека. Посещает свалки, мусорные контейнеры и другие места, где можно найти пищевые отходы. Зимой ведут одиночный образ жизни.

Ребята, впервые в нашу местность прилетели зимующие птицы, их называют щур. Другое название – финский попугай. Облюбовали наши места из-за большого урожая рябины. Посмотрите, как она выглядит.

А, теперь, ребята, посмотрите на наших птиц, и скажите: У кого самый длинный хвост? (у сороки) Как сказать одним словом длинный хвост? (длиннохвостая) Если хвост длинный, большой, значит, как можно его назвать по-другому? (хвостище)
-У кого самый маленький хвост? (у воробья) Как мы назовем? (хвостик)
-А если у птицы хвост большой, то как мы его назовем? (хвостище)
-Как скажем про клюв, если он очень большой? (клювище)
А у кого самый маленький? (клювик)
- Молодцы ребята, вы очень много знаете о птицах.
Физминутка
Птички прыгают, летают
Птички прыгают, поют,
Птички крошки собирают
Птички зернышки клюют.
Перышки почистили
Клювики почистили
Дальше полетели
И на место сели.


1. Дидактическая игра «У кого-
кто?»

У снегиря - снегирята. У воробья - .. У синицыУУУУ - ...
У голубя -.. У вороны-..

2. Игра: Четвертый лишний ( Работа в паре)








-шуба, свитер, платье, валенки;
-воробей, клест, галка, снегирь;
-грач, стриж, ласточка, воробей;







-синица, дятел, клест, кукушка;
-шуба, свитер, платье, валенки;
-воробей, клест, галка, снегирь;
-грач, стриж, ласточка, воробей;

3. Работа в рабочих тетрадях.

С. № Какая ваша задача? ( Назвать птичек ласково) Индивидуальная работа.

Проверка

4. Дидактическая игра «Скажи наоборот» ( Работа в паре)

У воробья туловище мелкое, а у вороны ... (крупное).
У вороны клюв большой, а у воробья ... ,
У воробья хвост короткий, а у вороны ... .
У воробья лапки тонкие, а у вороны ... и т.д.

5. Образование множественного числа существительных .1 группа называет зимующую птицу в ед.ч., а 2 группа – во мн.ч.
Например: синица синицы, воробей-.,снегирь-,клест-,ворона-., дятел-, свиритстель-


6 . Образование сложных прилагательных.
Например: У сороки белые бока белобокая сорока.
У снегиря красная грудь-
У воробья короткие лапы ....
У вороны длинный клюв ... .
У дятла красная голова ....
У синицы желтая грудь ... .

7. .Согласование притяжательных местоимений с существитель ными.
Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?


Что случиться, если птиц вдруг не станет?
Беда случиться: умолкнут поля, леса, не порадуют наши глаза их ловкий, быстрый полёт, их яркое оперенье. Вместе с птицами исчезнут и их секреты, и их тайны. Не сложат о птицах новых стихов
и песен, пословиц и поговорок, не сочинят сказок.
Поэтому наша задача - охранять и любить птиц, заботиться
о них, и они отблагодарят нас своим пением и красотой.

Учитель: Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен.
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.

( Если останется время)
Конкурс «Сложи пословицу»(пословицы разрезаны)

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Как сорока хвостом, так болтун языком.
Осенью и у воробья пир.
И сова своих детей хвалит.
Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой.
Всякая пташка хлопочет- своего гнезда хочет.
У кого мы были в гостях?
            Какие это птицы?
            Почему птицы, у которых мы были в гостях, так называются?
            Какая зимующая птица называется «санитаром леса»? Почему?
            Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?
            Что вам больше всего запомнилось сегодня на уроке?

Р.т.с.____№____,
Подумать о строительстве кормушки вместе с родителями


Работа с выставкой книг.





Включение в деловой ритм.















Предлагает задание, наблюдает за качеством выполнения.

































Включить детей в обсуждение вопросов и определения темы урока и его задач








Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.




На доске вывешиваются фотографии птиц и их названия











Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Включить детей в обсуждение вопросов и определения темы урока и его задач











Включает детей в работу по расширению словарного запаса








Проверяет усвоения знаний по теме

Предлагает найти нужный ответ.


( выставляется картинка с изображением синицы)

Учитель предлагает сделать сообщение подготовленному ученику











Учитель использует предметную связь






Учитель расширяет представления детей о птице














Проводится аналогичная работа по всем видам зимующих птиц


















Учитель предлагает сделать сообщение ученику о птице




















































































































































































































Учитель показывает фотографию щура





























































Учитель организует индивидуальную работу в тетрадях










































































































Организует рефлексию.
Учитель подводит итоги урока. Контролирует работу учащихся.




















Учитель предлагает прочитать книги о птицах

















Подготовка класса к работе.















Выполняют упражнения для язычка перед зеркалом.
































Выполняют задания учителя, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.









Дети рассматривают предлагаемый материал













Выполняют задания учителя, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.









Участвуют в обсуждении вопросов, формируют задачи урока






Выполняют задание учителя










Ученик делает сообщение о синице










Дети отвечают на

вопросы









































































































































































































































































Дети ее рассматривают

























Дети отдыхают, выполняя физ. упражнения

































Выполняют задание учителя




































































Выполняют задание учителя





































Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

.




















Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание.









Регулятивные: контроль, коррекция


































Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.











Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение_ формирование познавательной цели; логические: формирование проблемы.










Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.











Регулятивные: контроль , выделение, осознание уже усвоенного и что еще подлежит усвоению.












Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками






Метапредметные
Личностные: самоопределение.
Регулятивные:контроль, коррекция.




















Коммуникативные:управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка действия партнера.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.





































































































































































































































































































































Регулятивные: контроль , выделение, осознание уже усвоенного и что еще подлежит усвоению.

































Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:общеучебные:выбор наиболее эффективных способов.

Личностные:смыслообразование.


















Личностные: смыслообразование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование.











Личностные: смыслообразование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование.